Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Нарышева А.В., доверенность от 18.12.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищество собственников жилья "Советская 136"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.08.2009 по делу N А31-5506/2008, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по иску товарищества собственников жилья "Советская 136"
к Администрации города Костромы, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы
о признании права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме,
товарищество собственников жилья "Советская 136" (далее - ТСЖ "Советская 136", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Администрации города Костромы, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы (далее - Ответчики).
Предметом иска явились требования истца о признании права собственности на подвальное помещение под нежилым помещением N 2: помещение 1 площадью 18,4 кв.м, помещение 2 площадью 37,3 кв.м (далее - помещение), в доме по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 136/7 (далее - дом) за собственниками помещений в указанном многоквартирном доме.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 218, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10 августа 2009 года в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Советская 136" отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Советская 136", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано, что на помещение распространяется правовой режим общего имущества и как следствие, наличие у собственников помещений дома права общей собственности на помещение.
Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Костромской области, ТСЖ "Советская 136" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования и признав право общей долевой собственности на подвальное помещение под нежилым помещением N 2: помещение 1 площадью 18,4 кв.м, помещение N 2 площадью 37,3 кв.м, за собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Кострома, улица Советская, дом 136/7.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, неправильно истолковал закон, выводы суда необоснованны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель апелляционной жалобы считает, что выписка из реестра муниципальной собственности N 687 от 05.02.2009 не соответствует действительности. Учет помещения в доме не мог быть осуществлен и передан в казну муниципального образования, так как адрес: ул. Советская, 136/7 был изменен Распоряжением N 70 с ул. Советская 136/1 только 05.02.2009.
Кроме того, заявитель считает вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом, что инженерные коммуникации и оборудование в подвале дома обслуживают все жилые и нежилые помещения дома, ошибочным. По мнению заявителя, представление доказательств обслуживания всех помещений дома не требуется, достаточно представления доказательств обслуживания более одной квартиры. По мнению заявителя, помещение может и не иметь предназначение исключительно для технических нужд.
По утверждению заявителя, помещение входит в состав общего имущества дома при расчете и начислении платы за содержание общего имущества, платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета, платы за электроэнергию за освещение мест общего пользования, которую оплачивают собственники помещений дома.
Администрация города Костромы и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом в отзывах на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласились, решение суда просили оставить в силе.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте этого судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, согласно которым копия определения о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении рассмотрения дела к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции сторонами получена.
В соответствии с частью 1 статьи 268, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области от 10 августа 2009 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не видит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
Решением исполнительного комитета Костромского городского Совета депутатов трудящихся от 10.01.1961 N 37 утвержден акт государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию 40-квартирного дома стройтреста Костромского совнархоза по ул. Советской 138. В настоящее время дом, введенный в эксплуатацию указанным актом, имеет адрес: ул. Советская, 136/7, что не оспаривается сторонами.
Согласно справке Костромского городского филиала ГП "Костромаоблтехинвентаризация" от 25.07.2008 N 659 в доме имеется 6 нежилых помещений, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Квартиры NN 3 - 9, 11 - 30, 33 - 38, 40 находятся в собственности физических лиц.
Представитель истца в судебном заседании указал, что одна квартира находится в муниципальной собственности.
Общим собранием собственников помещений дома, проведенным в форме заочного голосования, большинством голосов принято решение: "поручить ТСЖ "Советская 136" в лице председателя правления Авдеева В.Г. обратиться к юридической помощи с целью составления искового заявления и защиты в Арбитражном суде Костромской области вопроса о признании права общедолевой собственности на нежилое подвальное помещение бывшей мастерской согласно документа "Костромаоблтехинвентаризация" N 1051 от 01.12.2008 за собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: 156026, г. Кострома, ул. Советская, 136/7", в подтверждение чего представлены протокол N 9 от 18.12.2008 внеочередного общего собрания собственников помещений и членов ТСЖ "Советская 136", реестр вручения уведомлений о проведении собрания и копии решений с результатами голосования собственников с количеством голосов 73,86 процента.
Постановлением Администрации г. Костромы от 24.07.2003 N 2850 нежилое помещение по адресу: ул. Советская, 136 (подвал, столярная мастерская ЖРЭУ 10) принято в муниципальную казну.
На основании постановления Администрации г. Костромы от 14.12.2005 N 3716 по договору безвозмездного пользования N 859900 от 15.12.2005 передано Костромскому областному отделению общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" в безвозмездное пользование муниципальное имущество, в том числе помещение площадью 38,0 кв.м, расположенное в подвале дома.
В соответствии с дополнительным соглашением от 14.11.2008 к договору N 859900 от 15.12.2005 помещение исключено из указанного договора.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ.
До 1990 года многоквартирные жилые дома находились в государственной, общественной либо кооперативной собственности и являлись неделимыми объектами недвижимости.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.
При этом, жилые дома, в том числе жилой дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 136/7 - были закреплены в муниципальную собственность каждый как единый объект недвижимости. Указанный факт также подтверждается представленными ответчиками документами и не оспаривается истцом.
С введением в 1991 году Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" государственный и муниципальный жилищный фонд (в части жилых домов) перестал быть односубъектным: Закон предоставил гражданам право получить занимаемые ими в этом фонде жилые помещения в собственность. При этом собственники приватизированного жилья становились также совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.
Верховный Суд Российской Федерации Определением от 25.12.2000 (дело N 78-Г00-61) следующим образом охарактеризовал общее имущество: "По смыслу действующего гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации жилые помещения (квартиры), находящиеся в многоквартирных домах, относятся к сложным вещам, т.е. составлены из главной вещи (самой квартиры), непосредственно удовлетворяющей жилищные потребности граждан, а также других общих помещений дома, находящихся в общем пользовании (лестницы, лифты, подвалы, коридоры, чердаки, крыши и т.п.) и предназначенных для обслуживания и обеспечения главной вещи (квартиры) и связанных с ней общим назначением".
Указ Президента Российской Федерации от 23.12.1993 N 2275 "Об утверждении Временного положения о кондоминиуме" ввел новые понятия - "общая собственность на места общего пользования", "объекты общей собственности".
Таким образом, понятие общей собственности на места общего пользования было введено законодательством одновременно с предоставлением гражданам права на приобретение государственного и муниципального жилья в частную собственность.
С введением в действие ЖК РФ установлен правовой режим общего имущества в многоквартирном доме, порядок принятия решения об управлении этим имуществом.
В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на сетях.
Названные нормы определяют, какие именно части многоквартирного дома находятся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. К общему имуществу отнесены, в том числе, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что к общему имуществу дома относится такое имущество, которое не может использоваться самостоятельно, а имеет только вспомогательное назначение.
Право собственности на помещения, являющиеся предметом спора, в установленном законом порядке, не зарегистрировано.
На вопрос суда, почему ТСЖ не обращалось за государственной регистрацией права собственности, представитель истца в судебном заседании указал, что у ТСЖ в настоящее время нет намерения регистрировать право собственности на эти помещения.
Права ТСЖ в пользовании этими помещениями со стороны ответчиков не ограничены, поскольку ключи от помещений находятся у председателя ТСЖ.
В связи с этим, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование истца о признании права собственности на помещение в доме не подлежит удовлетворению.
Оснований для признания этого вывода арбитражного суда первой инстанции неправильным у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 05.02.2009 N 687 помещение в доме внесено в реестр муниципальной собственности на основании решения малого Совета областного Совета народных депутатов от 16.07.1992 N 120 приказом Комитета по управлению имуществом от 29.04.1993 N 85 в составе производственного объединения жилищного хозяйства (ПОЖХ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждая сторона участвующая в деле должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Возможность отнесения помещений к общему имуществу многоквартирного дома или их признания самостоятельными объектами недвижимости должна связываться с назначением помещений - предназначены ли помещения для обслуживания, использования и доступа жилого более одного и нежилого помещения в данном доме, связаны ли с последним назначением и следуют ли их судьбе.
Разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения - возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению. Прохождение в помещениях транзитных коммуникаций (стояки, трубопроводы отопления водоснабжения и прочее) не свидетельствует о предназначенности таких помещений для обслуживания иных помещений в данном доме и не влечет возникновения права общей долевой собственности на такие помещения. Наличие коммуникаций в подвальном помещении не может рассматриваться как основание отнесения помещения к общему имуществу дома.
Актом N 151 от 11.02.2009 проверки использования муниципального имущества по адресу: ул. Советская, 136/7 установлено, что вход в помещение осуществляется из подъезда, в подвале проходит труба системы отопления дома, имеются вентиль и прибор контроля за давлением.
В заключении комиссии от 23.03.2009 указано: система отопления дома представляет из себя единую систему, составляющей частью которой является находящееся в помещении оборудование, обеспечивающее контроль параметров системы отопления, межсезонную опрессовку системы, устранение воздушных пробок, слив для очистки, кратковременное прерывание подачи теплоносителя для производства текущего ремонта и устранение аварийных ситуаций в системе отопления других помещений дома; указанное оборудование обслуживает более одного помещения и входит в состав общего имущества дома; помещение не имеет отдельного входа.
Система отопления, как и прочие системы, обеспечивающие жизнедеятельность дома, являются едиными для всего дома, как для жилой, так и нежилой его части. Наличие единой системы жизнеобеспечения дома не является основанием для признания права общей долевой собственности за собственниками помещений в многоквартирном доме на нежилые помещения, расположенные в этом доме.
Наличие в помещении транзитных коммуникаций не подтверждает предназначенность помещения только для обслуживания иных помещений в доме, что не влечет возникновения права общей долевой собственности на такие помещения.
Кроме того, помещение использовалось в целях, не связанных с обслуживанием других помещений (квартир) дома, еще до создания ТСЖ "Советская 136" и до возникновения у отдельных лиц права собственности на квартиры.
Ссылка истца на то, что помещение входит в общее имущество дома при расчете и начислении платы за содержание общего имущества не является основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
Тот факт, что ответчики не участвуют в расходах по содержанию общего имущества дома, не является основанием для удовлетворения требований истца.
Истец не лишен возможности защищать свои права и законные интересы, связанные с его расходами на ремонт и содержание общего имущества в доме, путем предъявления самостоятельных требований.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на оценку правильности обжалуемого решения, принятого арбитражным судом первой инстанции, и не являются основанием для его отмены или изменения.
В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела и названным доказательствам, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности этих доказательств.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Костромской области от 10 августа 2009 года по делу N А31-5506/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советская 136" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2009 ПО ДЕЛУ N А31-5506/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2009 г. по делу N А31-5506/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Нарышева А.В., доверенность от 18.12.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищество собственников жилья "Советская 136"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.08.2009 по делу N А31-5506/2008, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по иску товарищества собственников жилья "Советская 136"
к Администрации города Костромы, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы
о признании права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме,
установил:
товарищество собственников жилья "Советская 136" (далее - ТСЖ "Советская 136", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Администрации города Костромы, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы (далее - Ответчики).
Предметом иска явились требования истца о признании права собственности на подвальное помещение под нежилым помещением N 2: помещение 1 площадью 18,4 кв.м, помещение 2 площадью 37,3 кв.м (далее - помещение), в доме по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 136/7 (далее - дом) за собственниками помещений в указанном многоквартирном доме.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 218, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10 августа 2009 года в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Советская 136" отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Советская 136", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано, что на помещение распространяется правовой режим общего имущества и как следствие, наличие у собственников помещений дома права общей собственности на помещение.
Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Костромской области, ТСЖ "Советская 136" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования и признав право общей долевой собственности на подвальное помещение под нежилым помещением N 2: помещение 1 площадью 18,4 кв.м, помещение N 2 площадью 37,3 кв.м, за собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Кострома, улица Советская, дом 136/7.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, неправильно истолковал закон, выводы суда необоснованны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель апелляционной жалобы считает, что выписка из реестра муниципальной собственности N 687 от 05.02.2009 не соответствует действительности. Учет помещения в доме не мог быть осуществлен и передан в казну муниципального образования, так как адрес: ул. Советская, 136/7 был изменен Распоряжением N 70 с ул. Советская 136/1 только 05.02.2009.
Кроме того, заявитель считает вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом, что инженерные коммуникации и оборудование в подвале дома обслуживают все жилые и нежилые помещения дома, ошибочным. По мнению заявителя, представление доказательств обслуживания всех помещений дома не требуется, достаточно представления доказательств обслуживания более одной квартиры. По мнению заявителя, помещение может и не иметь предназначение исключительно для технических нужд.
По утверждению заявителя, помещение входит в состав общего имущества дома при расчете и начислении платы за содержание общего имущества, платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета, платы за электроэнергию за освещение мест общего пользования, которую оплачивают собственники помещений дома.
Администрация города Костромы и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом в отзывах на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласились, решение суда просили оставить в силе.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте этого судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, согласно которым копия определения о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении рассмотрения дела к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции сторонами получена.
В соответствии с частью 1 статьи 268, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области от 10 августа 2009 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не видит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
Решением исполнительного комитета Костромского городского Совета депутатов трудящихся от 10.01.1961 N 37 утвержден акт государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию 40-квартирного дома стройтреста Костромского совнархоза по ул. Советской 138. В настоящее время дом, введенный в эксплуатацию указанным актом, имеет адрес: ул. Советская, 136/7, что не оспаривается сторонами.
Согласно справке Костромского городского филиала ГП "Костромаоблтехинвентаризация" от 25.07.2008 N 659 в доме имеется 6 нежилых помещений, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Квартиры NN 3 - 9, 11 - 30, 33 - 38, 40 находятся в собственности физических лиц.
Представитель истца в судебном заседании указал, что одна квартира находится в муниципальной собственности.
Общим собранием собственников помещений дома, проведенным в форме заочного голосования, большинством голосов принято решение: "поручить ТСЖ "Советская 136" в лице председателя правления Авдеева В.Г. обратиться к юридической помощи с целью составления искового заявления и защиты в Арбитражном суде Костромской области вопроса о признании права общедолевой собственности на нежилое подвальное помещение бывшей мастерской согласно документа "Костромаоблтехинвентаризация" N 1051 от 01.12.2008 за собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: 156026, г. Кострома, ул. Советская, 136/7", в подтверждение чего представлены протокол N 9 от 18.12.2008 внеочередного общего собрания собственников помещений и членов ТСЖ "Советская 136", реестр вручения уведомлений о проведении собрания и копии решений с результатами голосования собственников с количеством голосов 73,86 процента.
Постановлением Администрации г. Костромы от 24.07.2003 N 2850 нежилое помещение по адресу: ул. Советская, 136 (подвал, столярная мастерская ЖРЭУ 10) принято в муниципальную казну.
На основании постановления Администрации г. Костромы от 14.12.2005 N 3716 по договору безвозмездного пользования N 859900 от 15.12.2005 передано Костромскому областному отделению общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" в безвозмездное пользование муниципальное имущество, в том числе помещение площадью 38,0 кв.м, расположенное в подвале дома.
В соответствии с дополнительным соглашением от 14.11.2008 к договору N 859900 от 15.12.2005 помещение исключено из указанного договора.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ.
До 1990 года многоквартирные жилые дома находились в государственной, общественной либо кооперативной собственности и являлись неделимыми объектами недвижимости.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.
При этом, жилые дома, в том числе жилой дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 136/7 - были закреплены в муниципальную собственность каждый как единый объект недвижимости. Указанный факт также подтверждается представленными ответчиками документами и не оспаривается истцом.
С введением в 1991 году Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" государственный и муниципальный жилищный фонд (в части жилых домов) перестал быть односубъектным: Закон предоставил гражданам право получить занимаемые ими в этом фонде жилые помещения в собственность. При этом собственники приватизированного жилья становились также совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.
Верховный Суд Российской Федерации Определением от 25.12.2000 (дело N 78-Г00-61) следующим образом охарактеризовал общее имущество: "По смыслу действующего гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации жилые помещения (квартиры), находящиеся в многоквартирных домах, относятся к сложным вещам, т.е. составлены из главной вещи (самой квартиры), непосредственно удовлетворяющей жилищные потребности граждан, а также других общих помещений дома, находящихся в общем пользовании (лестницы, лифты, подвалы, коридоры, чердаки, крыши и т.п.) и предназначенных для обслуживания и обеспечения главной вещи (квартиры) и связанных с ней общим назначением".
Указ Президента Российской Федерации от 23.12.1993 N 2275 "Об утверждении Временного положения о кондоминиуме" ввел новые понятия - "общая собственность на места общего пользования", "объекты общей собственности".
Таким образом, понятие общей собственности на места общего пользования было введено законодательством одновременно с предоставлением гражданам права на приобретение государственного и муниципального жилья в частную собственность.
С введением в действие ЖК РФ установлен правовой режим общего имущества в многоквартирном доме, порядок принятия решения об управлении этим имуществом.
В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на сетях.
Названные нормы определяют, какие именно части многоквартирного дома находятся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. К общему имуществу отнесены, в том числе, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что к общему имуществу дома относится такое имущество, которое не может использоваться самостоятельно, а имеет только вспомогательное назначение.
Право собственности на помещения, являющиеся предметом спора, в установленном законом порядке, не зарегистрировано.
На вопрос суда, почему ТСЖ не обращалось за государственной регистрацией права собственности, представитель истца в судебном заседании указал, что у ТСЖ в настоящее время нет намерения регистрировать право собственности на эти помещения.
Права ТСЖ в пользовании этими помещениями со стороны ответчиков не ограничены, поскольку ключи от помещений находятся у председателя ТСЖ.
В связи с этим, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование истца о признании права собственности на помещение в доме не подлежит удовлетворению.
Оснований для признания этого вывода арбитражного суда первой инстанции неправильным у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 05.02.2009 N 687 помещение в доме внесено в реестр муниципальной собственности на основании решения малого Совета областного Совета народных депутатов от 16.07.1992 N 120 приказом Комитета по управлению имуществом от 29.04.1993 N 85 в составе производственного объединения жилищного хозяйства (ПОЖХ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждая сторона участвующая в деле должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Возможность отнесения помещений к общему имуществу многоквартирного дома или их признания самостоятельными объектами недвижимости должна связываться с назначением помещений - предназначены ли помещения для обслуживания, использования и доступа жилого более одного и нежилого помещения в данном доме, связаны ли с последним назначением и следуют ли их судьбе.
Разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения - возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению. Прохождение в помещениях транзитных коммуникаций (стояки, трубопроводы отопления водоснабжения и прочее) не свидетельствует о предназначенности таких помещений для обслуживания иных помещений в данном доме и не влечет возникновения права общей долевой собственности на такие помещения. Наличие коммуникаций в подвальном помещении не может рассматриваться как основание отнесения помещения к общему имуществу дома.
Актом N 151 от 11.02.2009 проверки использования муниципального имущества по адресу: ул. Советская, 136/7 установлено, что вход в помещение осуществляется из подъезда, в подвале проходит труба системы отопления дома, имеются вентиль и прибор контроля за давлением.
В заключении комиссии от 23.03.2009 указано: система отопления дома представляет из себя единую систему, составляющей частью которой является находящееся в помещении оборудование, обеспечивающее контроль параметров системы отопления, межсезонную опрессовку системы, устранение воздушных пробок, слив для очистки, кратковременное прерывание подачи теплоносителя для производства текущего ремонта и устранение аварийных ситуаций в системе отопления других помещений дома; указанное оборудование обслуживает более одного помещения и входит в состав общего имущества дома; помещение не имеет отдельного входа.
Система отопления, как и прочие системы, обеспечивающие жизнедеятельность дома, являются едиными для всего дома, как для жилой, так и нежилой его части. Наличие единой системы жизнеобеспечения дома не является основанием для признания права общей долевой собственности за собственниками помещений в многоквартирном доме на нежилые помещения, расположенные в этом доме.
Наличие в помещении транзитных коммуникаций не подтверждает предназначенность помещения только для обслуживания иных помещений в доме, что не влечет возникновения права общей долевой собственности на такие помещения.
Кроме того, помещение использовалось в целях, не связанных с обслуживанием других помещений (квартир) дома, еще до создания ТСЖ "Советская 136" и до возникновения у отдельных лиц права собственности на квартиры.
Ссылка истца на то, что помещение входит в общее имущество дома при расчете и начислении платы за содержание общего имущества не является основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
Тот факт, что ответчики не участвуют в расходах по содержанию общего имущества дома, не является основанием для удовлетворения требований истца.
Истец не лишен возможности защищать свои права и законные интересы, связанные с его расходами на ремонт и содержание общего имущества в доме, путем предъявления самостоятельных требований.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на оценку правильности обжалуемого решения, принятого арбитражным судом первой инстанции, и не являются основанием для его отмены или изменения.
В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела и названным доказательствам, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности этих доказательств.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10 августа 2009 года по делу N А31-5506/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советская 136" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
А.В.ТЕТЕРВАК
Судьи
Л.В.ГУБИНА
С.Г.ПОЛЯКОВА
А.В.ТЕТЕРВАК
Судьи
Л.В.ГУБИНА
С.Г.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)