Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Кулиевой Э.З. дов. от 03.04.2012 N 41
от заинтересованного лица: Хромова В.Ю. дов. от 23.01.2012 N 30-11-19
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18187/2012) ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2012 по делу N А56-21892/2012 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
к Отделу надзорной деятельности Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197373, г. Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, д. 50/3, далее - ОНД Центрального района, орган пожарного надзора) от 06.03.2012 N 2-25-190 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что общество, выполняя функции управляющей компании, не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, поскольку в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не несет ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Кроме того, по мнению подателя жалобы, органом пожарного надзора при проведении плановой проверки допущено нарушение части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившихся в нарушении срока извещения проверяемой организации о начале проведения проверки.
Представитель органа пожарного надзора в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Отделом надзорной деятельности Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 2-25-31 от 25.01.2011, с участием представителя общества, проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" обязательных требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом здании со встроенными помещениями, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 130.
При обследовании проверяемого объекта органом пожарного надзора было установлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер N 4838; и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2-25-31 от 24.02.2012 (л.д. 36-38).
Такое нарушение, как: выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером 0,75 x 1,5 м (несоблюдение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.4* СНиП 21-01-97*) послужило основанием для составления 24.02.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 2-25-190 по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт наличия железных ворот перед проездом к жилому зданию и наружным пожарным лестницам (нарушение пункта 23 ППБ 01-03) послужил основанием для составления 24.02.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 189 по части 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов административного дела и протоколов об административных правонарушениях от 24.02.2012 N 189 и N 190 заместителем главного государственного инспектора ОНД Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу 06.03.2012 вынесено постановление об административном правонарушении N 2-25-190 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" к административной ответственности на основании части 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 170 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с ненадлежащим извещением о начале проведения плановой проверки и отсутствием у управляющей компании обязанности по соблюдению требований противопожарной безопасности.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно частям 1, 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется по договору на возмездной основе и в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 4 статьи 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения требований пожарной безопасности, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах, проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения в домах.
На основании Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В пункте 42 Правил N 491 закреплено, что управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При этом лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушений требований пожарной безопасности (часть 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности).
С учетом названных правовых норм, апелляционный суд считает, что именно ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района", как управляющая компания, является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, то есть общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 3 ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 23 ППБ 01-03 предусмотрено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Аналогичное требование содержится в пункте 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м (пункт 8.4 СНиП 21-01-97*).
Наличие выявленных в ходе проверки нарушений зафиксировано в акте проверки и по существу обществом не отрицается. Следовательно, общество, при эксплуатации многоквартирного жилого дома N 130, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, нарушило пункт 23 ППБ 01-03 и пункт 8.4 СНиП 21-01-97*.
За нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса административная ответственность предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет административную ответственность по части 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Убедительных доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению выявленных в ходе настоящей проверки правонарушений и невозможности их предотвращения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки в отношении всех эпизодов нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
При этом апелляционный суд отмечает, что доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, ни в материалы административного дела, ни суду не представлены.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод общества о несоблюдении органом пожарного надзора срока извещения о проведении плановой проверки, установленного пунктом 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, противоречит имеющимся в материалах дела документам.
Так организация и проведение плановой проверки деятельности общества осуществлялась на основании распоряжения от 25.01.2012 N 2-25-31 (л.д. 31-32). Указанное распоряжение получено обществом посредством факсимильной связи 26.01.2012 (л.д. 33). Факт получения распоряжения подтвержден и участвующим с 06.02.2012 по 24.02.2012 в проверке и.о. генерального директора общества Коноваловым Н.А., о чем имеется его подпись на акте проверки (л.д. 36).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 06.03.2012 N 2-2-190 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2012 года делу N А56-21892/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2012 ПО ДЕЛУ N А56-21892/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. по делу N А56-21892/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Кулиевой Э.З. дов. от 03.04.2012 N 41
от заинтересованного лица: Хромова В.Ю. дов. от 23.01.2012 N 30-11-19
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18187/2012) ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2012 по делу N А56-21892/2012 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
к Отделу надзорной деятельности Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН, далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (197373, г. Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, д. 50/3, далее - ОНД Центрального района, орган пожарного надзора) от 06.03.2012 N 2-25-190 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что общество, выполняя функции управляющей компании, не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, поскольку в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не несет ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Кроме того, по мнению подателя жалобы, органом пожарного надзора при проведении плановой проверки допущено нарушение части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившихся в нарушении срока извещения проверяемой организации о начале проведения проверки.
Представитель органа пожарного надзора в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Отделом надзорной деятельности Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 2-25-31 от 25.01.2011, с участием представителя общества, проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" обязательных требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом здании со встроенными помещениями, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 130.
При обследовании проверяемого объекта органом пожарного надзора было установлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер N 4838; и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2-25-31 от 24.02.2012 (л.д. 36-38).
Такое нарушение, как: выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером 0,75 x 1,5 м (несоблюдение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.4* СНиП 21-01-97*) послужило основанием для составления 24.02.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 2-25-190 по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт наличия железных ворот перед проездом к жилому зданию и наружным пожарным лестницам (нарушение пункта 23 ППБ 01-03) послужил основанием для составления 24.02.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 189 по части 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов административного дела и протоколов об административных правонарушениях от 24.02.2012 N 189 и N 190 заместителем главного государственного инспектора ОНД Центрального района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу 06.03.2012 вынесено постановление об административном правонарушении N 2-25-190 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" к административной ответственности на основании части 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 170 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с ненадлежащим извещением о начале проведения плановой проверки и отсутствием у управляющей компании обязанности по соблюдению требований противопожарной безопасности.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно частям 1, 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется по договору на возмездной основе и в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 4 статьи 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения требований пожарной безопасности, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах, проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения в домах.
На основании Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В пункте 42 Правил N 491 закреплено, что управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При этом лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушений требований пожарной безопасности (часть 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности).
С учетом названных правовых норм, апелляционный суд считает, что именно ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района", как управляющая компания, является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, то есть общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 3 ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 23 ППБ 01-03 предусмотрено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Аналогичное требование содержится в пункте 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м (пункт 8.4 СНиП 21-01-97*).
Наличие выявленных в ходе проверки нарушений зафиксировано в акте проверки и по существу обществом не отрицается. Следовательно, общество, при эксплуатации многоквартирного жилого дома N 130, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, нарушило пункт 23 ППБ 01-03 и пункт 8.4 СНиП 21-01-97*.
За нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса административная ответственность предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет административную ответственность по части 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Убедительных доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению выявленных в ходе настоящей проверки правонарушений и невозможности их предотвращения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки в отношении всех эпизодов нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
При этом апелляционный суд отмечает, что доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, ни в материалы административного дела, ни суду не представлены.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод общества о несоблюдении органом пожарного надзора срока извещения о проведении плановой проверки, установленного пунктом 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, противоречит имеющимся в материалах дела документам.
Так организация и проведение плановой проверки деятельности общества осуществлялась на основании распоряжения от 25.01.2012 N 2-25-31 (л.д. 31-32). Указанное распоряжение получено обществом посредством факсимильной связи 26.01.2012 (л.д. 33). Факт получения распоряжения подтвержден и участвующим с 06.02.2012 по 24.02.2012 в проверке и.о. генерального директора общества Коноваловым Н.А., о чем имеется его подпись на акте проверки (л.д. 36).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности Центрального района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 06.03.2012 N 2-2-190 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2012 года делу N А56-21892/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)