Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 октября 2006 г. Дело N 33-7288/2006
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Антонова В.И.,
судей Волковой В.Н.,
Калимуллиной Е.Р.
рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2006 г. дело по иску Территориального отдела в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ", Администрации Артемовского городского округа о признании противоправными действий ООО "ЭКМО-ЖКХ" по сбору платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, по кассационной жалобе ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ" на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2006 г., которым постановлено:
признать незаконными действия ООО "ЭКМО-ЖКХ" по взиманию платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем.
Обязать ООО "ЭКМО-ЖКХ" прекратить начисление и взимание платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать ООО "ЭКМО-ЖКХ" произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам - собственникам ветхого жилья за капитальный ремонт с 01.04.2005.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Волковой В.Н., объяснения представителя ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ" У., просившей об отмене решения, представителя Территориального отдела в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области А., находящего решение законным, судебная коллегия
Территориальный отдел в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ", Администрации Артемовского городского округа с иском о признании действий ООО "ЭКМО-ЖКХ" по взиманию платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, противоправными, обязании ООО "ЭКМО-ЖКХ" прекратить начисление и взимание указанных платежей в отношении неопределенного круга потребителей, произвести с 01.04.2005 перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам - собственникам ветхого жилья, а также об обязании Администрации Артемовского городского округа внести изменения в п. 6 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 "Об установлении предельного уровня оплаты жилья и коммунальных услуг на территории муниципального образования "Артемовский район" в части оплаты капитального ремонта, исключив собственников ветхого жилья.
В обоснование иска указал, что ООО "ЭКМО-ЖКХ", выполняющее функции по управлению муниципальным жилищным фондом, в нарушение п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" производит начисление платы за капитальный ремонт собственникам жилых помещений, проживающим в жилых помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем.
В связи с тем, что постановление главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 утратило силу, заявитель уточнил требования и просил обязать Администрацию Артемовского городского округа внести изменения не в п. 6 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 "Об установлении предельного уровня оплаты жилья и коммунальных услуг на территории муниципального образования "Артемовский район", а в п. 4 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Об установлении размера платы на содержание и ремонт жилья, за капитальный ремонт, пользование жилым помещением (платы за наем) и за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа" от 30.12.2005 N 1524 с изменениями, внесенными постановлением от 26.01.2006 N 24 и постановлением от 24.03.2006 N 233, также в части оплаты капитального ремонта, исключив собственников ветхого жилья.
Представитель Администрации Артемовского городского округа иск не признала, указав, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на собственников жилых помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность по оплате как текущего, так и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Данная обязанность возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от того, относится ли данный дом к ветхому либо аварийному жилому фонду. Кроме того, на 2006 год запланирован ремонт жилого дома по ул. Дзержинского, 20, а именно, смена кровли. Считает также, что внести изменения в п. 6 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 нельзя, поскольку оно утратило силу.
Представитель ООО "ЭКМО-ЖКХ" иск не признала по аналогичным доводам.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе ООО "ЭКМО-ЖКХ" просит решение отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Разрешая спор, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует также указать в описательной части решения.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.) (п. 7).
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилищное законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Действие жилищного законодательства во времени регламентировано ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации "Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, в том числе собственники жилого помещения, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч. 7 - 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения..." признаны утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", при этом данное Постановление принято с учетом положений ст. 39, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 11, 16, 21, 22, 28, 29 Правил, утвержденных вышеназванным Постановлением N 491, закреплены те же положения, которые закреплены в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, и отсутствуют положения об освобождении собственников жилого помещения от несения расходов по содержанию жилья в зависимости от степени его износа.
Суд, ссылаясь при разрешении спора на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", не учел всех вышеприведенных норм закона в их системном толковании.
Устанавливая размеры оплаты за капитальный ремонт для собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах уже в период действия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрация МО "Артемовский район" действовала в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения иска о понуждении Администрации МО внести изменения в названный заявителем нормативный акт.
ООО "ЭКМО-ЖКХ", обслуживающее многоквартирные жилые дома, то есть оказывающее услуги, в том числе собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, где не созданы ТСЖ, взимает плату за содержание жилых помещений с собственников на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления об установлении размера платы. Данные нормативные акты не признаны недействительными в установленном порядке. Поэтому у суда не имелось оснований признавать действия ООО по взиманию платежей незаконными и понуждать общество прекратить взимание и начисление платежей, а также производить перерасчет оплаты с 01.04.2005 в отношении неопределенного круга лиц.
Из определения Артемовского городского суда от 18.04.2006 следует, что дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным со дня издания постановления главы МО от 04.03.2005 N 217 "Об установлении предельного уровня оплаты жилья и коммунальных услуг на территории муниципального образования "Артемовский район" прекращено в связи с тем, что оспариваемое постановление утратило силу.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Более того, постановляя решение в отношении неопределенного круга лиц, суд не учел, что круг лиц - собственников ветхих жилых помещений не является неопределенным, а составляет по г. Артемовскому 179 человек, по п. Буланаш - 13 человек, в постановлениях Главы МО о размере оплаты ставка платы за содержание и ремонт ветхого жилья ниже, в том числе размера, установленного на 2006 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства установлены материалами дела, отменяя решение, судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение об отказе в иске в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2006 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске Территориальному отделу в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ", Администрации Артемовского городского округа о признании противоправными действий ООО "ЭКМО-ЖКХ" по сбору платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2006 ПО ДЕЛУ N 33-7288/2006
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2006 г. Дело N 33-7288/2006
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Антонова В.И.,
судей Волковой В.Н.,
Калимуллиной Е.Р.
рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2006 г. дело по иску Территориального отдела в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ", Администрации Артемовского городского округа о признании противоправными действий ООО "ЭКМО-ЖКХ" по сбору платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, по кассационной жалобе ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ" на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2006 г., которым постановлено:
признать незаконными действия ООО "ЭКМО-ЖКХ" по взиманию платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем.
Обязать ООО "ЭКМО-ЖКХ" прекратить начисление и взимание платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать ООО "ЭКМО-ЖКХ" произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам - собственникам ветхого жилья за капитальный ремонт с 01.04.2005.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Волковой В.Н., объяснения представителя ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ" У., просившей об отмене решения, представителя Территориального отдела в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области А., находящего решение законным, судебная коллегия
установила:
Территориальный отдел в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ", Администрации Артемовского городского округа с иском о признании действий ООО "ЭКМО-ЖКХ" по взиманию платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, противоправными, обязании ООО "ЭКМО-ЖКХ" прекратить начисление и взимание указанных платежей в отношении неопределенного круга потребителей, произвести с 01.04.2005 перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам - собственникам ветхого жилья, а также об обязании Администрации Артемовского городского округа внести изменения в п. 6 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 "Об установлении предельного уровня оплаты жилья и коммунальных услуг на территории муниципального образования "Артемовский район" в части оплаты капитального ремонта, исключив собственников ветхого жилья.
В обоснование иска указал, что ООО "ЭКМО-ЖКХ", выполняющее функции по управлению муниципальным жилищным фондом, в нарушение п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" производит начисление платы за капитальный ремонт собственникам жилых помещений, проживающим в жилых помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем.
В связи с тем, что постановление главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 утратило силу, заявитель уточнил требования и просил обязать Администрацию Артемовского городского округа внести изменения не в п. 6 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 "Об установлении предельного уровня оплаты жилья и коммунальных услуг на территории муниципального образования "Артемовский район", а в п. 4 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Об установлении размера платы на содержание и ремонт жилья, за капитальный ремонт, пользование жилым помещением (платы за наем) и за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа" от 30.12.2005 N 1524 с изменениями, внесенными постановлением от 26.01.2006 N 24 и постановлением от 24.03.2006 N 233, также в части оплаты капитального ремонта, исключив собственников ветхого жилья.
Представитель Администрации Артемовского городского округа иск не признала, указав, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на собственников жилых помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность по оплате как текущего, так и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Данная обязанность возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от того, относится ли данный дом к ветхому либо аварийному жилому фонду. Кроме того, на 2006 год запланирован ремонт жилого дома по ул. Дзержинского, 20, а именно, смена кровли. Считает также, что внести изменения в п. 6 Приложения N 3 к постановлению главы МО "Артемовский район" от 04.03.2005 N 217 нельзя, поскольку оно утратило силу.
Представитель ООО "ЭКМО-ЖКХ" иск не признала по аналогичным доводам.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе ООО "ЭКМО-ЖКХ" просит решение отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Разрешая спор, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует также указать в описательной части решения.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.) (п. 7).
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилищное законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Действие жилищного законодательства во времени регламентировано ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации "Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, в том числе собственники жилого помещения, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч. 7 - 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения..." признаны утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", при этом данное Постановление принято с учетом положений ст. 39, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 11, 16, 21, 22, 28, 29 Правил, утвержденных вышеназванным Постановлением N 491, закреплены те же положения, которые закреплены в новом Жилищном кодексе Российской Федерации, и отсутствуют положения об освобождении собственников жилого помещения от несения расходов по содержанию жилья в зависимости от степени его износа.
Суд, ссылаясь при разрешении спора на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", не учел всех вышеприведенных норм закона в их системном толковании.
Устанавливая размеры оплаты за капитальный ремонт для собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах уже в период действия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрация МО "Артемовский район" действовала в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения иска о понуждении Администрации МО внести изменения в названный заявителем нормативный акт.
ООО "ЭКМО-ЖКХ", обслуживающее многоквартирные жилые дома, то есть оказывающее услуги, в том числе собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, где не созданы ТСЖ, взимает плату за содержание жилых помещений с собственников на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления об установлении размера платы. Данные нормативные акты не признаны недействительными в установленном порядке. Поэтому у суда не имелось оснований признавать действия ООО по взиманию платежей незаконными и понуждать общество прекратить взимание и начисление платежей, а также производить перерасчет оплаты с 01.04.2005 в отношении неопределенного круга лиц.
Из определения Артемовского городского суда от 18.04.2006 следует, что дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным со дня издания постановления главы МО от 04.03.2005 N 217 "Об установлении предельного уровня оплаты жилья и коммунальных услуг на территории муниципального образования "Артемовский район" прекращено в связи с тем, что оспариваемое постановление утратило силу.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Более того, постановляя решение в отношении неопределенного круга лиц, суд не учел, что круг лиц - собственников ветхих жилых помещений не является неопределенным, а составляет по г. Артемовскому 179 человек, по п. Буланаш - 13 человек, в постановлениях Главы МО о размере оплаты ставка платы за содержание и ремонт ветхого жилья ниже, в том числе размера, установленного на 2006 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства установлены материалами дела, отменяя решение, судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение об отказе в иске в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2006 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске Территориальному отделу в Артемовском районе и Режевском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Энергетическая компания муниципальных образований - ЖКХ", Администрации Артемовского городского округа о признании противоправными действий ООО "ЭКМО-ЖКХ" по сбору платежей за капитальный ремонт с собственников жилых помещений, проживающих в помещениях, признанных ветхим или аварийным жильем, отказать.
Председательствующий
АНТОНОВ В.И.
Судьи
ВОЛКОВА В.Н.
КАЛИМУЛЛИНА Е.Р.
АНТОНОВ В.И.
Судьи
ВОЛКОВА В.Н.
КАЛИМУЛЛИНА Е.Р.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)