Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 июля 2007 года Дело N А13-5326/2006-09
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М., рассмотрев 17.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.03.2007 по делу N А13-5326/2006-09 (судья Сальников Е.Г.),
Управление жилищно-коммунального хозяйства Вытегорского муниципального района (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Вытегорского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 1166888,64 руб. расходов, возникших в результате предоставления в 2005 году коммунальных услуг по льготным ценам инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Определением от 31.08.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин РФ), Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент). Администрация исключена из числа ответчиков.
Решением от 20.03.2007 суд удовлетворил требования Управления, взыскав часть расходов в размере 818890 руб. 84 коп. за счет средств казны Российской Федерации, часть - за счет средств Вологодской области в размере 347997 руб. 80 коп.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением материального права и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на отсутствие в материалах дела документов, доказывающих факт предоставления льгот и размер взыскиваемой задолженности.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение Закона N 181-ФЗ Управление в 2005 году предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у него возникли расходы в размере 1166888,64 руб., невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд пришел к выводу, что требования Управления подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации, так как льготы установлены федеральным законом и обязанность по их финансированию не исполнена. Поскольку у Вологодской области остались неиспользованные денежные средства, выделенные из федерального бюджета бюджету Вологодской области на реализацию льгот, то в оставшейся части иск подлежит удовлетворению за счет средств казны Вологодской области.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В решении суд не отразил, в каком объеме были выделены Вологодской области средства из федерального бюджета, а также как они были распределены, сколько средств поступило Предприятию.
В соответствии с Правилами форма предоставления и расходования средств устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительством Вологодской области утверждено постановление от 17.01.2005 N 41 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - Постановление). Согласно пункту 7 Постановления организации, предоставляющие услуги, ежемесячно заполняют реестр (по форме приложения 1 к настоящим правилам) на возмещение затрат по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в размере жилищно-коммунальных услуг, согласовывают с уполномоченными органами в сфере труда и социальной защиты населения муниципальных районов (городских округов) области список получателей мер социальной поддержки.
В материалах дела отсутствуют согласованные с органами социальной защиты населения списки граждан, которые имеют право на льготу, а также первичные документы, подтверждающие право на льготу.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, решение не основано на имеющихся в материалах дела доказательствах и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует запросить все необходимые доказательства, обосновывающие требования Предприятия по размеру, проверить расчет расходов, а также выяснить, включен ли в размер заявленных к возмещению расходов налог на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.03.2007 по делу N А13-5326/2006-09 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2007 ПО ДЕЛУ N А13-5326/2006-09
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2007 года Дело N А13-5326/2006-09
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М., рассмотрев 17.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.03.2007 по делу N А13-5326/2006-09 (судья Сальников Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства Вытегорского муниципального района (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Вытегорского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 1166888,64 руб. расходов, возникших в результате предоставления в 2005 году коммунальных услуг по льготным ценам инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Определением от 31.08.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин РФ), Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент). Администрация исключена из числа ответчиков.
Решением от 20.03.2007 суд удовлетворил требования Управления, взыскав часть расходов в размере 818890 руб. 84 коп. за счет средств казны Российской Федерации, часть - за счет средств Вологодской области в размере 347997 руб. 80 коп.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением материального права и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на отсутствие в материалах дела документов, доказывающих факт предоставления льгот и размер взыскиваемой задолженности.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение Закона N 181-ФЗ Управление в 2005 году предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у него возникли расходы в размере 1166888,64 руб., невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд пришел к выводу, что требования Управления подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации, так как льготы установлены федеральным законом и обязанность по их финансированию не исполнена. Поскольку у Вологодской области остались неиспользованные денежные средства, выделенные из федерального бюджета бюджету Вологодской области на реализацию льгот, то в оставшейся части иск подлежит удовлетворению за счет средств казны Вологодской области.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В решении суд не отразил, в каком объеме были выделены Вологодской области средства из федерального бюджета, а также как они были распределены, сколько средств поступило Предприятию.
В соответствии с Правилами форма предоставления и расходования средств устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительством Вологодской области утверждено постановление от 17.01.2005 N 41 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - Постановление). Согласно пункту 7 Постановления организации, предоставляющие услуги, ежемесячно заполняют реестр (по форме приложения 1 к настоящим правилам) на возмещение затрат по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в размере жилищно-коммунальных услуг, согласовывают с уполномоченными органами в сфере труда и социальной защиты населения муниципальных районов (городских округов) области список получателей мер социальной поддержки.
В материалах дела отсутствуют согласованные с органами социальной защиты населения списки граждан, которые имеют право на льготу, а также первичные документы, подтверждающие право на льготу.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, решение не основано на имеющихся в материалах дела доказательствах и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует запросить все необходимые доказательства, обосновывающие требования Предприятия по размеру, проверить расчет расходов, а также выяснить, включен ли в размер заявленных к возмещению расходов налог на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.03.2007 по делу N А13-5326/2006-09 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
ТАРАСЮК И.М.
КУСТОВ А.А.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
ТАРАСЮК И.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)