Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2012 ПО ДЕЛУ N А72-9038/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2012 г. по делу N А72-9038/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года,
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2012 года,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" - не явился, извещен,
от Государственной жилищной инспекции Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 января 2012 года по делу N А72-9038/2011 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", (ОГРН 1067328020242), г. Ульяновск,
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления N 903/11 от 22.09.2011 о наложении административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп. по ст. 7.22 КоАП РФ,

установил:

Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просило признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Инспекция) N 903/11 от 22.09.2011 о наложении административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп. по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "ДК Заволжского района" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации переданного в его управление жилищного фонда.
В данном случае Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что вина ОАО "ДК Заволжского района" не доказана.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
21.03.2011 в квартире N 17 по ул. Советской Армии в доме N 5 произошел пожар.
27.07.2011 на основании распоряжения N 001071/П-47 от 25.07.11 органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица с целью проверки фактов нарушения прав потребителей по обращению Суркова Т.В. по вопросу ненадлежащего содержания кровли (протечка), зеленых насаждений на придомовой территории (наличие сухих деревьев, возможность обрыва линии электроснабжения), подъездов (разрушение бетонного пола на 1 этажах, повреждение перил лестницы) по месту расположения квартир дома N 5 по ул. Советской Армии г. Ульяновска, проведена проверка.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- 1. наличие разрушения штукатурного и окрасочного слоя стен по всей лестничной клетке подъездов N 4, 2;
- 2. частичное остекление в две нити оконных блоков с 1 по 4 этаж подъездов N 4, 2;
- 3. загрязненность, запыленность, скрутки, оголенность эл. проводки в местах общего пользования;
- 4. наличие разрушения штукатурного и окрасочного слоя стен, следы горения с 1 по 4 этаж подъезда N 3, 1 (подъезд после пожара);
- 5. наличие разрушения (обгорание после пожара) деревянных поручней лестничных маршей с 1 по 4 этаж подъездов N 3, 1;
- 6. разрушение оконных блоков (обгорание после пожара), отсутствие остекления с 1 по 4 этаж, 1, 3 подъезд;
- 7. наличие разрушения (провалы, трещины), недостаточная ширина (1,5 м от здания) по месту расположения подъездов;
- 8. захламленность чердачного помещения (наличие бытового и строительного мусора).
В результате проверки не выявлено наличие сухих деревьев и возможности обрыва линии.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области составлен акт проверки N П-47 от 27.07.2011 (акт подписан представителем ОАО "ДК Заволжского района" без замечаний), выдано предписание N П-47 от 27.07.2011.
Не согласившись с выданным предписанием N П-47 от 27.07.2011, Общество обжаловало его в Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области в порядке подчиненности.
Решением от 12.09.2011 зам. начальника Инспекции А.А. Климова, заявление начальника юридического отдела Общества Эргашева Э.Б. об оспаривании предписания Инспекции от 27.07.2011 N П-47 удовлетворено частично: отменены пункты 1 и 4 предписания от 27.07.2011 N П-47, изменен в части указания нормативной базы п. 7 предписания, в остальной части предписание оставлено без изменения.
28.07.2011 ответчиком в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N П-47. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении получено Обществом 27.07.2011 (л.д. 47).
Постановлением Инспекции N 903/1 от 22.09.2011 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей, при этом производство по делу об административном правонарушении в части проведения работ по восстановлению штукатурно-окрасочного слоя подъездов N 1, 2, 3, 4 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление получено Обществом 02.11.2011 (л.д. 20).
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 3.2 Устава ОАО "ДК Заволжского района" основными видами деятельности Общества являются управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг, деятельность по благоустройству и озеленению придомовой территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества, в том числе, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердаки, крыши.
В соответствии с п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, в том числе, помещений в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, чердаки, крыши, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Исходя из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
Требования по содержанию лестничных клеток и техническому обслуживанию крыши регламентированы нормами Правил N 170.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- - исправное состояние окон, дверей;
- - нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей (абз. 1, 2 пункта 4.7.1 Правил).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- - исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- - защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- - воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- - обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; -чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- - исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- - выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.10.2.1 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (4.7.2. Правил).
Согласно пункту 4.8.6. Правил деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми.
В соответствии с пунктом 4.8.14. Правил на лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка).
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, нарушение вышеперечисленных норм влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не оспаривает, что дом N 5 по ул. Советской Армии г. Ульяновска принят им в управление.
В ходе проверки, проведенной 27.07.2011 должностным лицом Инспекции, были выявлены нарушения Правил содержания и ремонта жилого многоквартирного дома N 5 по ул. Советской Армии г. Ульяновска, зафиксированные в акте проверки.
Выявленные в ходе проверки недостатки технического содержания жилого дома не опровергнуты заявителем.
Субъектом данного нарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном дома. Данные функции исполняет ОАО "ДК Заволжского района".
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно Приложению N 7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений (окон и дверных заполнений); восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, восстановление отделки стен, потолков отдельными участками в подъездах относится к текущему ремонту.
Общество текущий ремонт подъезда не выполнило. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Приложением N 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей домов и их оборудования, а именно: неисправность разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен в летнее время должны быть устранены в течение 3 суток, в зимнее время - 1 суток; дверные заполнения (входные двери в подъездах) - 1 суток.
Установленные административным органом недостатки в содержании жилого фонда относятся к текущему ремонту и должны устраняться лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, в предельные сроки. Управляющая компания не предоставила суду доказательств, подтверждающих проведение ремонтных работ в подъезде.
Судом верно отмечено в решении, что Управляющая компания не представила суду доказательства, подтверждающие принятие ею всех мер по взысканию денежных средств с собственника квартиры N 17 по возмещению затрат на восстановление подъезда N 3.
Судом также правильно указано, что довод управляющей компании об отсутствии денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим вину Общества во вмененном ему административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению.
Судом сделан правильный вывод о том, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Указанный вывод подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 27.07.2011 N П-47, протоколом об административном правонарушении N П-47 от 28.07.2011, определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.10.2011 о прекращении производства по делу N А72-6061/2011 (Общество отказалось от заявления об отмене предписания Инспекции N П-47 от 27.07.2011).
В соответствии с ч. 1. ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом правильно установлено, что ОАО "ДК Заволжского района" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации переданного в его управление жилищного фонда и сделан правильный вывод о том, что в данном случае Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Суд также правомерно не нашел оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Заволжского района" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
с позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 января 2012 года по делу N А72-9038/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)