Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Козелкина И.И., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца МУП "Жилспецсервис" - не явились, извещены надлежаще
от ответчика ИП Тверитиновой М.Р. - Парамонов Ю.А. - представитель по доверенности от 05.12.2011 г. б/н, - Садохов С.В. - представитель по доверенности от 05.12.2011 г. б/н
третье лицо - не явились, извещено надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тверитиновой М.Р. на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 г. по делу N А09-8366/2011,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилспецсервис" г. Брянска (ОГРН 1063250030084) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Тверитиновой Марине Рудольфовне (ОГРНИП 304325525000305) о взыскании задолженности в сумме 6 882 руб.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 3 698 руб. за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 1 по ул. 3 Интернационала в г. Брянске за период с 01.07.2010 по 30.09.2011 в соответствии с представленным расчетом (т. 1 л.д. 98). Данное уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен отдел цен и тарифов Комитета по экономике Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2012 заявленные исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца была взыскана задолженность в сумме 1 404 руб.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.05.2012 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с настоящей кассационной жалобой, в которой ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить.
При этом заявитель жалобы указывает на непринятие судом во внимание представленного Тверитиновой М.Р. расчета за содержание и текущий ремонт имущества дома, неправильное применение судами норм материального права при рассмотрении вопроса о порядке предоставления из бюджета субсидий по нежилым помещениям.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своих представителей в суд округа не направили.
26.10.2012 г. МУП "Жилспецсервис" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца в связи с невозможностью явки последнего.
Рассмотрев заявленное ходатайство, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ и ст. 285 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает настоящую жалобу в отсутствие истца и третьего лица, участвующих в деле.
Представители ответчика доводы кассационной жалобы поддержали, просили судебные акты отменить.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, МУП "Жилспецсервис" г. Брянска имеет на балансе, принятое на праве хозяйственного ведения от МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Бежицкого района г. Брянска" на основании постановления Брянской городской администрации N 1665-п от 08.06.2007 "О передаче общежитий в хозяйственное ведение (на баланс) МУП "Жилспецсервис" г. Брянска" общежитие, расположенное по адресу: г. Брянск ул. 3 Интернационала, д. 1.
На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска N 13Б-2010 от 11.01.2010 ИП Тверитинова М.Р. арендовала у Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации объект муниципального нежилого фонда по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3 Интернационала, д. 1, общей площадью 26,2 кв. м для использования под склад (хранение), розничная торговля канцелярскими товарами; офисной бумагой и косметикой.
01.01.2010 между ИП Тверитиновой М.Р. (заказчик) и МУП "Жилспецсервис" г. Брянска (управляющая компания) заключен договор N 60 на возмещение затрат по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - Договор N 60), согласно которому управляющая компания приняла на себя обязательство по техническому обслуживанию, надлежащему содержанию и ремонту инженерных систем и оборудования общего имущества многоквартирного дома, аварийному ремонту внутридомовых коммуникаций и санитарному содержанию мест общего пользования и придомовой территории, обеспечению готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению заказчику коммунальных услуг по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, д. 1 для использования нежилого помещения площадью 18,5 кв. м.
Согласно п. 5.1 заказчик обязался производить оплату за содержание и текущий ремонт до 20 числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет управляющей компании или по согласованию сторон настоящего договора путем проведения взаиморасчетов, сумма договора составляет 458,80 руб. в месяц (с НДС), стоимость 1 кв. м 24,80 руб. (п. 5.2 договора).
Договор был заключен на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим договором.
19.07.2010 ИП Тверитинова М.Р. приобрела у Управления имущественных земельных отношений Брянской городской администрации в собственность нежилое помещение, общей площадью 18,5 кв. м, этаж 2, номер на поэтажном плане 30, по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3 Интернационала, д. 1 (свидетельство о государственной регистрации права 32-АГ 818651).
В период с 2010 - 2011 гг. МУП "Жилспецсервис" г. Брянска оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, д. 1.
Порядок предоставления из бюджета города Брянска субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлен постановлением Брянской городской администрации от 12.02.2010 N 223п, утвердившим данный порядок.
На основании соглашений, заключенных между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации и МУП "Жилспецсервис" о предоставлении субсидий на возмещение разницы в ценах по содержанию и ремонту жилищного фонда N 19 от 20.02.2009, N 1-а от 01.04.2010, N 1 от 17.01.2011 с дополнительными соглашениями N 1 от 03.11.2011 г., N 2 от 08.12.2011 г., N 3 от 23.12.2011 г., предусматривавшие предоставление МУП "Жилспецсервис" субсидий на возмещение выпадающих доходов в связи с оказанием населению жилищных услуг по ценам, утвержденным постановлением Брянской городской администрации, не обеспечивающим возмещение издержек, истцу компенсируются выпадающие доходы в связи с оказанием жилищных услуг, в том числе за содержание и текущий ремонт, по ценам для населения, в т.ч. по общежитию по ул. 3 Интернационала, д. 1 (в 2010 году - 10,34 руб., в 2011 году - 11,89 руб.).
Ссылаясь на то, что предприниматель не вносит платежи по содержанию и ремонту общего имущества в период пользования нежилым помещением, МУП "Жилспецсервис" обратилось в суд с требованием о взыскании задолженности.
Удовлетворяя заявленные исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из обязанности ответчика, как собственника нежилого помещения многоквартирного дома по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, д. 1, оплачивать оказанные истцом услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений этого дома с 19.07.2010 по 30.09.2011 исходя из установленной в договоре стоимости 1 кв. м принадлежащего ответчику помещения в размере 24,80 руб.
Оставляя решение суда от 13.03.2012 без изменения, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно положениям ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Согласно пунктам 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно постановлению Брянской городской администрации от 22.12.2009 года N 2582-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис", и постановлению от 21.12.2010 года N 3374-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис", размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений в пределах нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории г. Брянска рассчитывается по ценам для населения, размер платы за содержание и текущий ремонт за сверхнормативную площадь рассчитывается по экономически обоснованным ценам.
В соответствии с указанными постановлениями размер платы за содержание и текущий ремонт для граждан рассчитывается: по ценам для населения за площадь в пределах нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма, по экономически обоснованным ценам - за сверхнормативную площадь.
Экономически обоснованные цены на содержание и текущий ремонт общежитий без лифтов и мусоропроводов, обслуживаемых предприятием составляют: на 2010 год - 51 руб. 01 коп. за 1 кв. м, на 2011 год - 59 руб. 25 коп. за 1 кв. м.
С 01.01.2010 для жилых помещений в общежитии по ул. 3 Интернационала, д. 1 цена для населения составила 10,34 руб., экономически обоснованная цена - 51,01 руб., с 01.01.2011 г. цена для населения - 11,89 руб., экономически обоснованная цена - 59,25 руб.
Согласно Письму Минрегионразвития РФ от 26.03.2007 N 5280-СК/07 "Об управлении многоквартирными домами" в случае, если собственниками многоквартирного дома не реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления многоквартирным домом относится к компетенции органов местного самоуправления. В силу ст. 17 ФЗ N 131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления и РФ" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 424 ГК РФ).
Приказом МУП "Жилспецсервис" г. Брянска N 487 от 14.07.2009 "Об утверждении цены на содержание и текущий ремонт нежилых помещений" была установлена минимальная величина месячной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в специализированном жилищном фонде предприятия для арендаторов, собственников и ссудополучателей нежилых помещений в размере 24 руб. 80 коп. за 1 кв. м (с НДС).
Указанный размер платы был согласован сторонами в заключенном между ними Договоре N 60 на возмещение затрат по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
На основании вышеизложенного довод заявителя кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего спора суду следовало исходить из расчета представленного ИП Тверитиновой М.Р., отклоняется кассационной инстанцией, как несостоятельный.
Так, размер платы за содержание и ремонт общего имущества ИП Тверитинова М.Р. определяет не на основании заключенного ею с истцом Договора N 60, а на основании постановления Брянской городской администрации от 22.12.2009 N 2582-п и от 21.12.2010 N 3374-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис", по ценам на 2010 год исходя из 10 руб. 34 коп. за 1 кв. м, на 2011 год исходя из 11 руб. 89 коп. за 1 кв. м. Вместе с тем, как указывалось выше данный размер платы утвержден собственником жилого фонда за наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис" и фактически является льготной ценой для населения, компенсируемой МУП "Жилспецсервис" из бюджета.
В пункте 2.3. постановления Брянской городской администрации от 12.02.2008 N 144-П и пункте 3.1.1. постановления Брянской городской администрации от 12.02.2010 N 223-П регламентирован порядок предоставления управляющим компаниям субсидий из бюджета города Брянска в целях возмещения недополученных доходов, в связи с начислением платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений по ценам, утвержденным постановлениями Брянской городской администрации, гражданам, проживающим в жилых помещениях общежитий, в которых не выбран способ управления домом или принятое решение не было реализовано.
Таким образом, недополученные доходы МУП "Жилспецсервис" г. Брянска, связанные с начислением гражданам платы за содержание и текущий ремонт по ценам для населения за площадь в пределах нормы предоставления жилых помещений, возмещаются предприятию путем предоставления субсидий из бюджета города Брянска. За содержание площади, превышающей нормы предоставления жилых помещений, население платит самостоятельно на содержание и текущий ремонт общежитий без лифтов и мусоропроводов, обслуживаемых предприятием, исходя из экономически обоснованных тарифов, утвержденных постановлениями Брянской городской администрации.
С учетом изложенного, судами правомерно определена задолженность ответчика перед истцом по договору, которая составила 1 404 руб. 04 коп. за период с 19.07.2010 по 30.09.2011, исходя из установленного Договором N 60 размера платы, площади принадлежащего ответчику нежилого помещения, и частичной оплаты ответчиком оказанных услуг на общую сумму 5 211 руб. 60 коп.
При этом суды обоснованно учитывали предоставление органом местного самоуправления истцу субсидий на возмещение выпадающих доходов в связи с оказанием населению жилищных услуг по ценам, утвержденным постановлением Брянской городской администрации за содержание и текущий ремонт, в частности, по общежитию по ул. 3 Интернационала, д. 1, а непредоставление таких субсидий в связи с оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту ответчику, как собственнику нежилого помещения, не может рассматриваться как ущемление его прав, ставящее в невыгодное положение по сравнению с гражданами, проживающими в жилых помещениях данного общежития.
Более того, предусмотренная Договором N 60 плата за содержание и текущий ремонт нежилого помещения ответчика не превышает экономически обоснованную плату, установленную постановлениями Брянской городской администрации.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом РФ правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов нет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 г. по делу N А09-8366/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.Г.ЕГОРОВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N А09-8366/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N А09-8366/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Козелкина И.И., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца МУП "Жилспецсервис" - не явились, извещены надлежаще
от ответчика ИП Тверитиновой М.Р. - Парамонов Ю.А. - представитель по доверенности от 05.12.2011 г. б/н, - Садохов С.В. - представитель по доверенности от 05.12.2011 г. б/н
третье лицо - не явились, извещено надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тверитиновой М.Р. на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 г. по делу N А09-8366/2011,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилспецсервис" г. Брянска (ОГРН 1063250030084) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Тверитиновой Марине Рудольфовне (ОГРНИП 304325525000305) о взыскании задолженности в сумме 6 882 руб.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 3 698 руб. за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 1 по ул. 3 Интернационала в г. Брянске за период с 01.07.2010 по 30.09.2011 в соответствии с представленным расчетом (т. 1 л.д. 98). Данное уточнение принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен отдел цен и тарифов Комитета по экономике Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2012 заявленные исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца была взыскана задолженность в сумме 1 404 руб.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.05.2012 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с настоящей кассационной жалобой, в которой ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить.
При этом заявитель жалобы указывает на непринятие судом во внимание представленного Тверитиновой М.Р. расчета за содержание и текущий ремонт имущества дома, неправильное применение судами норм материального права при рассмотрении вопроса о порядке предоставления из бюджета субсидий по нежилым помещениям.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своих представителей в суд округа не направили.
26.10.2012 г. МУП "Жилспецсервис" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца в связи с невозможностью явки последнего.
Рассмотрев заявленное ходатайство, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ и ст. 285 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает настоящую жалобу в отсутствие истца и третьего лица, участвующих в деле.
Представители ответчика доводы кассационной жалобы поддержали, просили судебные акты отменить.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, МУП "Жилспецсервис" г. Брянска имеет на балансе, принятое на праве хозяйственного ведения от МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Бежицкого района г. Брянска" на основании постановления Брянской городской администрации N 1665-п от 08.06.2007 "О передаче общежитий в хозяйственное ведение (на баланс) МУП "Жилспецсервис" г. Брянска" общежитие, расположенное по адресу: г. Брянск ул. 3 Интернационала, д. 1.
На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска N 13Б-2010 от 11.01.2010 ИП Тверитинова М.Р. арендовала у Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации объект муниципального нежилого фонда по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3 Интернационала, д. 1, общей площадью 26,2 кв. м для использования под склад (хранение), розничная торговля канцелярскими товарами; офисной бумагой и косметикой.
01.01.2010 между ИП Тверитиновой М.Р. (заказчик) и МУП "Жилспецсервис" г. Брянска (управляющая компания) заключен договор N 60 на возмещение затрат по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - Договор N 60), согласно которому управляющая компания приняла на себя обязательство по техническому обслуживанию, надлежащему содержанию и ремонту инженерных систем и оборудования общего имущества многоквартирного дома, аварийному ремонту внутридомовых коммуникаций и санитарному содержанию мест общего пользования и придомовой территории, обеспечению готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению заказчику коммунальных услуг по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, д. 1 для использования нежилого помещения площадью 18,5 кв. м.
Согласно п. 5.1 заказчик обязался производить оплату за содержание и текущий ремонт до 20 числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет управляющей компании или по согласованию сторон настоящего договора путем проведения взаиморасчетов, сумма договора составляет 458,80 руб. в месяц (с НДС), стоимость 1 кв. м 24,80 руб. (п. 5.2 договора).
Договор был заключен на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим договором.
19.07.2010 ИП Тверитинова М.Р. приобрела у Управления имущественных земельных отношений Брянской городской администрации в собственность нежилое помещение, общей площадью 18,5 кв. м, этаж 2, номер на поэтажном плане 30, по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. 3 Интернационала, д. 1 (свидетельство о государственной регистрации права 32-АГ 818651).
В период с 2010 - 2011 гг. МУП "Жилспецсервис" г. Брянска оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, д. 1.
Порядок предоставления из бюджета города Брянска субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлен постановлением Брянской городской администрации от 12.02.2010 N 223п, утвердившим данный порядок.
На основании соглашений, заключенных между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации и МУП "Жилспецсервис" о предоставлении субсидий на возмещение разницы в ценах по содержанию и ремонту жилищного фонда N 19 от 20.02.2009, N 1-а от 01.04.2010, N 1 от 17.01.2011 с дополнительными соглашениями N 1 от 03.11.2011 г., N 2 от 08.12.2011 г., N 3 от 23.12.2011 г., предусматривавшие предоставление МУП "Жилспецсервис" субсидий на возмещение выпадающих доходов в связи с оказанием населению жилищных услуг по ценам, утвержденным постановлением Брянской городской администрации, не обеспечивающим возмещение издержек, истцу компенсируются выпадающие доходы в связи с оказанием жилищных услуг, в том числе за содержание и текущий ремонт, по ценам для населения, в т.ч. по общежитию по ул. 3 Интернационала, д. 1 (в 2010 году - 10,34 руб., в 2011 году - 11,89 руб.).
Ссылаясь на то, что предприниматель не вносит платежи по содержанию и ремонту общего имущества в период пользования нежилым помещением, МУП "Жилспецсервис" обратилось в суд с требованием о взыскании задолженности.
Удовлетворяя заявленные исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из обязанности ответчика, как собственника нежилого помещения многоквартирного дома по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, д. 1, оплачивать оказанные истцом услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений этого дома с 19.07.2010 по 30.09.2011 исходя из установленной в договоре стоимости 1 кв. м принадлежащего ответчику помещения в размере 24,80 руб.
Оставляя решение суда от 13.03.2012 без изменения, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно положениям ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Согласно пунктам 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно постановлению Брянской городской администрации от 22.12.2009 года N 2582-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис", и постановлению от 21.12.2010 года N 3374-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис", размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений в пределах нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории г. Брянска рассчитывается по ценам для населения, размер платы за содержание и текущий ремонт за сверхнормативную площадь рассчитывается по экономически обоснованным ценам.
В соответствии с указанными постановлениями размер платы за содержание и текущий ремонт для граждан рассчитывается: по ценам для населения за площадь в пределах нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма, по экономически обоснованным ценам - за сверхнормативную площадь.
Экономически обоснованные цены на содержание и текущий ремонт общежитий без лифтов и мусоропроводов, обслуживаемых предприятием составляют: на 2010 год - 51 руб. 01 коп. за 1 кв. м, на 2011 год - 59 руб. 25 коп. за 1 кв. м.
С 01.01.2010 для жилых помещений в общежитии по ул. 3 Интернационала, д. 1 цена для населения составила 10,34 руб., экономически обоснованная цена - 51,01 руб., с 01.01.2011 г. цена для населения - 11,89 руб., экономически обоснованная цена - 59,25 руб.
Согласно Письму Минрегионразвития РФ от 26.03.2007 N 5280-СК/07 "Об управлении многоквартирными домами" в случае, если собственниками многоквартирного дома не реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления многоквартирным домом относится к компетенции органов местного самоуправления. В силу ст. 17 ФЗ N 131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления и РФ" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 424 ГК РФ).
Приказом МУП "Жилспецсервис" г. Брянска N 487 от 14.07.2009 "Об утверждении цены на содержание и текущий ремонт нежилых помещений" была установлена минимальная величина месячной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в специализированном жилищном фонде предприятия для арендаторов, собственников и ссудополучателей нежилых помещений в размере 24 руб. 80 коп. за 1 кв. м (с НДС).
Указанный размер платы был согласован сторонами в заключенном между ними Договоре N 60 на возмещение затрат по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
На основании вышеизложенного довод заявителя кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего спора суду следовало исходить из расчета представленного ИП Тверитиновой М.Р., отклоняется кассационной инстанцией, как несостоятельный.
Так, размер платы за содержание и ремонт общего имущества ИП Тверитинова М.Р. определяет не на основании заключенного ею с истцом Договора N 60, а на основании постановления Брянской городской администрации от 22.12.2009 N 2582-п и от 21.12.2010 N 3374-п "О ценах на содержание и текущий ремонт, наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис", по ценам на 2010 год исходя из 10 руб. 34 коп. за 1 кв. м, на 2011 год исходя из 11 руб. 89 коп. за 1 кв. м. Вместе с тем, как указывалось выше данный размер платы утвержден собственником жилого фонда за наем жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП "Жилспецсервис" и фактически является льготной ценой для населения, компенсируемой МУП "Жилспецсервис" из бюджета.
В пункте 2.3. постановления Брянской городской администрации от 12.02.2008 N 144-П и пункте 3.1.1. постановления Брянской городской администрации от 12.02.2010 N 223-П регламентирован порядок предоставления управляющим компаниям субсидий из бюджета города Брянска в целях возмещения недополученных доходов, в связи с начислением платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений по ценам, утвержденным постановлениями Брянской городской администрации, гражданам, проживающим в жилых помещениях общежитий, в которых не выбран способ управления домом или принятое решение не было реализовано.
Таким образом, недополученные доходы МУП "Жилспецсервис" г. Брянска, связанные с начислением гражданам платы за содержание и текущий ремонт по ценам для населения за площадь в пределах нормы предоставления жилых помещений, возмещаются предприятию путем предоставления субсидий из бюджета города Брянска. За содержание площади, превышающей нормы предоставления жилых помещений, население платит самостоятельно на содержание и текущий ремонт общежитий без лифтов и мусоропроводов, обслуживаемых предприятием, исходя из экономически обоснованных тарифов, утвержденных постановлениями Брянской городской администрации.
С учетом изложенного, судами правомерно определена задолженность ответчика перед истцом по договору, которая составила 1 404 руб. 04 коп. за период с 19.07.2010 по 30.09.2011, исходя из установленного Договором N 60 размера платы, площади принадлежащего ответчику нежилого помещения, и частичной оплаты ответчиком оказанных услуг на общую сумму 5 211 руб. 60 коп.
При этом суды обоснованно учитывали предоставление органом местного самоуправления истцу субсидий на возмещение выпадающих доходов в связи с оказанием населению жилищных услуг по ценам, утвержденным постановлением Брянской городской администрации за содержание и текущий ремонт, в частности, по общежитию по ул. 3 Интернационала, д. 1, а непредоставление таких субсидий в связи с оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту ответчику, как собственнику нежилого помещения, не может рассматриваться как ущемление его прав, ставящее в невыгодное положение по сравнению с гражданами, проживающими в жилых помещениях данного общежития.
Более того, предусмотренная Договором N 60 плата за содержание и текущий ремонт нежилого помещения ответчика не превышает экономически обоснованную плату, установленную постановлениями Брянской городской администрации.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом РФ правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов нет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 г. по делу N А09-8366/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.Г.ЕГОРОВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)