Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТКГ N 2") о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2007 по делу N А05-13209/2006-5, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Архангельская генерирующая компания" (правопредшественник ОАО "ТГК N 2") к товариществу собственников жилья "Северный" (далее - ТСЖ "Северный") о взыскании 22748 рублей 98 копеек (с учетом уточнения исковых требований).
Суд
решением от 21.02.2007, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен в сумме 5710 рублей 26 копеек, составляющих разницу между тарифами, установленными для населения и юридических лиц.
В части взыскания 17038 рублей 72 копеек, составляющую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на разницу в тарифах, в удовлетворении иска отказано.
Суды пришли к выводу о том что ОАО "ТКГ N 2" не является плательщиком НДС с суммы субсидий, полученных из городского бюджета на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, поэтому оно не вправе требовать от ТСЖ "Северный" оплаты НДС, начисленного на указанные суммы.
Суда апелляционной инстанции произвел процессуальную замену истца на открытое ОАО "ТКГ N 2".
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ОАО "ТГК N 2" просит их отменить в части отказа во взыскании 17038 рублей 72 копеек.
Изучив материалы надзорного производства и доводы заявителя, Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что денежные средства на покрытие убытков от государственного регулирования тарифов перечислялись ТСЖ "Северный" распорядителем средств городского бюджета - Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики мэрии г. Архангельска без учета суммы НДС, начисляемой на сумму компенсации, составляющей разницу в тарифах.
Суды сослались на пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
С учетом этой нормы суды пришли к выводу о том, что полученные ТСЖ "Северный" субсидии не связаны с оплатой реализованных налогоплательщиком (истцом) товаров (работ, услуг), поэтому не должны включаться в базу, облагаемую НДС.
Заявитель указывает на необоснованное применение к отношениям сторон указанной нормы: поскольку получателем субвенций является не истец (ОАО "ТГК-2"), а ответчик, именно на него распространяется пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. Истец же обязан облагать сумму стоимости поставленной тепловой энергии НДС и уплачивать налог в бюджет. ОАО "ТГК N 2" полагает, что вследствие этого у него возникает право требовать от ТСЖ "Северный" оплаты тепловой энергии с учетом НДС.
Указанный довод не принимается. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 товарищество собственников жилья (ТСЖ) в отношениях по оказанию коммунальных услуг выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, поэтому сами ТСЖ не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами.
По настоящему спору суды установили, что ТСЖ "Северный" получает компенсации без учета суммы НДС. В силу указанного толкования норм Пленумом ТСЖ "Северный" не должен исчислять НДС по соответствующим операциям. Следовательно, оснований требовать взыскания НДС именно с ТСЖ "Северный" у истца не имелось.
Довод заявителя о применении судами не действовавшего в спорный период распоряжения мэра города Архангельска от 29.04.2004 N 444р не принимается, поскольку ссылки суда на данное распоряжение не повлекло принятия незаконного решения. Кроме того, порядком финансирования расходов на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению города Архангельска на нужды отопления и горячего водоснабжения в 2006 году, утвержденным распоряжением мэра города Архангельска от 03.03.2006 N 265р не изменена методика исчисления размера подлежащего возмещению убытка из-за государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, которая была установлена распоряжением мэра города Архангельска от 29.04.2004 N 444р.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-13209/2006-5 Арбитражного суда Архангельской области для пересмотра в порядке надзора решения от 21.02.2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2007 по тому же делу отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 24.12.2007 N 16402/07 ПО ДЕЛУ N А05-13209/2006-5
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2007 г. N 16402/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТКГ N 2") о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2007 по делу N А05-13209/2006-5, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Архангельская генерирующая компания" (правопредшественник ОАО "ТГК N 2") к товариществу собственников жилья "Северный" (далее - ТСЖ "Северный") о взыскании 22748 рублей 98 копеек (с учетом уточнения исковых требований).
Суд
установил:
решением от 21.02.2007, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен в сумме 5710 рублей 26 копеек, составляющих разницу между тарифами, установленными для населения и юридических лиц.
В части взыскания 17038 рублей 72 копеек, составляющую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на разницу в тарифах, в удовлетворении иска отказано.
Суды пришли к выводу о том что ОАО "ТКГ N 2" не является плательщиком НДС с суммы субсидий, полученных из городского бюджета на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, поэтому оно не вправе требовать от ТСЖ "Северный" оплаты НДС, начисленного на указанные суммы.
Суда апелляционной инстанции произвел процессуальную замену истца на открытое ОАО "ТКГ N 2".
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ОАО "ТГК N 2" просит их отменить в части отказа во взыскании 17038 рублей 72 копеек.
Изучив материалы надзорного производства и доводы заявителя, Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что денежные средства на покрытие убытков от государственного регулирования тарифов перечислялись ТСЖ "Северный" распорядителем средств городского бюджета - Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики мэрии г. Архангельска без учета суммы НДС, начисляемой на сумму компенсации, составляющей разницу в тарифах.
Суды сослались на пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
С учетом этой нормы суды пришли к выводу о том, что полученные ТСЖ "Северный" субсидии не связаны с оплатой реализованных налогоплательщиком (истцом) товаров (работ, услуг), поэтому не должны включаться в базу, облагаемую НДС.
Заявитель указывает на необоснованное применение к отношениям сторон указанной нормы: поскольку получателем субвенций является не истец (ОАО "ТГК-2"), а ответчик, именно на него распространяется пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. Истец же обязан облагать сумму стоимости поставленной тепловой энергии НДС и уплачивать налог в бюджет. ОАО "ТГК N 2" полагает, что вследствие этого у него возникает право требовать от ТСЖ "Северный" оплаты тепловой энергии с учетом НДС.
Указанный довод не принимается. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 товарищество собственников жилья (ТСЖ) в отношениях по оказанию коммунальных услуг выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, поэтому сами ТСЖ не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами.
По настоящему спору суды установили, что ТСЖ "Северный" получает компенсации без учета суммы НДС. В силу указанного толкования норм Пленумом ТСЖ "Северный" не должен исчислять НДС по соответствующим операциям. Следовательно, оснований требовать взыскания НДС именно с ТСЖ "Северный" у истца не имелось.
Довод заявителя о применении судами не действовавшего в спорный период распоряжения мэра города Архангельска от 29.04.2004 N 444р не принимается, поскольку ссылки суда на данное распоряжение не повлекло принятия незаконного решения. Кроме того, порядком финансирования расходов на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению города Архангельска на нужды отопления и горячего водоснабжения в 2006 году, утвержденным распоряжением мэра города Архангельска от 03.03.2006 N 265р не изменена методика исчисления размера подлежащего возмещению убытка из-за государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, которая была установлена распоряжением мэра города Архангельска от 29.04.2004 N 444р.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-13209/2006-5 Арбитражного суда Архангельской области для пересмотра в порядке надзора решения от 21.02.2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)