Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Мунтян Л.Б., при участии от Администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области Никитенко А.В. (доверенность от 12.01.2010), рассмотрев 14.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2009 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-16564/2009,
Администрация муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании незаконными решения и предписания от 05.02.2009 по делу N К10-374/08 о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009, заявленные Администрацией требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 15 Закона "О защите конкуренции". По мнению подателя жалобы, при организации управления многоквартирными домами Администрация злоупотребила публичным правом и создала на рынке услуг по управлению многоквартирными домами неравные условия для общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ломоносовского района "Русь" (далее - ООО УК ЖКХ "Русь") и общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" (далее - ООО "ЛР ТЭК").
В судебном заседании представитель Администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 12.10.2007 Администрация провела открытый конкурс по выбору управляющей организации для расположенных на территории муниципального образования многоквартирных домов, собственники которых не выбрали или не реализовали способ управления. Победителем конкурса признано ООО УК ЖКХ "Русь", с которым 19.10.2007 заключен договор управления.
31.10.2007 ООО УК ЖКХ "Русь" направило в адрес ООО "ЛР ТЭК" письмо N 8 с предложением о заключении договора ресурсоснабжения на многоквартирные дома в Русско-Высоцком сельском поселении с 01.11.2007. В письме от 07.12.2007 N 879 ООО "ЛР ТЭК", ссылаясь на непредоставление ООО УК ЖКХ "Русь" надлежащего обеспечения исполнения обязательств, сообщило об отсутствии правовых оснований для заключения договора ресурсоснабжения.
С учетом условий договора управления от 19.10.2007, Администрация предложила ООО УК ЖКХ "Русь" представить ксерокопии договоров, заключенных с собственниками жилых помещений и договоров о предоставлении коммунальных услуг (письмо от 11.01.2008 N 15).
Письмом от 15.01.2008 N 33 ООО УК ЖКХ "Русь" сообщило Администрации о том, что договоры направлены каждому собственнику жилого помещения посредством почтовой связи, а от заключения договоров на предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающие организации уклоняются.
Постановлением Администрации от 23.01.2008 N 2 признаны недействующими с момента издания постановление Главы Администрации от 03.08.2007 N 32 "О создании конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в Русско-Высоцком сельском поселении" и постановление Главы Администрации от 15.08.2007 N 34 "О назначении даты проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в Русско-Высоцком сельском поселении".
ООО "ЛР ТЭК" направило в адрес ООО УК ЖКХ "Русь" письмо от 30.01.2008 N 161 с предложением предоставить специалистов и передать ключи от технических помещений в многоквартирных домах в связи с тем, что с 01.02.2008 и до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами либо до выбора управляющей организации общим собранием собственников помещений многоквартирных домов, жилищно-коммунальные услуги населению муниципального образования будет оказывать ООО "ЛР ТЭК".
Письмами от 05.02.2008 N 38 и от 12.03.2008 N 189 муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-информационный центр Ломоносовского района" и общество с ограниченной ответственностью "Лифтсервис" сообщили ООО УК ЖКХ "Русь" об отказе заключить с ним соответствующие договоры.
02.04.2008 состоялось собрание представителей собственников помещений в многоквартирных домах, на повестку дня которого поставлен вопрос о ситуации, сложившейся с управляющей организацией, о своевременности и целесообразности выбора способа управления многоквартирными домами. На собрании присутствовали представители Администрации и жители поселения, являющиеся собственниками квартир. По итогам собрания принято решение о проведении следующего собрания собственников помещений в многоквартирных домах и приглашении на собрание руководителя ООО "ЛР ТЭК" (протокол собрания от 02.04.2008 N 1).
Письмом от 04.04.2008 N 401, направленным Администрацией в адрес четырех управляющих компаний (за исключением ООО УК ЖКХ "Русь"), адресатам сообщено о возможности предложить свою организацию в качестве управляющей компании на предстоящем собрании собственников помещений.
16.04.2008 с участием представителей Администрации, представителей ООО "ЛР ТЭК" и собственников жилых помещений проведено собрание, по итогам которого принято решение рекомендовать собственникам жилых помещений инициировать проведение общих собраний в многоквартирных домах поселения с целью выбора способа управления и заключить договоры сроком на один год (протокол от 19.04.2008 N 2).
Решением Совета депутатов муниципального образования Русско-Высоцкого сельского поселения муниципального образования Ломоносовского района Ленинградской области от 23.04.2008 N 16 Администрация наделена полномочиями на участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах на территории муниципального образования, в которых имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности в качестве представителя муниципального образования.
В мае 2008 года было проведено собрание собственников помещений домов в заочной форме, в котором Администрация приняла участие как представитель муниципального образования - собственника помещений в многоквартирных домах N 5 - 25, 27 и 28, проголосовав за выбор в качестве управляющей организации ООО "ЛР ТЭК".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2008 по делу N А56-4118/2008, вступившим в законную силу, признаны недействительными конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение Ломоносовского района, состоявшийся 12.10.2007, а также договор управления от 19.10.2007, заключенный между Администрацией и ООО УК ЖКХ "Русь".
Полагая, что Администрация неправомерно выступила инициатором собраний по выбору управляющей организации и организатором проведения общих собраний собственников помещений, ООО УК ЖКХ "Русь" обратилось в Управление с жалобой на ее действия.
В результате проведения проверки Управление установило, что Администрация в апреле 2008 года организовала и провела собрания с участием жителей Русско-Высоцкого сельского поселения (в том числе собственников помещений в многоквартирных домах), на которые пригласила ООО "ЛР ТЭК", другие компании, которые отказались работать в поселении, не пригласив управляющую компанию ООО УК ЖКХ "Русь". При этом рассматривались вопросы о выборе способа управления многоквартирными домами и выборе управляющей компании. Администрация на проведенных собственниками общих собраниях проголосовала за ООО "ЛР ТЭК".
Решением от 05.02.2009 по делу N К10-374/08 Управление признало в действиях Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в создании неравных условий на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение.
На основании решения Администрации выдано предписание от 05.02.2009 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. При организации управления многоквартирными домами, собственники которых не выбрали или не реализовали способ управления домами, Администрации предписано впредь обеспечивать равные условия для всех управляющих компаний, желающих работать на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение.
Администрация, считая решение и предписание Управления незаконными, оспорила их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций требования Администрации удовлетворили, сделав вывод, что действия Администрации являются допустимыми в рамках применения жилищного законодательства. Кроме того, суды указали, что в спорных правоотношениях Администрация выступала не как орган публичной власти, а как собственник жилых помещений в многоквартирных домах, участвуя в решении вопросов управления домами, равно как и другие собственники.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы, в силу следующего.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции").
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2 статьи 45 ЖК РФ).
По смыслу части 1 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, поставленным на голосование, принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1 статьи 48 ЖК РФ).
Согласно частям 4 и 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что часть помещений, расположенных в многоквартирных домах в Русско-Высоцком сельском поселении, являются муниципальной собственностью. Учитывая фактические обстоятельства дела, обоснованны выводы судебных инстанций о том, что в исследуемых отношениях при проведении собраний собственников помещений Администрация выступала равно как и иные лица, обладающие правом собственности на помещения в многоквартирных домах. Действия Администрации, как и действия иных собственников по проведению собраний и выбору управляющей организации, были направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования своим имуществом, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, на решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах.
Сложившиеся в настоящем случае правоотношения регламентированы нормами жилищного законодательства и вытекают из гражданско-правовой основы регулирования. При этом Администрация реализацию своих публично-правовых полномочий как орган власти не осуществляла, административные методы воздействия на участников правовых отношений (иных собственников помещений в многоквартирных домах) в своих действиях не использовала. Голосование Администрации в пользу одной управляющей организации не противоречит действующему законодательству, которым установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Кроме того, основанием для проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах и выбора новой управляющей организации послужило неисполнение ООО УК ЖКХ "Русь" принятых на себя обязательств по договору управления от 19.10.2007. Это обстоятельство подтверждается также оспариваемым решением Управления, из которого следует, что ООО УК ЖКХ "Русь" с момента заключения договора управления от 19.10.2007 не имело возможности осуществить в полной мере управление многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Управлением факта создания Администрацией неравных условий на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение и незаконности решения антимонопольного органа.
Согласно части 2 статьи 41 Закона "О защите конкуренции" по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии (часть 4 статьи 41 Закона "О защите конкуренции").
По смыслу приведенных нормативных положений предписание выносится на основании решения антимонопольного органа о признании лица нарушившим нормы антимонопольного законодательства, должно быть логически согласовано с решением и направлено на устранение нарушений, установленных антимонопольным органом в рамках конкретного дела, а требования, изложенные в предписании, должны быть определенными, относимыми и исполнимыми. Недействительность решения влечет за собой недействительность предписания, в связи с чем суды обоснованно указали на неправомерность оспариваемого предписания.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 по делу N А56-16564/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.01.2010 ПО ДЕЛУ N А56-16564/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2010 г. по делу N А56-16564/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Мунтян Л.Б., при участии от Администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области Никитенко А.В. (доверенность от 12.01.2010), рассмотрев 14.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2009 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-16564/2009,
установил:
Администрация муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании незаконными решения и предписания от 05.02.2009 по делу N К10-374/08 о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009, заявленные Администрацией требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 15 Закона "О защите конкуренции". По мнению подателя жалобы, при организации управления многоквартирными домами Администрация злоупотребила публичным правом и создала на рынке услуг по управлению многоквартирными домами неравные условия для общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ломоносовского района "Русь" (далее - ООО УК ЖКХ "Русь") и общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" (далее - ООО "ЛР ТЭК").
В судебном заседании представитель Администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 12.10.2007 Администрация провела открытый конкурс по выбору управляющей организации для расположенных на территории муниципального образования многоквартирных домов, собственники которых не выбрали или не реализовали способ управления. Победителем конкурса признано ООО УК ЖКХ "Русь", с которым 19.10.2007 заключен договор управления.
31.10.2007 ООО УК ЖКХ "Русь" направило в адрес ООО "ЛР ТЭК" письмо N 8 с предложением о заключении договора ресурсоснабжения на многоквартирные дома в Русско-Высоцком сельском поселении с 01.11.2007. В письме от 07.12.2007 N 879 ООО "ЛР ТЭК", ссылаясь на непредоставление ООО УК ЖКХ "Русь" надлежащего обеспечения исполнения обязательств, сообщило об отсутствии правовых оснований для заключения договора ресурсоснабжения.
С учетом условий договора управления от 19.10.2007, Администрация предложила ООО УК ЖКХ "Русь" представить ксерокопии договоров, заключенных с собственниками жилых помещений и договоров о предоставлении коммунальных услуг (письмо от 11.01.2008 N 15).
Письмом от 15.01.2008 N 33 ООО УК ЖКХ "Русь" сообщило Администрации о том, что договоры направлены каждому собственнику жилого помещения посредством почтовой связи, а от заключения договоров на предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающие организации уклоняются.
Постановлением Администрации от 23.01.2008 N 2 признаны недействующими с момента издания постановление Главы Администрации от 03.08.2007 N 32 "О создании конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в Русско-Высоцком сельском поселении" и постановление Главы Администрации от 15.08.2007 N 34 "О назначении даты проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в Русско-Высоцком сельском поселении".
ООО "ЛР ТЭК" направило в адрес ООО УК ЖКХ "Русь" письмо от 30.01.2008 N 161 с предложением предоставить специалистов и передать ключи от технических помещений в многоквартирных домах в связи с тем, что с 01.02.2008 и до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами либо до выбора управляющей организации общим собранием собственников помещений многоквартирных домов, жилищно-коммунальные услуги населению муниципального образования будет оказывать ООО "ЛР ТЭК".
Письмами от 05.02.2008 N 38 и от 12.03.2008 N 189 муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-информационный центр Ломоносовского района" и общество с ограниченной ответственностью "Лифтсервис" сообщили ООО УК ЖКХ "Русь" об отказе заключить с ним соответствующие договоры.
02.04.2008 состоялось собрание представителей собственников помещений в многоквартирных домах, на повестку дня которого поставлен вопрос о ситуации, сложившейся с управляющей организацией, о своевременности и целесообразности выбора способа управления многоквартирными домами. На собрании присутствовали представители Администрации и жители поселения, являющиеся собственниками квартир. По итогам собрания принято решение о проведении следующего собрания собственников помещений в многоквартирных домах и приглашении на собрание руководителя ООО "ЛР ТЭК" (протокол собрания от 02.04.2008 N 1).
Письмом от 04.04.2008 N 401, направленным Администрацией в адрес четырех управляющих компаний (за исключением ООО УК ЖКХ "Русь"), адресатам сообщено о возможности предложить свою организацию в качестве управляющей компании на предстоящем собрании собственников помещений.
16.04.2008 с участием представителей Администрации, представителей ООО "ЛР ТЭК" и собственников жилых помещений проведено собрание, по итогам которого принято решение рекомендовать собственникам жилых помещений инициировать проведение общих собраний в многоквартирных домах поселения с целью выбора способа управления и заключить договоры сроком на один год (протокол от 19.04.2008 N 2).
Решением Совета депутатов муниципального образования Русско-Высоцкого сельского поселения муниципального образования Ломоносовского района Ленинградской области от 23.04.2008 N 16 Администрация наделена полномочиями на участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах на территории муниципального образования, в которых имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности в качестве представителя муниципального образования.
В мае 2008 года было проведено собрание собственников помещений домов в заочной форме, в котором Администрация приняла участие как представитель муниципального образования - собственника помещений в многоквартирных домах N 5 - 25, 27 и 28, проголосовав за выбор в качестве управляющей организации ООО "ЛР ТЭК".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2008 по делу N А56-4118/2008, вступившим в законную силу, признаны недействительными конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение Ломоносовского района, состоявшийся 12.10.2007, а также договор управления от 19.10.2007, заключенный между Администрацией и ООО УК ЖКХ "Русь".
Полагая, что Администрация неправомерно выступила инициатором собраний по выбору управляющей организации и организатором проведения общих собраний собственников помещений, ООО УК ЖКХ "Русь" обратилось в Управление с жалобой на ее действия.
В результате проведения проверки Управление установило, что Администрация в апреле 2008 года организовала и провела собрания с участием жителей Русско-Высоцкого сельского поселения (в том числе собственников помещений в многоквартирных домах), на которые пригласила ООО "ЛР ТЭК", другие компании, которые отказались работать в поселении, не пригласив управляющую компанию ООО УК ЖКХ "Русь". При этом рассматривались вопросы о выборе способа управления многоквартирными домами и выборе управляющей компании. Администрация на проведенных собственниками общих собраниях проголосовала за ООО "ЛР ТЭК".
Решением от 05.02.2009 по делу N К10-374/08 Управление признало в действиях Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в создании неравных условий на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение.
На основании решения Администрации выдано предписание от 05.02.2009 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. При организации управления многоквартирными домами, собственники которых не выбрали или не реализовали способ управления домами, Администрации предписано впредь обеспечивать равные условия для всех управляющих компаний, желающих работать на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение.
Администрация, считая решение и предписание Управления незаконными, оспорила их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций требования Администрации удовлетворили, сделав вывод, что действия Администрации являются допустимыми в рамках применения жилищного законодательства. Кроме того, суды указали, что в спорных правоотношениях Администрация выступала не как орган публичной власти, а как собственник жилых помещений в многоквартирных домах, участвуя в решении вопросов управления домами, равно как и другие собственники.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы, в силу следующего.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции").
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2 статьи 45 ЖК РФ).
По смыслу части 1 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, поставленным на голосование, принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1 статьи 48 ЖК РФ).
Согласно частям 4 и 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что часть помещений, расположенных в многоквартирных домах в Русско-Высоцком сельском поселении, являются муниципальной собственностью. Учитывая фактические обстоятельства дела, обоснованны выводы судебных инстанций о том, что в исследуемых отношениях при проведении собраний собственников помещений Администрация выступала равно как и иные лица, обладающие правом собственности на помещения в многоквартирных домах. Действия Администрации, как и действия иных собственников по проведению собраний и выбору управляющей организации, были направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования своим имуществом, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, на решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах.
Сложившиеся в настоящем случае правоотношения регламентированы нормами жилищного законодательства и вытекают из гражданско-правовой основы регулирования. При этом Администрация реализацию своих публично-правовых полномочий как орган власти не осуществляла, административные методы воздействия на участников правовых отношений (иных собственников помещений в многоквартирных домах) в своих действиях не использовала. Голосование Администрации в пользу одной управляющей организации не противоречит действующему законодательству, которым установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Кроме того, основанием для проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах и выбора новой управляющей организации послужило неисполнение ООО УК ЖКХ "Русь" принятых на себя обязательств по договору управления от 19.10.2007. Это обстоятельство подтверждается также оспариваемым решением Управления, из которого следует, что ООО УК ЖКХ "Русь" с момента заключения договора управления от 19.10.2007 не имело возможности осуществить в полной мере управление многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Управлением факта создания Администрацией неравных условий на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение и незаконности решения антимонопольного органа.
Согласно части 2 статьи 41 Закона "О защите конкуренции" по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии (часть 4 статьи 41 Закона "О защите конкуренции").
По смыслу приведенных нормативных положений предписание выносится на основании решения антимонопольного органа о признании лица нарушившим нормы антимонопольного законодательства, должно быть логически согласовано с решением и направлено на устранение нарушений, установленных антимонопольным органом в рамках конкретного дела, а требования, изложенные в предписании, должны быть определенными, относимыми и исполнимыми. Недействительность решения влечет за собой недействительность предписания, в связи с чем суды обоснованно указали на неправомерность оспариваемого предписания.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 по делу N А56-16564/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.Б.МУНТЯН
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)