Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2012 N 07АП-9376/11(2) ПО ДЕЛУ N А03-2673/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. N 07АП-9376/11(2)

Дело N А03-2673/2011

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Кребель В.О.
судей: Стасюк Т.Е., Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Пыпкиной В.М.
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.09.2011
по делу N А03-2673/2011 (судья Федотова О.А.)
по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30" (ОГРН 1022201142974, ИНН 2223011514)
к открытому акционерному обществу "Барнаульская горэлектросеть" (ОГРН 1022200903383, ИНН 2221008019)
о взыскании задолженности

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" (далее - МУП "ЖЭУ N 30") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Барнаульская горэлектросеть" (далее - ОАО "Барнаульская горэлектросеть") о взыскании 582 386 руб. 69 коп., в том числе 422 446 руб. 05 коп. неосновательного обогащения за период с октября по декабрь 2007 года и с февраля по май 2008 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2007 по 29.08.2011.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 04.05.2011 по ходатайству ответчика настоящее дело объединено с делом N А03-15428/2010 по иску МУП "ЖЭУ N 30" к ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
Исковые требования мотивированы получением неосновательного обогащения в результате начисления платы за поставленную электроэнергию для освещения мест общего пользования в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком, с нарушением положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.09.2011 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Барнаульская горэлектросеть" в пользу МУП "ЖЭУ N 30" взыскано 174 847 руб. 54 коп., в том числе 137 408 руб. 96 коп. основного долга, 37 438 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части взыскания 174 847 руб. 54 коп. отменить принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд применил закон, не подлежащий применению, нарушил нормы материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, противоречит материалам дела вывод суда об отсутствии в договоре согласованного сторонами порядка расчетов. В силу соглашения от 22.07.1996 N 1505 стороны согласовали с 01.03.2008 режим работы коммунального освещения и домофонов 360 часов ежемесячно, данное соглашение стороны назвали соглашением по расчетам за электроэнергию. Удовлетворение требований истца в части взыскания 33 407 руб. 54 коп. неосновательного обогащения, а также процентов за пользование указанной суммой невозможно без признания вышеуказанного соглашения по расчетам незаключенным, недействительным или противоречащим нормам действующего законодательства.
Кроме того, применение отдельного норматива на освещение мест общего пользования противоречит нормам действующего законодательства.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции от 05.09.2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 05.09.2011, исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МУП "ЖЭУ N 30" является управляющей организацией по обслуживанию жилых многоквартирных домов, для освещения мест общего пользования которых между истцом и ОАО "Барнаульская горэлектросеть" заключены договоры от 22.07.1996 N 1505 и от 01.01.2008 N 1505, подписанные 31.03.2008.
По условиям договора от 22.07.1996 N 1505 между Арендным предприятием "Горэлектросеть", правопреемником которого является ОАО "Барнаульская горэлектросеть", и ЖЭУ N 30 условия оплаты потребленной электроэнергии в случае отсутствия приборов учета не предусмотрены. Начисление осуществлялось на основании шкалы начисления платы за потребленную электроэнергию потребителей, временно рассчитывающихся без электросчетчиков, а также для перерасчета допустивших нарушения правил пользования электроэнергией, которая утверждена решением Горисполкома N 360.
Доказательств обоснованности применения названной шкалы при расчетах, а также решение горисполкома N 360 об утверждении названной шкалы, ответчик не предоставил.
31.03.2008 между сторонами подписан договор поставки электрической энергии от 01.01.2008 N 1505, в соответствии с разделом 4 которого установлен порядок определения объема потребленной электрической энергии, объема оказанных услуг.
Согласно пункту 4.1 договора плата за электрическую энергию осуществляется на основании данных, полученных с помощью средств измерений и (или) расчетным способом в установленном настоящим разделом порядке.
Пунктом 4.9 договора установлено, что в отсутствие в точке поставки учетов электроэнергии у обеих сторон объем потребленной электроэнергии осуществляется расчетными способами в установленном настоящим разделом порядке.
В соответствии с пунктом 4.15 для определения объема потребленной электрической энергии в отсутствие расчетного или контрольного учета электроэнергии, осуществляется в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекс а, правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Истец определял количество поставленной электроэнергии по мощности энергопринимающих устройств и числу часов их работы, которые предусмотрены в приложении N 1 к договору, против обязанности оплачивать отпускаемую для освещения мест общего пользования электроэнергиюне возражал, но полагал, что ее количество в отсутствие приборов учета следует определять по нормативам потребления в соответствии с Правилами N 307.
ОАО "Барнаульская горэлектросеть" в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является гарантирующим поставщиком.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, деятельность по энергоснабжению является коммунальными услугами, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг потребителям.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домами - управление управляющей организацией - МУП "ЖЭУ N 30" и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, истец является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками. Истцом в суд первой инстанции для обозрения предоставлялись договоры управления.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий.
Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации) является исполнитель коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что ОАО "Барнаульская горэлектросеть" в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется истцом.
МУП "ЖЭУ N 30" как управляющая организация обязана оплачивать электрическую энергию, переданную в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Барнаульская горэлектросеть") как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной электроэнергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению в отношениях между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями нормативов потребления определена в Постановлении N 525/09 от 09.06.2009.
По правилам статей 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирных домов (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищных кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) закреплено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и от 13.06.2006 N 307 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Главэкономики) решением от 25.10.2006 N 10 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. В решении указано, что при наличии приборов освещения мест общего пользования много квартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления к нормативу потребления следует добавить 7 кВт. ч на 1 человека; в многоквартирном доме, оборудованном лифтом, - 14 кВт.ч на 1 человека.
Поскольку между сторонами существуют правоотношения по отпуску электрической энергии именно в жилые дома, то при отсутствии в местах общего пользования приборов учета и согласованного по рядка расчета количества электроэнергии, истец в представленном расчете правомерно на основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении объема потребленной энергии применил нормативы потребления, предусмотренные для населения решением Главэкономики от 25.10.2006 N 10.
Довод апеллянта о том, что количество электроэнергии должно определяться в зависимости от количества часов работы и мощности электроустановок, является несостоятельным, поскольку противоречит пункту 8 Правил N 307. Договором такой порядок расчетов не предусмотрен.
Как следует из пункта 20 указанных Правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
В соответствии с пунктом 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В данном случае электроэнергия подается для освещения мест общего пользования в жилом доме, которые являются общей собственностью граждан.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, по лученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, представленный ответчиком расчет количества электроэнергии, основанный на мощности энергопринимающих устройств и числе часов их работы, не соответствует действующему законодательству.
Вопрос о методе определения количества потребленной на общедомовые нужды электрической энергии должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги, который определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, на норматив потребления и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс.
Определение численности граждан МУП "ЖЭУ N 30" осуществлялось в соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, в соответствии с которым ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами указанных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
С учетом Правил регистрации ответчик как управляющая компания является организацией, чьи должностные лица включены в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 Перечень, в связи с чем, располагает в силу своего статуса, осуществляемых функций и полномочий необходимыми сведениями о количестве проживающих в жилых домах граждан, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения.
Доказательств того, что используемые истцом сведения, являются недостоверными, ответчиком не представлено.
При данных обстоятельствах расчет истца в отношении подлежащей начислению платы за энергоснабжение в сумме 137 408 руб. 96 ко п. за период с февраля по май 2008 года правомерно признан судом первой инстанции обоснованным.
Из содержания статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что неосновательным обогащением является имущество, которое приобретено или сбережено лицом (приобретателем) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счет другого лица (потерпевшего).
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании неосновательного обогащения за период с февраля по май 2008 года обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 37 438 руб. 58 коп. за период с 01.04.2008 по 29.08.2011 из расчета 8,25% годовых ставки рефинансирования, действующей на момент рассмотрения дела в суде. Расчет процентов судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Решение об отказе в удовлетворении остальной части иска не обжалуется, поэтому в данной части законность и обоснованность судебного акта в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом не проверяются.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине в связи с принесением апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.09.2011 по делу N А03-2673/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
В.О.КРЕБЕЛЬ

Судьи
Т.Е.СТАСЮК
Д.Г.ЯРЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)