Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 01.11.2001 N Ф08-3540/2001 ПО ДЕЛУ N А15-721/01-8

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2001 г. N Ф08-3540/2001

Дело N А15-721/01-8

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Бака Л.И., Плотниковой Л.Н. (докладчик), при участии в заседании представителя Управления Федеральной почтовой связи Республики Дагестан Султанова М.М. (доверенность N 91 от 29.10.2001), в отсутствие представителей истца - Отделения Пенсионного Фонда по Республике Дагестан, третьих лиц: Управления социальной защиты населения Гунибского района, Управления социальной защиты населения г. Кизляра, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной почтовой связи Республики Дагестан на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.01 (судьи Аблешова Н.Б., Гаджиев Х.И., Яловецкая Г.Н.) по делу N А15-721/01-8, установил следующее.
Отделение Пенсионного Фонда по Республике Дагестан обратилось в арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Управлению Федеральной почтовой связи Республики Дагестан о взыскании 238242 рублей излишне удержанной оплаты стоимости услуг по доставке и выплате пенсий за период с 01.01.2000 по 31.07.2000.
Определением суда от 22.06.2001 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца привлечены Управление социальной защиты населения Гунибского района и Управление социальной защиты населения г. Кизляра.
Решением арбитражного суда от 3 июля 2001 года в иске отказано со ссылкой на обоснованность предусмотренных Федеральным Законом от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год" удержаний, произведенных ответчиком на доставку пенсий и пособий за период с 01.01.2000 по 31.07.2000.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.08.01 решение суда первой инстанции отменено, взыскано с Управления Федеральной почтовой связи Республики Дагестан в пользу Отделения Пенсионного Фонда РФ по Республике Дагестан 238242 рубля задолженности. Постановление мотивировано тем, что Федеральный Закон от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год" вступил в силу с 07.08.2000, обратной силы не имеет, и поэтому за спорный период не подлежал применению.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, Управление Федеральной почтовой связи Республики Дагестан обжаловало его в кассационном порядке. В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
Ответчик указывает, что соглашением от 27.12.94 (п. 1.4) подписанным председателем Правления ПФ РФ, первым заместителем министра труда и социального развития РФ и министром РФ по связи и информатизации предусмотрено, что изменения по тарифу должны вноситься исходя из фактических расходов по доставке и пересылке пенсий и пособий. Заявитель полагает, что поскольку финансирование расходов Пенсионного фонда РФ предусмотрено Федеральным Законом от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год" на весь 2000 год, то и финансирование расходов Пенсионного фонда РФ на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий без учета НДС предусматривается также на весь 2000 год.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение Пенсионного Фонда по Республике Дагестан, указывает, что в удовлетворении жалобы следует отказать, поскольку обжалуемое постановление апелляционной инстанции законно и обосновано, поскольку в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации руководителями трех федеральных ведомств: Пенсионного фонда РФ, Министерства труда России и Госкомсвязи России было дано указание в виде телетайпограммы от 09.06.1998 N ВБ-02-32/4350, адресованное соответствующим органам субъектов Российской Федерации о необходимости при оплате стоимости услуг по доставке и выплате пенсий организациям Федеральной почтовой связи исходить их тарифа 1,5 процента (без НДС) от выплаченных сумм пенсий. Указанный тариф применялся до августа 2000 года, то есть до вступления в силу Федерального Закона от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год".
Кроме того, в отзыве указывается на отсутствие соглашения между председателем Правления ПФ РФ, первым заместителем министра труда и социального развития РФ и министром РФ по связи и информатизации о необходимости внесения изменений оплаты услуг по тарифу исходя из фактических расходов по доставке и пересылке пенсий и пособий.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив, в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене, дело направлению на новое рассмотрение на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что между Министерством социальной защиты населения Республики Дагестан, Управлением федеральной почтовой связи Республики Дагестан, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан 27 декабря 1994 года заключен договор о долгосрочном сотрудничестве по доставке и выплате пенсий и пособий из средств Пенсионного фонда Российской Федерации, который и осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств. Указанный договор заключен на период с 01.01.1995 по 31.12.1996, при этом его действие считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о прекращении его действия за месяц до истечения срока.
Согласно пункту 1.4 договора, Министерство социальной защиты населения РД и его местные органы обязались оплачивать услуги почтовой связи по пересылке, доставке и выплате государственных пенсий в размере 3-х процентов от общей суммы выплаченных в течение месяца пенсий и пособий. Условиями данного пункта договора предусмотрена возможность изменения размера оплаты услуг почтовой связи в зависимости от принимаемых документов федеральными органами.
С 01.01.1999 договор от 27.09.1994 года прекратил действие, однако взаимоотношения между сторонами фактически продолжались на прежних условиях. Ответчик в период с 01.01.2000 по 31.07.2000 стоимость услуг по договору рассчитывал до принятия Федерального Закона от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год" в размере 1,5 процентов, а затем произвел перерасчет с 01.01.2000 и удержал оплату по тарифу 1,85 процентов от суммы доставленных пенсий.
Полагая, что следовало оплачивать стоимость услуг в размере 1,5% от суммы доставленных пенсий, истец обратился с иском о возмещении разницы, излишне удержанной ответчиком из подлежащих доставке и выдаче населению пенсий и пособий.
Отношения сторон регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку объем расходов Пенсионного фонда РФ устанавливается федеральным законом и названный фонд определяет тарифы для оплаты услуг по доставке пенсий и пособий, исходя из выделенных на эти цели из федерального бюджета средств, следует признать, что тарифы услуг по доставке пенсий и пособий являются регулируемыми.
Статьей 11 Федерального закона РФ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год", вступившего в действие с 07.08.2000 года, установлено, что финансирование расходов фонда на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий и пособий производится в пределах 1,85 процента выплаченных сумм пенсий и пособий (без учета НДС).
Обосновывая отказ в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что удержания, осуществленные ответчиком за доставку пенсий и пособий в период с 01.10.2000 по 31.07.2000, произведены в соответствии с Федеральным Законом от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год" с учетом того, что управлениями социальной защиты населения по Гунибскому району и городу Кизляру заявки на обеспечение финансирования денежных средств отделением Пенсионного фонда по РД оформлялись исходя из выделенных из федерального бюджета средств на 2000 год.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался Правительственной телеграммой от 09.06.1998 N ВГ-02032/4350, в которой указано на то, что финансирование расходов по оплате услуг организаций Федеральной почтовой связи с 01.06.1998 осуществляется в размере 1,5 процентов выплачиваемых сумм пенсий и пособий без учета НДС, в связи с чем признал, что в период с 01.01.2000 по 31.07.2000 подлежит применению тариф 1,5%. Суд указал, что заявки на финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий и пособий управлений социальной защиты населения по Гунибскому району и городу Кизляру оформлялись и финансировались из расчета тарифа в 1,5 процентов. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых суд сделал данный вывод.
При рассмотрении спора судебными инстанциями неполно исследованы обстоятельства изменения тарифов за услуги по доставке пенсий и пособий, которые имеют существенное значение для правильного разрешения спора. Судом первой и апелляционной инстанции не выяснен вопрос о том, по каким нормативам осуществлено финансирование истца на 2000 год, какой норматив использован при определении суммы предусмотренных Федеральным Законом от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2000 год" затрат на оказание данных услуг, произведено ли увеличение расходов по доставке пенсий в связи с изменением тарифа, с какого момента. При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить истцу представить доказательства обоснованности суммы иска, дать им соответствующую правовую оценку и рассмотреть спор по существу. На основании изложенного, руководствуясь статьями 171, 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.01 по делу N А15-721/01-8 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
С.М.АМБАЛОВА

Судьи
Л.И.БАКА
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)