Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2009 года. Полный текст решения изготовлен 28 августа 2009 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Курчакова В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыба И.С., рассмотрел в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия о взыскании 257226 руб. 56 коп.
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Петрогиц"
при участии представителей:
истца, общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости", - Туркиной А.Л. по доверенности N 1972 от 26.12.2008, Богдановой О.Л. по доверенности N 1973 от 26.12.2008
ответчика, государственного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия", - Буш В.Е, доверенность от 12.02.2008, и Максимовой Н.А., доверенность от 26.08.2009
ответчика, Министерства финансов Республики Карелия, - Юркова Е.О. по доверенности N 6.2-12 от 11.01.2009
ответчика, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - Янушко Р.Л. по доверенности N 10-14-01/17 от 12.01.2009
третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Петрогиц", - Магоева А.В. по доверенности N 01-55 от 19.01.2009
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика - Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭТРОН") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия" (далее - Центр социальной работы), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Министерство финансов РК), Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - УФК по РК), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство РФ) о возмещении 257226 руб. 56 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Карелия.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении своего требования, ссылаясь на Закон Республики Карелия N 827-ЗРК от 17.12.2004 г. "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия". Данным законом предусмотрена социальная поддержка граждан, категории которых указаны в статье 2, и форма, в которой может осуществляться поддержка граждан. Такими формами являются предоставление ежемесячной денежной выплаты и оплата жилья и коммунальных услуг в размере 50% в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива. Оформленные в установленном порядке реестры, в которых содержалась информация по перечню льготников, а также расчет предоставленных льгот, направлялись в государственное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия" (далее - Центр социальной работы), которые без проверки были возвращены обществу. Основанием для возврата реестров послужило то обстоятельство, что расчет предоставленных льгот был исчислен исходя из тарифов, превышающих нормативы возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленные органами государственной власти и местного самоуправления.
Полагая необоснованной позицию Центра социальной работы по отказу от возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, истец сослался на то, что размер платы за жилое помещение, а также за содержание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается указанными органами только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не установили иной размер платы за содержание и капитальный ремонт. В обоснование своей позиции ссылается на статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Истец пояснил, что собственниками жилых домов, указанных в представленных реестрах, на общих собраниях установлены размеры платы за капитальный ремонт общего имущества. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах представлены в материалы дела.
Не признана истцом правомерной и позиция представителя Министерства финансов РФ, который считает необоснованным иск в части возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам. Поясняя свою позицию по данному вопросу, истец указывал на то, что льгота инвалидам предоставлялась с разрешения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца общество с ограниченной ответственностью "Петрогиц" (далее - ООО "Петрогиц") считает заявленное требование законным и обоснованным. Право граждан, указанных в представленных в материалы дела реестрах, на получение мер социальной поддержки по услуге "Капитальный ремонт общего имущества" подтверждено Центром социальной работы. Центром необоснованно отказано в согласовании сумм, подлежащих возмещению из бюджета. ООО "Петрогиц" считает правильным расчет сумм, указанных в реестрах, которые подлежат возмещению, поскольку при их расчете применялись принятые общим собранием собственников ряда многоквартирных домов решения в части установления тарифа на капитальный ремонт зданий, что соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации. Отказ в возмещении ООО "ЭТРОН" расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, повлечет возникновение у него убытков.
Представитель ООО "Петрогиц" дал пояснения по порядку исчисления получателям мер социальной поддержки по услуге "Капитальный ремонт общего имущества". Пояснил, что по имеющимся в материалах дела реестрам меры социальной поддержки гражданам предоставлены, но возмещение расходов Центром социальной работы не осуществлялось. Представитель третьего лица пояснил также, что указанные в реестрах суммы, подлежащие возмещению из бюджета, исчислены исходя из предусмотренных законами льгот в размере 50 процентов размера жилой площади и установленного собственниками тарифа за 1 квадратный метр.
Представитель Центра социальной работы в отзыве на иск и в судебном заседании исковое требование не признал. По мнению данного ответчика, обществу правомерно отказано в возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в заявленном объеме по причине превышения расчетных тарифов. Ссылаясь на пункты 2.1 заключенных 15.10.2007 договоров пояснял, что возмещение расходов на основе полученных от контрагентов сведений после их проверки и учета, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за счет денежных средств бюджетов Республики Карелия и Российской Федерации, должно производиться в пределах тарифов, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Утвержденный постановлением главы местного самоуправления г. Петрозаводска размер платы за капитальный ремонт общего имущества жилых домов в размере 1 руб. 53 действовал в спорный период, то есть с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года.
Не принимая обоснованной ссылку истца на статьи 157 и 158 ЖК РФ, ответчик считает, что меры социальной поддержки должны предоставляться в пределах нормативов потребления услуг, устанавливаемых полномочными органами государственной власти и местного самоуправления. Названные нормативы и тарифы, а также предоставляемые на их основе меры социальной поддержки отдельным категориям граждан должны обеспечивать конституционный принцип равенства в отношении граждан, имеющих право на социальную поддержку.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) считает обоснованным заявленное требование о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, за исключением возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Закон 181-ФЗ). Согласно статье 17 данного закона инвалидам предоставляется скидка на оплату жилого помещения лишь в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Скидка по оплате жилья инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах, законом не предусмотрена и предоставляться не должна. При указанных обстоятельствах считает, что истцом завышены убытки на сумму 63981 руб. 89 коп.
Представитель Министерства финансов РФ считает безосновательным отказ Центра социальной работы в возмещении истцу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по причине завышения установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления тарифов. ООО "ЭТРОН" правомерно применило для возмещения расходов на капитальный ремонт установленный общим собранием собственников многоквартирных домов размер платы, поскольку нормы Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляют право именно собственнику определять размер платы на содержание и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. На государственные и муниципальные органы возложена обязанность по утверждению размеров платы на содержание и ремонт, в том числе капитальный, только по многоквартирным домам, где отсутствуют соответствующие решения общих собраниях собственников.
Представитель ответчика указал также на то, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу исходя из следующего. В 2007 и 2008 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия было выделено достаточно средств для выполнения всех финансовых обязательств перед организациями, предоставлявшими льготы гражданам на основании федеральных законов: "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991.
Согласно справке УФК по РК по итогам 2007 и 2008 годов в республиканском бюджете остаток субвенций, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета по состоянию на 01.01.2008, составлял свыше 109 млн. рублей., а на 01.01.2009 - свыше 85 млн. рублей. Согласно письму Министерства финансов России от 18.01.2008 N 06-05-31 неиспользованные в 2007 и 2008 годах средства могут быть использованы на те же цели в 2008 и 2009 финансовых годах.
Поскольку Российская Федерация в полном объеме выполнила свои расходные обязательства и не должна нести ответственности за возникшие у истца убытки, просит суд в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Министерство финансов РК считает заявленное истцом требование необоснованным. В судебном заседании представитель Министерства финансов РК поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на иск. Ответчик полагает необоснованным применение обществом при расчете размера возмещения затрат на предоставление льготы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме иных тарифов, в том числе установленных собственниками жилых помещений, кроме тарифа, установленного органом местного самоуправления. По мнению ответчика, действовавший в спорный период тариф отвечал требованиям статьи 156 ЖК РФ в части установления норматива, определяющего минимально необходимый пакет услуг, обеспечивающий содержание имущества в многоквартирном доме. Представитель Министерства финансов РК указывал также на то, что при осуществлении и предоставлении государством мер социальной поддержки не должен нарушаться конституционный принцип равенства законодательного регулирования, в том числе прав лиц, относящихся к одной категории. Считает, что финансирование мер социальной поддержки, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг и оплаты жилья, позволяет соблюсти конституционный принцип равенства.
Информацию Министерства финансов РФ о неиспользованных суммах субвенций, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета, отраженную в представленной представителем Министерства финансов РФ справке, документально не оспорил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 20 по 26 августа 2009 года до 16 час. После перерыва судебное заседание было продолжено с участием лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "ЭТРОН" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами на основании решения собственников помещений в многоквартирных домах и заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Агентским договором N 1, заключенным обществом 01 сентября 2007 года, обязанность по выполнению от имени и за счет общества действий по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платы за услуги жилищно-коммунального назначения и взысканию с потребителей указанных услуг задолженности по несвоевременному внесению платежей, возложена на ООО "Петрогиц".
Законом Республики Карелия N 827-ЗРК от 17.12.2004 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК) предусмотрено предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, перечислены в статье 2 настоящего Закона. Социальная поддержка граждан согласно статье 3 Закона 827-ЗРК осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты и оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15 октября 2007 года между ООО "ЭТРОН", Центром социальной работы и ООО "Петрогиц" заключен договор N 14/01-Р (л.д. 17-18 т. 1). Предметом данного договора является определение сторонами порядка взаимодействия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона 827-ЗРК. Пунктом 2.1 договора на Центр социальной работы возложена обязанность по возмещению обществу расходов за счет средств бюджета Республики Карелия в пределах тарифов, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством. Согласно статье 5 Закона N 827-ЗРК финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной статьей 3 данного Закона, является расходным обязательством Республики Карелия. Сумма затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещение которых должно производиться за счет средств республиканского бюджета, составила 163436 руб. 34 коп.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ООО "Петрогиц" произвело начисление мер социальной поддержки категориям граждан: "Незаконно репрессированные", "Труженики тыла ВОВ", "Ветераны труда Российской Федерации", "Ветераны труда Республики Карелия" по оплате услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах за период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья по тарифам, утвержденным общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах.
Между сторонами - ООО "ЭТРОН", Центром социальной работы и ООО "Петрогиц" 15 октября 2007 года заключался также договор N 14/01 (л.д. 120-122 т. 2). Предметом данного договора являлось определение сторонами порядка взаимодействия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ); Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (в редакции от 22.08.2004); постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2001 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Пунктом 2.1 договора на Центр социальной работы возложена обязанность по возмещению обществу расходов, за счет средств, выделяемых бюджету Республики Карелия из Федерального бюджета компенсаций в пределах тарифов, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством. Финансовое обеспечение социальной поддержки категориям граждан, перечисленным в указанных законах, является расходным обязательством Российской Федерации. Сумма затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещение которых должно производиться за счет средств Федерального бюджета, составила 93790 руб. 44 коп.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ООО "Петрогиц" произвело начисление мер социальной поддержки категориям граждан: "Ветераны боевых действий", "Жители блокадного Ленинграда - инвалиды", "Участники ликвидации аварии на ЧАЭС", "Семьи, имеющие детей-инвалидов", "Несовершеннолетние узники концлагерей (без инвалидности)", "Узники концлагерей с группой инвалидности", "Участники ВОВ (с группой инвалидности)", "Инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС", "Инвалиды ВОВ", "Инвалиды ОЗ" по оплате услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах за период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья по тарифам, утвержденным общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах.
Судом установлено, что ООО "Петрогиц" направило в Центр социальной работы реестры за период с сентября месяца 2007 года март месяц 2008 года в отношении ряда многоквартирных домов в г. Петрозаводске и проживающих в них граждан, имеющих право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом сумма возмещения по капитальному ремонту была исчислена исходя из применения тарифов на капитальный ремонт, принятых на общих собраниях собственников жилых помещений, которые превышали указанный норматив, установленный органом местного самоуправления г. Петрозаводска. Поскольку у Центра социальной работы не имелось оснований для принятия данных тарифов, исходя из положений, установленных в договорах, заключенных 15.10.2007, данные реестры были возвращены ООО "Петрогиц". До подачи иска по настоящему делу за указанный период денежного возмещения за счет средств федерального и республиканского бюджетов Центром социальной работы не осуществлялось. В материалы дела представлено письмо Центра социальной работы, из которого следует, что имеющиеся в материалах дела реестры граждан, пользующихся мерами социальной поддержки (л.д. 20-163 т. 1), сверены, и право граждан, заявленных в реестрах на получение мер социальной поддержке по услуге "Капитальный ремонт общего имущества" подтверждено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме исходя из следующего.
Согласно статье 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. В данную плату включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1). Согласно части 3 настоящей статьи обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности.
Пунктом 2 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников об оплате расходов на капитальный ремонт дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
В материалы дела представлены, в том числе в период рассмотрения дела, протоколы общих собраний собственников многоквартирных домов, в которых отражены решения об утверждении тарифов (платы) ежемесячных отчислений на капитальный ремонт, действующих с 2007 года (л.д. 79-94 т. 2) и с 01.01.2008 (л.д. 1-78 т. 2). К решениям, которыми устанавливались тарифы при условии выполнения конкретных работ, представлены акты выполненных работ.
Доводы представителя Центра социальной работы со ссылкой на заключенные договоры о том, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по утвержденному органами государственной власти или местного самоуправления тарифу, в данном случае утвержденному постановлением главы местного самоуправления г. Петрозаводска N 3441 от 31.12.2004, действующим в спорный период, то есть с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года, в размере 1 руб. 53 коп., противоречат закону.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может устанавливаться органами местного самоуправления или государственной власти субъекта Российской Федерации только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт.
При указанных обстоятельствах следует признать, что у Центра социальной работы отсутствовали законные основания для отказа в компенсации понесенных ООО "Этрон" расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки.
Суд полагает необоснованными и доводы представителя Министерства РФ о завышении обществом понесенных расходов по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам, ссылаясь на Закон 181-ФЗ, который не предусматривает предоставление льготы инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах.
В материалы дела ООО "Петрогиц" представлены письма Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, направленные в Центр социальной работы, в которых предлагалось продолжить работу по приему реестров и сверке льготополучателей, являющихся инвалидами, а также семей с детьми инвалидами, проживающими в приватизированных квартирах.
Расходы по госпошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика, Министерство финансов Республики Карелия.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Исковое заявление удовлетворить. Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" 257226 руб. 56 коп. - убытки в виде расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года, а также 6644 руб. 53 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.
2. В иске к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.08.2009 ПО ДЕЛУ N А26-3619/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2009 г. по делу N А26-3619/2009
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2009 года. Полный текст решения изготовлен 28 августа 2009 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Курчакова В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыба И.С., рассмотрел в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия о взыскании 257226 руб. 56 коп.
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Петрогиц"
при участии представителей:
истца, общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости", - Туркиной А.Л. по доверенности N 1972 от 26.12.2008, Богдановой О.Л. по доверенности N 1973 от 26.12.2008
ответчика, государственного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия", - Буш В.Е, доверенность от 12.02.2008, и Максимовой Н.А., доверенность от 26.08.2009
ответчика, Министерства финансов Республики Карелия, - Юркова Е.О. по доверенности N 6.2-12 от 11.01.2009
ответчика, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - Янушко Р.Л. по доверенности N 10-14-01/17 от 12.01.2009
третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Петрогиц", - Магоева А.В. по доверенности N 01-55 от 19.01.2009
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика - Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Судом установлено:
общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭТРОН") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия" (далее - Центр социальной работы), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Министерство финансов РК), Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - УФК по РК), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство РФ) о возмещении 257226 руб. 56 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Карелия.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении своего требования, ссылаясь на Закон Республики Карелия N 827-ЗРК от 17.12.2004 г. "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия". Данным законом предусмотрена социальная поддержка граждан, категории которых указаны в статье 2, и форма, в которой может осуществляться поддержка граждан. Такими формами являются предоставление ежемесячной денежной выплаты и оплата жилья и коммунальных услуг в размере 50% в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива. Оформленные в установленном порядке реестры, в которых содержалась информация по перечню льготников, а также расчет предоставленных льгот, направлялись в государственное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия" (далее - Центр социальной работы), которые без проверки были возвращены обществу. Основанием для возврата реестров послужило то обстоятельство, что расчет предоставленных льгот был исчислен исходя из тарифов, превышающих нормативы возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленные органами государственной власти и местного самоуправления.
Полагая необоснованной позицию Центра социальной работы по отказу от возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, истец сослался на то, что размер платы за жилое помещение, а также за содержание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается указанными органами только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не установили иной размер платы за содержание и капитальный ремонт. В обоснование своей позиции ссылается на статьи 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Истец пояснил, что собственниками жилых домов, указанных в представленных реестрах, на общих собраниях установлены размеры платы за капитальный ремонт общего имущества. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах представлены в материалы дела.
Не признана истцом правомерной и позиция представителя Министерства финансов РФ, который считает необоснованным иск в части возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам. Поясняя свою позицию по данному вопросу, истец указывал на то, что льгота инвалидам предоставлялась с разрешения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца общество с ограниченной ответственностью "Петрогиц" (далее - ООО "Петрогиц") считает заявленное требование законным и обоснованным. Право граждан, указанных в представленных в материалы дела реестрах, на получение мер социальной поддержки по услуге "Капитальный ремонт общего имущества" подтверждено Центром социальной работы. Центром необоснованно отказано в согласовании сумм, подлежащих возмещению из бюджета. ООО "Петрогиц" считает правильным расчет сумм, указанных в реестрах, которые подлежат возмещению, поскольку при их расчете применялись принятые общим собранием собственников ряда многоквартирных домов решения в части установления тарифа на капитальный ремонт зданий, что соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации. Отказ в возмещении ООО "ЭТРОН" расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, повлечет возникновение у него убытков.
Представитель ООО "Петрогиц" дал пояснения по порядку исчисления получателям мер социальной поддержки по услуге "Капитальный ремонт общего имущества". Пояснил, что по имеющимся в материалах дела реестрам меры социальной поддержки гражданам предоставлены, но возмещение расходов Центром социальной работы не осуществлялось. Представитель третьего лица пояснил также, что указанные в реестрах суммы, подлежащие возмещению из бюджета, исчислены исходя из предусмотренных законами льгот в размере 50 процентов размера жилой площади и установленного собственниками тарифа за 1 квадратный метр.
Представитель Центра социальной работы в отзыве на иск и в судебном заседании исковое требование не признал. По мнению данного ответчика, обществу правомерно отказано в возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в заявленном объеме по причине превышения расчетных тарифов. Ссылаясь на пункты 2.1 заключенных 15.10.2007 договоров пояснял, что возмещение расходов на основе полученных от контрагентов сведений после их проверки и учета, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за счет денежных средств бюджетов Республики Карелия и Российской Федерации, должно производиться в пределах тарифов, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Утвержденный постановлением главы местного самоуправления г. Петрозаводска размер платы за капитальный ремонт общего имущества жилых домов в размере 1 руб. 53 действовал в спорный период, то есть с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года.
Не принимая обоснованной ссылку истца на статьи 157 и 158 ЖК РФ, ответчик считает, что меры социальной поддержки должны предоставляться в пределах нормативов потребления услуг, устанавливаемых полномочными органами государственной власти и местного самоуправления. Названные нормативы и тарифы, а также предоставляемые на их основе меры социальной поддержки отдельным категориям граждан должны обеспечивать конституционный принцип равенства в отношении граждан, имеющих право на социальную поддержку.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) считает обоснованным заявленное требование о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, за исключением возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Закон 181-ФЗ). Согласно статье 17 данного закона инвалидам предоставляется скидка на оплату жилого помещения лишь в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Скидка по оплате жилья инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах, законом не предусмотрена и предоставляться не должна. При указанных обстоятельствах считает, что истцом завышены убытки на сумму 63981 руб. 89 коп.
Представитель Министерства финансов РФ считает безосновательным отказ Центра социальной работы в возмещении истцу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по причине завышения установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления тарифов. ООО "ЭТРОН" правомерно применило для возмещения расходов на капитальный ремонт установленный общим собранием собственников многоквартирных домов размер платы, поскольку нормы Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляют право именно собственнику определять размер платы на содержание и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. На государственные и муниципальные органы возложена обязанность по утверждению размеров платы на содержание и ремонт, в том числе капитальный, только по многоквартирным домам, где отсутствуют соответствующие решения общих собраниях собственников.
Представитель ответчика указал также на то, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу исходя из следующего. В 2007 и 2008 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия было выделено достаточно средств для выполнения всех финансовых обязательств перед организациями, предоставлявшими льготы гражданам на основании федеральных законов: "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991.
Согласно справке УФК по РК по итогам 2007 и 2008 годов в республиканском бюджете остаток субвенций, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета по состоянию на 01.01.2008, составлял свыше 109 млн. рублей., а на 01.01.2009 - свыше 85 млн. рублей. Согласно письму Министерства финансов России от 18.01.2008 N 06-05-31 неиспользованные в 2007 и 2008 годах средства могут быть использованы на те же цели в 2008 и 2009 финансовых годах.
Поскольку Российская Федерация в полном объеме выполнила свои расходные обязательства и не должна нести ответственности за возникшие у истца убытки, просит суд в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Министерство финансов РК считает заявленное истцом требование необоснованным. В судебном заседании представитель Министерства финансов РК поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на иск. Ответчик полагает необоснованным применение обществом при расчете размера возмещения затрат на предоставление льготы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме иных тарифов, в том числе установленных собственниками жилых помещений, кроме тарифа, установленного органом местного самоуправления. По мнению ответчика, действовавший в спорный период тариф отвечал требованиям статьи 156 ЖК РФ в части установления норматива, определяющего минимально необходимый пакет услуг, обеспечивающий содержание имущества в многоквартирном доме. Представитель Министерства финансов РК указывал также на то, что при осуществлении и предоставлении государством мер социальной поддержки не должен нарушаться конституционный принцип равенства законодательного регулирования, в том числе прав лиц, относящихся к одной категории. Считает, что финансирование мер социальной поддержки, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг и оплаты жилья, позволяет соблюсти конституционный принцип равенства.
Информацию Министерства финансов РФ о неиспользованных суммах субвенций, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета, отраженную в представленной представителем Министерства финансов РФ справке, документально не оспорил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 20 по 26 августа 2009 года до 16 час. После перерыва судебное заседание было продолжено с участием лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "ЭТРОН" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами на основании решения собственников помещений в многоквартирных домах и заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Агентским договором N 1, заключенным обществом 01 сентября 2007 года, обязанность по выполнению от имени и за счет общества действий по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платы за услуги жилищно-коммунального назначения и взысканию с потребителей указанных услуг задолженности по несвоевременному внесению платежей, возложена на ООО "Петрогиц".
Законом Республики Карелия N 827-ЗРК от 17.12.2004 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК) предусмотрено предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, перечислены в статье 2 настоящего Закона. Социальная поддержка граждан согласно статье 3 Закона 827-ЗРК осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты и оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15 октября 2007 года между ООО "ЭТРОН", Центром социальной работы и ООО "Петрогиц" заключен договор N 14/01-Р (л.д. 17-18 т. 1). Предметом данного договора является определение сторонами порядка взаимодействия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона 827-ЗРК. Пунктом 2.1 договора на Центр социальной работы возложена обязанность по возмещению обществу расходов за счет средств бюджета Республики Карелия в пределах тарифов, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством. Согласно статье 5 Закона N 827-ЗРК финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной статьей 3 данного Закона, является расходным обязательством Республики Карелия. Сумма затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещение которых должно производиться за счет средств республиканского бюджета, составила 163436 руб. 34 коп.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ООО "Петрогиц" произвело начисление мер социальной поддержки категориям граждан: "Незаконно репрессированные", "Труженики тыла ВОВ", "Ветераны труда Российской Федерации", "Ветераны труда Республики Карелия" по оплате услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах за период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья по тарифам, утвержденным общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах.
Между сторонами - ООО "ЭТРОН", Центром социальной работы и ООО "Петрогиц" 15 октября 2007 года заключался также договор N 14/01 (л.д. 120-122 т. 2). Предметом данного договора являлось определение сторонами порядка взаимодействия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ); Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (в редакции от 22.08.2004); постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2001 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Пунктом 2.1 договора на Центр социальной работы возложена обязанность по возмещению обществу расходов, за счет средств, выделяемых бюджету Республики Карелия из Федерального бюджета компенсаций в пределах тарифов, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством. Финансовое обеспечение социальной поддержки категориям граждан, перечисленным в указанных законах, является расходным обязательством Российской Федерации. Сумма затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещение которых должно производиться за счет средств Федерального бюджета, составила 93790 руб. 44 коп.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ООО "Петрогиц" произвело начисление мер социальной поддержки категориям граждан: "Ветераны боевых действий", "Жители блокадного Ленинграда - инвалиды", "Участники ликвидации аварии на ЧАЭС", "Семьи, имеющие детей-инвалидов", "Несовершеннолетние узники концлагерей (без инвалидности)", "Узники концлагерей с группой инвалидности", "Участники ВОВ (с группой инвалидности)", "Инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС", "Инвалиды ВОВ", "Инвалиды ОЗ" по оплате услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах за период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья по тарифам, утвержденным общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах.
Судом установлено, что ООО "Петрогиц" направило в Центр социальной работы реестры за период с сентября месяца 2007 года март месяц 2008 года в отношении ряда многоквартирных домов в г. Петрозаводске и проживающих в них граждан, имеющих право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом сумма возмещения по капитальному ремонту была исчислена исходя из применения тарифов на капитальный ремонт, принятых на общих собраниях собственников жилых помещений, которые превышали указанный норматив, установленный органом местного самоуправления г. Петрозаводска. Поскольку у Центра социальной работы не имелось оснований для принятия данных тарифов, исходя из положений, установленных в договорах, заключенных 15.10.2007, данные реестры были возвращены ООО "Петрогиц". До подачи иска по настоящему делу за указанный период денежного возмещения за счет средств федерального и республиканского бюджетов Центром социальной работы не осуществлялось. В материалы дела представлено письмо Центра социальной работы, из которого следует, что имеющиеся в материалах дела реестры граждан, пользующихся мерами социальной поддержки (л.д. 20-163 т. 1), сверены, и право граждан, заявленных в реестрах на получение мер социальной поддержке по услуге "Капитальный ремонт общего имущества" подтверждено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме исходя из следующего.
Согласно статье 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. В данную плату включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1). Согласно части 3 настоящей статьи обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности.
Пунктом 2 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников об оплате расходов на капитальный ремонт дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
В материалы дела представлены, в том числе в период рассмотрения дела, протоколы общих собраний собственников многоквартирных домов, в которых отражены решения об утверждении тарифов (платы) ежемесячных отчислений на капитальный ремонт, действующих с 2007 года (л.д. 79-94 т. 2) и с 01.01.2008 (л.д. 1-78 т. 2). К решениям, которыми устанавливались тарифы при условии выполнения конкретных работ, представлены акты выполненных работ.
Доводы представителя Центра социальной работы со ссылкой на заключенные договоры о том, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по утвержденному органами государственной власти или местного самоуправления тарифу, в данном случае утвержденному постановлением главы местного самоуправления г. Петрозаводска N 3441 от 31.12.2004, действующим в спорный период, то есть с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года, в размере 1 руб. 53 коп., противоречат закону.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может устанавливаться органами местного самоуправления или государственной власти субъекта Российской Федерации только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт.
При указанных обстоятельствах следует признать, что у Центра социальной работы отсутствовали законные основания для отказа в компенсации понесенных ООО "Этрон" расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки.
Суд полагает необоснованными и доводы представителя Министерства РФ о завышении обществом понесенных расходов по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам, ссылаясь на Закон 181-ФЗ, который не предусматривает предоставление льготы инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах.
В материалы дела ООО "Петрогиц" представлены письма Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, направленные в Центр социальной работы, в которых предлагалось продолжить работу по приему реестров и сверке льготополучателей, являющихся инвалидами, а также семей с детьми инвалидами, проживающими в приватизированных квартирах.
Расходы по госпошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика, Министерство финансов Республики Карелия.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковое заявление удовлетворить. Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" 257226 руб. 56 коп. - убытки в виде расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября месяца 2007 года по март месяц 2008 года, а также 6644 руб. 53 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.
2. В иске к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" Министерства здравоохранения Республики Карелия, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
КУРЧАКОВА В.М.
КУРЧАКОВА В.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)