Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2012 ПО ДЕЛУ N А72-3728/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу N А72-3728/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 08 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2012 г. по делу N А72-3728/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (ИНН 7325064546), г. Ульяновск,
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении N 1052/11 от 11.11.2011 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2012 г. по делу N А72-3728/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что решение суда является незаконным.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
05.09.2011 г. на основании распоряжения N 001323/3-98 от 09.09.2011 г. органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица с целью проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушения прав потребителей по обращению Ивановой Т.Н. от 18.08.2011 г. вх. N 1 358ог по вопросу ненадлежащего содержания кровли (разрушение, протечка, разрушение карниза) над квартирой N 13, стен фасада (разрушение кирпичной кладки, парапета) по месту расположения указанной квартиры, потолочного перекрытия (разрушение) в указанной квартире дома N 1 по ул. Верхнеполевая г. Ульяновска в отношении ОАО "ДК Ленинского района" проведена проверка. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- - Наличие следов протечки в зале квартиры N 13, с правой стороны большого окна мокрые пятна, темные разводы, отслоение обоев из-за нарушения герметичности кровельного покрытия;
- - Разрушение угла парапета, отсутствие свесов на карнизе, разрушение плит карниза вдоль кухни и зала кв. N 13;
- - Нарушение герметичности примыкания кровельного покрытия и ДВК (следы протечки на кухне).
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области составлен акт проверки от 15.09.2011 г. При подписании акта представитель ОАО "ДК Ленинского района" дал следующие объяснения: "Кровля требует капитального ремонта. Износ составляет 100%. Собственники не приняли тариф на ремонт текущий и капитальный". По результатам проведения проверки выдано предписание N З-98 от 15.09.2011 г.
16.09.2011 г. Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области в отношении ОАО "ДК Ленинского района" составлен протокол об административном правонарушении N З-98. Протокол составлен с участием представителя юридического лица, действующего по доверенности от 21.02.2011 г., - Зеркаловым А.И.
11.11.2011 г. постановлением Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области N 1052/11 Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначен штраф в размере 40 000 рублей. Постановление получено ОАО "ДК Ленинского района" 13.04.2012 г.
Согласно пункту 6.2 Устава ОАО "ДК Ленинского района" основными видами деятельности общества являются управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг, производство отделочных работ.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Исходя из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
В соответствии с примерным перечнем работ, приведенным в приложении N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, к текущим работам относится ремонт гидроизоляции крыши, герметизация стыков.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.220 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должна устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) (абзацы 1, 2 пункта 4.7.1 Правил).
Согласно пункту 4.2.1.3 Правил не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Пунктом 4.2.3.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Нарушение вышеперечисленных норм влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного нарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном дома. Данные функции исполняет ОАО "ДК Ленинского района".
ОАО "ДК Ленинского района" не оспаривает, что дом N 1 по ул. Верхнеполевая г. Ульяновска принят им в управление.
В ходе проверки, проведенной 15.09.2011 г. главным специалистом-экспертом инспекторского отдела Госжилинспекции Ульяновской области, были выявлены нарушения Правил содержания и ремонта жилого многоквартирного дома N 1 по ул. Верхнеполевая г. Ульяновска, зафиксированные в акте проверки.
Выявленные в ходе проверки недостатки технического содержания жилого дома не опровергнуты заявителем.
Согласно Приложения N 7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 ремонт гидроизоляции крыши дома относится к текущему ремонту.
В приложении N 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилого фонда установлено, что протечки в отдельных местах кровли подлежат устранению в течение 1 суток.
ОАО "ДК Ленинского района" текущий ремонт кровли, восстановление угла парапета, свесов, плит карнизов вдоль кухни и зала квартиры N 13 не выполнило. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Установленный административным органом недостаток в содержании жилого фонда относится к текущему ремонту и должен устраняться лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, в предельные сроки.
Таким образом, в действиях ОАО "ДК Ленинского района" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ - нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Наличие в действиях ОАО "ДК Ленинского района" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 15.09.2011 г., протоколом об административном правонарушении N З-98 от 16.09.2011 г.
В соответствии с ч. 1. ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на основании которых оно основывает свои требования и возражения.
Суд считает, что ОАО "ДК Ленинского района" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации переданного в его управление жилищного фонда.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае ОАО "ДК Ленинского района" правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В данном случае заявителю назначено административное наказание, соответствующее минимальному пределу санкции статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ОАО "ДК Ленинского района" о том, что Постановление N 1052/11 от 11.11.2011 вынесено за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, также является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Датой совершения административного правонарушения в данном случае будет дата проведения ГЖИ Ульяновской области проверки в отношении ОАО "ДК Ленинского района" - 15.09.2011. Постановление по факту совершения выявленных правонарушений вынесено Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области 1 1.11.2011, т.е. в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июня 2012 г. по делу N А72-3728/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)