Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дзержинский-29" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2012 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-10938/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дзержинский-29", место нахождения: 163045, г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 29, ОГРН 1022900541311 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице мэрии города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900532324 (далее - МО "Город Архангельск"), о признании незаконным права собственности ответчика на нежилые помещения, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 29.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество).
Решением от 10.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение и постановление и либо удовлетворить иск, либо направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: суды неправильно рассмотрели спор в порядке искового производства, в то время как его следовало рассмотреть в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды не учли, что право собственности МО "Город Архангельск" на спорные помещения было зарегистрировано незаконно, поскольку муниципальное образование не принимало участия в строительстве жилого дома; одно из спорных помещений занимало правление ТСЖ для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом; другого помещения для работы правления у ТСЖ не имеется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Архангельский городской Совет народных депутатов 10.03.1992 заключил с правопредшественником Общества - Архангельской ТЭЦ - договор о землепользовании, по которому Архангельской ТЭЦ был предоставлен земельный участок площадью 0,81 га в Октябрьском округе г. Архангельска для строительства 184-квартирного жилого дома со встроенными помещениями раздаточного пункта молочной кухни.
В соответствии с пунктом 2.11 названного договора Архангельская ТЭЦ обязалась по окончании строительства передать бесплатно на баланс городского фонда муниципального имущества встроенные помещения раздаточного пункта молочной кухни.
В 1995 году выполнена переработка проекта 184-квартирного жилого дома в связи с перепланировкой помещений первого этажа. Проект помещений молочной кухни переработан под пункт по сбору платежей у населения муниципального учреждения жилищного хозяйства.
Согласно распоряжению мэра города Архангельска от 03.09.1997 N 532р "О принятии в муниципальную собственность нежилых помещений по пр. Дзержинского, 29 от АО "Архэнерго" в муниципальную собственность приняты нежилые помещения общей площадью 146,49 кв. м. По акту от 22.09.1997 N 158 в муниципальную собственность переданы следующие нежилые помещения в названном жилом доме: встроенное помещение площадью 116,6 кв. м и пристроенное помещение площадью 29,89 кв. м.
Указанные помещения переданы в оперативное управление муниципальному учреждению городского хозяйства Октябрьского территориального округа (свидетельство о праве оперативного управления от 22.09.1997 N 780).
В дальнейшем на основании решения Архангельского городского Совета депутатов от 28.01.1998 N 158 спорные помещения по договору от 19.06.1998 N 102 переданы в безвозмездное пользование Управлению внутренних дел города Архангельска.
На собрании собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме N 29 по пр. Дзержинского, состоявшемся 14.05.2002, принято решение о создании ТСЖ. Государственная регистрация ТСЖ осуществлена 25.06.2002.
Мэрия города Архангельска и ТСЖ заключили 01.09.2004 договор аренды N 185, на основании которого во временное владение и пользование ТСЖ передана часть нежилых помещений (площадью 28,95 кв. м), находившихся до этого в безвозмездном пользовании Управления внутренних дел города Архангельска.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.05.2006 серии 29 АК N 027789 зарегистрировано право муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 116,2 кв. м, расположенное на первом этаже названного дома.
В связи с принятием решения о приватизации помещения площадью 116,2 кв. м произведен его раздел. В результате раздела были образованы два помещения площадью 31,7 кв. м и 84,1 кв. м. На эти помещения зарегистрировано право муниципальной собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 25.10.2011 серии 29 АК N 665461 и 665460).
Распоряжением мэрии города Архангельска от 20.10.2011 N 2505р "О приватизации муниципального имущества по пр. Дзержинского, 29, пом. 2-Н" принято решение приватизировать нежилые помещения первого этажа площадью 31,7 кв. м путем проведения открытого аукциона.
ТСЖ обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным право собственности МО "Город Архангельск" на нежилые помещения, расположенные на первом этаже названного жилого дома, считая, что они принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам жилых и нежилых помещений в этом доме.
Суды обеих инстанций отказали в иске, сделав следующие выводы: ТСЖ не доказало, что спорные помещения приобретены в 1997 году в собственность МО "Город Архангельск" незаконно; эти помещения не относятся к общему имуществу собственников жилых и нежилых помещений названного дома; истец пропустил срок исковой давности, о чем заявил ответчик; право собственности ответчика на помещения зарегистрировано в установленном порядке; законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как признание права собственности незаконным.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Из приведенных норм следует, что к общему имуществу собственников квартир многоквартирного дома относятся помещения, предназначенные исключительно для обслуживания иных помещений в многоквартирном жилом доме, которые не могут использоваться самостоятельно, поскольку имеют вспомогательное значение.
Между тем спорные встроенно-пристроенные помещения изначально были построены как самостоятельные объекты недвижимости; использовались первоначально как пункт по сбору платежей муниципального учреждения, а в дальнейшем для размещения Управления внутренних дел города Архангельска. При таком положении суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для распространения на спорные помещения режима общего имущества многоквартирного дома. Тот факт, что часть помещений передана в аренду ТСЖ для размещения его правления, не свидетельствует о том, что эти помещения являются общим имуществом жильцов дома.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 52 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", требования, связанные с защитой права собственности на недвижимое имущество, рассматриваются в порядке искового производства; решения по таким искам являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При таком положении несостоятелен довод ТСЖ о том, что судам следовало рассмотреть заявленное им требование о признании незаконным права муниципальной собственности на спорные помещения в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суды, отказывая в иске, правильно применили по заявлению ответчика общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, поскольку спорные помещения переданы в муниципальную собственность в 1997 году и с этого же времени использовались как самостоятельные объекты недвижимости на основании распорядительных актов органов местного самоуправления, причем часть из них с 2004 года находилась в аренде у ТСЖ по договору, заключенному с мэрией города Архангельска.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали ТСЖ в иске, поэтому жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А05-10938/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дзержинский-29" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2012 ПО ДЕЛУ N А05-10938/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. по делу N А05-10938/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дзержинский-29" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2012 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-10938/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дзержинский-29", место нахождения: 163045, г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 29, ОГРН 1022900541311 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице мэрии города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900532324 (далее - МО "Город Архангельск"), о признании незаконным права собственности ответчика на нежилые помещения, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 29.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество).
Решением от 10.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение и постановление и либо удовлетворить иск, либо направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: суды неправильно рассмотрели спор в порядке искового производства, в то время как его следовало рассмотреть в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды не учли, что право собственности МО "Город Архангельск" на спорные помещения было зарегистрировано незаконно, поскольку муниципальное образование не принимало участия в строительстве жилого дома; одно из спорных помещений занимало правление ТСЖ для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом; другого помещения для работы правления у ТСЖ не имеется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Архангельский городской Совет народных депутатов 10.03.1992 заключил с правопредшественником Общества - Архангельской ТЭЦ - договор о землепользовании, по которому Архангельской ТЭЦ был предоставлен земельный участок площадью 0,81 га в Октябрьском округе г. Архангельска для строительства 184-квартирного жилого дома со встроенными помещениями раздаточного пункта молочной кухни.
В соответствии с пунктом 2.11 названного договора Архангельская ТЭЦ обязалась по окончании строительства передать бесплатно на баланс городского фонда муниципального имущества встроенные помещения раздаточного пункта молочной кухни.
В 1995 году выполнена переработка проекта 184-квартирного жилого дома в связи с перепланировкой помещений первого этажа. Проект помещений молочной кухни переработан под пункт по сбору платежей у населения муниципального учреждения жилищного хозяйства.
Согласно распоряжению мэра города Архангельска от 03.09.1997 N 532р "О принятии в муниципальную собственность нежилых помещений по пр. Дзержинского, 29 от АО "Архэнерго" в муниципальную собственность приняты нежилые помещения общей площадью 146,49 кв. м. По акту от 22.09.1997 N 158 в муниципальную собственность переданы следующие нежилые помещения в названном жилом доме: встроенное помещение площадью 116,6 кв. м и пристроенное помещение площадью 29,89 кв. м.
Указанные помещения переданы в оперативное управление муниципальному учреждению городского хозяйства Октябрьского территориального округа (свидетельство о праве оперативного управления от 22.09.1997 N 780).
В дальнейшем на основании решения Архангельского городского Совета депутатов от 28.01.1998 N 158 спорные помещения по договору от 19.06.1998 N 102 переданы в безвозмездное пользование Управлению внутренних дел города Архангельска.
На собрании собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме N 29 по пр. Дзержинского, состоявшемся 14.05.2002, принято решение о создании ТСЖ. Государственная регистрация ТСЖ осуществлена 25.06.2002.
Мэрия города Архангельска и ТСЖ заключили 01.09.2004 договор аренды N 185, на основании которого во временное владение и пользование ТСЖ передана часть нежилых помещений (площадью 28,95 кв. м), находившихся до этого в безвозмездном пользовании Управления внутренних дел города Архангельска.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.05.2006 серии 29 АК N 027789 зарегистрировано право муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 116,2 кв. м, расположенное на первом этаже названного дома.
В связи с принятием решения о приватизации помещения площадью 116,2 кв. м произведен его раздел. В результате раздела были образованы два помещения площадью 31,7 кв. м и 84,1 кв. м. На эти помещения зарегистрировано право муниципальной собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 25.10.2011 серии 29 АК N 665461 и 665460).
Распоряжением мэрии города Архангельска от 20.10.2011 N 2505р "О приватизации муниципального имущества по пр. Дзержинского, 29, пом. 2-Н" принято решение приватизировать нежилые помещения первого этажа площадью 31,7 кв. м путем проведения открытого аукциона.
ТСЖ обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным право собственности МО "Город Архангельск" на нежилые помещения, расположенные на первом этаже названного жилого дома, считая, что они принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам жилых и нежилых помещений в этом доме.
Суды обеих инстанций отказали в иске, сделав следующие выводы: ТСЖ не доказало, что спорные помещения приобретены в 1997 году в собственность МО "Город Архангельск" незаконно; эти помещения не относятся к общему имуществу собственников жилых и нежилых помещений названного дома; истец пропустил срок исковой давности, о чем заявил ответчик; право собственности ответчика на помещения зарегистрировано в установленном порядке; законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как признание права собственности незаконным.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Из приведенных норм следует, что к общему имуществу собственников квартир многоквартирного дома относятся помещения, предназначенные исключительно для обслуживания иных помещений в многоквартирном жилом доме, которые не могут использоваться самостоятельно, поскольку имеют вспомогательное значение.
Между тем спорные встроенно-пристроенные помещения изначально были построены как самостоятельные объекты недвижимости; использовались первоначально как пункт по сбору платежей муниципального учреждения, а в дальнейшем для размещения Управления внутренних дел города Архангельска. При таком положении суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для распространения на спорные помещения режима общего имущества многоквартирного дома. Тот факт, что часть помещений передана в аренду ТСЖ для размещения его правления, не свидетельствует о том, что эти помещения являются общим имуществом жильцов дома.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 52 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", требования, связанные с защитой права собственности на недвижимое имущество, рассматриваются в порядке искового производства; решения по таким искам являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При таком положении несостоятелен довод ТСЖ о том, что судам следовало рассмотреть заявленное им требование о признании незаконным права муниципальной собственности на спорные помещения в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суды, отказывая в иске, правильно применили по заявлению ответчика общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, поскольку спорные помещения переданы в муниципальную собственность в 1997 году и с этого же времени использовались как самостоятельные объекты недвижимости на основании распорядительных актов органов местного самоуправления, причем часть из них с 2004 года находилась в аренде у ТСЖ по договору, заключенному с мэрией города Архангельска.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали ТСЖ в иске, поэтому жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А05-10938/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дзержинский-29" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)