Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2012 ПО ДЕЛУ N А82-1381/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2012 г. по делу N А82-1381/2011



Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Кваша О.В. (доверенность от 10.05.2011 N 12-04/38)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.06.2011,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011,
принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
по делу N А82-1381/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль"

о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,
Федеральная служба по тарифам, товарищество собственников жилья "Локотранс", и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, административный орган) от 14.01.2011 по делу N 03-03/119-10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент), Федеральная служба по тарифам, товарищество собственников жилья "Локотранс" (далее - ТСЖ "Локотранс", Товарищество).
Решением суда от 17.06.2011 предписание Управления признано недействительным в части возложения на Общество обязанности перечислить в доход федерального бюджета 186 585 рублей 28 копеек суммы незаконно полученного дохода. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.10.2011 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество указывает, что на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" и от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам и ее территориальные органы регионального уровня устанавливают тарифы на газ, обязательные для применения поставщиком. Последний неоднократно обращался в уполномоченные государственные органы по вопросу формирования цены на газ. Указание Федеральной службы по тарифам лишило поставщика возможности применить иную цену, кроме предписанной. Критерием разграничения цены на газ является не категория потребителя, а совокупность объема, назначения и объекта использования. Отсутствие вины Общества в нарушении антимонопольного законодательства является обстоятельством, исключающим взыскание с хозяйствующего субъекта в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения. Кроме того, антимонопольный орган неправильно определил подлежащий перечислению в федеральный бюджет доход. Обязав Общество осуществить перерасчет по организациям, имеющим дома, оборудованные крышными котельными, исходя из тарифа для населения и исключив объемы газа для лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных полномочий.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.03.2012.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 24.04.2012, 14.05.2012 (определения Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.03.2012, от 24.04.2012).
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Управления от 08.12.2000 N 51 общество с ограниченной ответственностью "Яррегионгаз" (далее - ООО "Яррегионгаз", в настоящее время ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль") включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов в географических границах Ярославской области по виду деятельности "оптовая торговля газообразным топливом, а также реализация природного газа населению" с долей на рынке более 65 процентов.
В числе контрагентов ООО "Яррегионгаз" значатся организации, с которыми Общество заключило договоры на поставку газа для крышных (автономных) котельных для теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов (общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Новострой" (далее - ООО "Ремонтно-строительная фирма "Новострой") - договоры от 23.08.07 N 60-4-0092/08 и от 20.11.09 N 60-4-0092/10, товарищество собственников жилья "Ракета" (далее - ТСЖ "Ракета") - договоры от 20.11.2009 N 60-4-0973/10, от 27.08.2007 N 60-4-0973/08, товариществом собственников жилья "НОМА" (далее - ТСЖ "НОМА") - договор от 20.11.2009 N 60-4-5085/10, общество с ограниченной ответственностью "Заволжская управляющая компания" (далее - ООО "Заволжская управляющая компания") - договоры от 28.12.2009 N 60-4-5082/10, от 21.04.2009 N 60-4-05082/09, товарищество собственников жилья "Собинова 14" (далее - ТСЖ "Собинова 14") - договоры от 20.11.2009 N 60-4-0930/10, от 27.08.2007 N 60-4-0930/08, товарищество собственников жилья "Федоровское" (далее - ТСЖ "Федоровское") - договоры от 20.11.2009 N 60-4-0979/10, от 19.11.2008 N 60-4-0979/09, товарищество собственников жилья "Апрельский" (далее - ТСЖ "Апрельский") - договоры от 20.11.2009 N 60-4-0139/10, от 24.07.2008 N 60-4-0141/08, товарищество собственников жилья "Восход-1" (далее - ТСЖ "Восход-1") - договоры от 20.11.2009 N 60-4-0901/10, от 27.08.2007 N 60-4-0901/08, товарищество собственников жилья "ул. Тургенева, д. 21 корп. 2" (далее - ТСЖ "ул. Тургенвеа, д. 21 корп. 2") - договоры от 20.11.2009 N 60-4-0020/10, от 27.08.2007 N 60-4-0020/08).
ООО "Яррегионгаз" с января 2008 по август 2010 года выставляло покупателям счета-фактуры на оплату поставленного газа по тарифу, установленному для коммерческих потребителей, а не по тарифам, утвержденным для населения.
ТСЖ "Локотранс" 22.06.2010 обратилось в Управление с заявлением на действия Общества, выразившиеся в необоснованном применении тарифа при расчетах за поставляемый газ.
Комиссия Управления по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства 23.12.2010 вынесла решение по делу N 03-03/119-10 (в полном объеме изготовлено 14.01.2011), в соответствии с которым Общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Антимонопольный орган пришел к выводу, что действия ООО "Яррегионгаз" по применению с января 2008 по август 2010 года тарифа для коммерческих потребителей на услуги по поставке газа для крышных (автономных) котельных при расчетах с ООО "Заволжская управляющая компания", ТСЖ "Ракета", ТСЖ "НОМА", ООО "Ремонтно-строительная фирма "Новострой", ТСЖ "Собинова 14", ТСЖ "Федоровское", ТСЖ "Апрельский", ТСЖ "Восход-1", ТСЖ "ул. Тургенева, д. 21 корп. 2" нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Предписанием антимонопольного органа от 14.01.2011 N 08-30/010 Обществу указано в срок до 20.02.2011 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления перерасчета за период с января 2008 по август 2010 года с ООО "Заволжская управляющая компания", ТСЖ "Ракета", ТСЖ "НОМА", ООО "Ремонтно-строительная фирма "Новострой", ТСЖ "Собинова 14", ТСЖ "Федоровское", ТСЖ "Апрельский", ТСЖ "Восход-1", ТСЖ "ул. Тургенева, д. 21 корп. 2" за поставленный газ по тарифам для населения (вместо тарифов для коммерческих потребителей), утвержденным Департаментом на соответствующий год, исключая объемы для лиц, осуществляющих коммерческую деятельность (пункт 1); перечислить в федеральный бюджет полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства доход в размере 989 185 рублей 41 копейки (без учета налога на добавленную стоимость) (пункт 2).
Общество не согласилось с решением и предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктами 15 и 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации ото 29.12.2000 N 1021, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, установил, что Управление неправильно определило сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и частично удовлетворил заявленные требования, признав недействительным предписание в части обязания перечислить в доход федерального бюджета 186 585 рублей 28 копеек.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В соответствии пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в частности, оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), розничные цены на газ, реализуемый населению.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункты 7 и 10 Основных положений).
Согласно подпунктам 5.3.1.15, 5.3.1.16 и 5.3.1.19 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на транспортировку газа по трубопроводам; оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ).
В соответствии с Положением о Департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным постановлением администрации Ярославской области от 25.08.2004 N 141, Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием.
В сфере государственного регулирования иных регулируемых цен (тарифов), плат, надбавок, наценок Департамент устанавливает розничные цены на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов (пункт 4.1 названного Положения).
Согласно подпункту 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, к полномочиям Федеральной службы по тарифам отнесено принятие методических указаний (методик) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, приказами Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N 223-э/2, от 17.09.2008 N 172-э/4, от 15.09.2009 N 411-э/7 - Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, приказами Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 N 128-э/1, от 17.09.2008 N 173-э/5, от 15.12.2009 N 412-э/8 - Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа.
Приказами Федеральной службы по тарифам от 04.12.2007 N 403-э/1, от 24.12.2008 N 413-э/11, от 18.12.2009 N 440-э/2 установлены предельные минимальные и предельные максимальные оптовые цены на газ на 2008, 2009 и 2010 годы соответственно.
Постановлениями Правления Департамента от 07.12.2007 N ППр-275-Г/Пр, от 24.11.2008 N ППр-240-Г/Пр и от 09.12.2009 N ППр-205Г/Пр установлены розничные цены на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели, на 2008, 2099 и 2010 год соответственно.
Материалы дела свидетельствуют, что Общество неоднократно обращалось в Федеральную службу по тарифам и Департамент с просьбами разъяснить, какой тариф следует применять на газ, приобретаемый товариществами собственников жилья для централизованного обеспечения жителей тепловой энергией посредством ее выработки на "крышной" котельной.
Федеральная служба по тарифам разъяснила, что приобретение газа для дальнейшей поставки его населению осуществляется по розничным ценам на газ, поставляемый населению, а для выработки тепловой энергии - по ценам для ресурсоснабжающих организаций, то есть по ценам для промышленных потребителей (письма от 03.07.2008 N 09-321, от 08.07.2010 N НБ-5791/9). Аналогичная позиция изложена в письме Департамента Обществу от 30.09.2010 N 01-07/4355.
Антимонопольный орган в решении от 14.01.2011 по делу N 03-03/119-10 признал Общество, применяющее установленный регулирующим органом тариф, нарушившим определенный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Однако применение одного из тарифов, установленного уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует вмененное ему нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в силу подпунктов 5.3.4 и 5.3.10 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов), а также рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, относятся к полномочиям Федеральной службы по тарифам.
В пункте 4 Основных положений предусмотрено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в частности, оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), розничные цены на газ, реализуемый населению.
Следовательно, решение антимонопольного органа и основанное на нем предписание в данном случае вынесены с превышением полномочий.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с неправильным применением норм материального права, а требования Общества - удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Управление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 по делу N А82-1381/2011 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" в удовлетворении заявленных требований отменить.
Решение от 14.01.2011 по делу N 03-03/119-10 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в части признания общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обязания перечислить в доход федерального бюджета 802 600 рублей 13 копеек суммы незаконно полученного дохода от 14.01.2011 по делу N 03-03/119-10 признать недействительными и отменить.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 1800 рублей, в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей, в суде кассационной инстанции в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)