Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2009 ПО ДЕЛУ N А56-16366/2007

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2009 г. по делу N А56-16366/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Водотеплоснаб" Вдовенко О.Н. (доверенность от 21.10.2008), от товарищества собственников жилья "Жилищник" Сухаревой Ю.А. (доверенность от 01.08.2008) и Харченко М.И. (протокол от 27.02.2007), рассмотрев 09.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Жилищник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 (судья Ятманов А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 (судьи Попова Н.М., Горшелев В.В., Кашина Т.А.) по делу N А56-16366/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водотеплоснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Жилищник" (далее - ТСЖ "Жилищник", Товарищество) о взыскании стоимости потребленной питьевой воды по договору от 01.02.2005 N 328 (далее - Договор) за период с 01.01.2006 по 30.04.2007.
Решением от 10.10.2007 иск частично удовлетворен.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
ТСЖ "Жилищник" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2007. В заявлении ТСЖ "Жилищник" указало, что обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением норм процессуального права:
- - в отсутствие ответчика, не извещенного о времени и месте судебного заседания;
- - о вынесенном решении Товарищество узнало, получив постановление о возбуждении исполнительного производства;
- - истец необоснованно предъявил к взысканию сумму задолженности.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2008 N 4318/08 дело N А56-16366/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области направлено в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа для проверки законности и обоснованности решения от 10.10.2007.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2008 решение от 10.10.2007 отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 17.12.2008 с Товарищества в пользу Общества взыскано 861 275 руб. 48 коп. и расходы по государственной пошлине.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2009 решение от 17.12.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт, которым отказать Обществу в иске. ТСЖ "Жилищник" считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, в подтверждение чего приводит следующие доводы.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 307), Товарищество указывает, что расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным для расчета размера платы за коммунальные услуги с гражданами.
Вода поставлялась не для собственных нужд Товарищества, а для потребления ее населением, проживающим в многоквартирных домах Товарищества. Ссылаясь на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 (далее - Постановление N 57), Товарищество указывает, что не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ "Жилищник". Соответствующие обязательства Товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ "Жилищник", в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ "Жилищник" оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, податель жалобы считает, что у Общества отсутствовали правовые основания для применения при расчетах тарифов, отличных от тарифов, установленных для населения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Товариществом (абонент) заключен Договор, предметом которого является отпуск и потребление питьевой воды, прием и сброс сточных вод и загрязняющих веществ Товарищества (том 1, листы 6 - 10).
Согласно пункту 4.1 Договора расчеты за воду, израсходованную абонентом, и принятые сточные воды производятся согласно утвержденным регулирующим органом в законном порядке тарифам, действующим на момент выставления платежного поручения: 13,64 руб. за 1 куб.м отпущенной питьевой воды и 12,53 руб. за 1 куб.м принятых сточных вод.
Пунктом 4.2 Договора предусмотрено, что тарифы могут изменяться регулирующими органами.
Общество, поставлявшее в дома Товарищества питьевую воду, осуществлявшее прием и сброс сточных вод, на основании Договора выставило Товариществу счета на оплату. Поскольку Товарищество не оплатило счета за предоставленные услуги в полном размере, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Общество применяло правильный тариф для группы "население", установленный для него Комитетом по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам ЛО).
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также проанализировав доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Податель жалобы оспаривает вывод суда о применении тарифов, установленных Комитетом по тарифам ЛО, и считает, что суд не применил пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением N 307, а также Постановление N 57.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении N 57, в силу пункта 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в Постановлении N 57 правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Следовательно, Товарищество должно оплачивать потребленную энергию по тарифам, установленным для населения.
Факт оказания истцом услуг по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, стороны спорят по вопросу, в соответствии с каким правовым актом должны применяться тарифы (размер платы) для населения, поскольку и решением Совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 19.12.2006 N 95 (далее - Решение N 95) утвержден предельный размер платы для граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования "Всеволожское городское поселение", и приказами Комитета по тарифам ЛО от 30.01.2006 N 1-п, от 30.01.2006 N 2-п, от 10.11.2006 N 113-п, от 10.11.2006 N 114-п утверждены тарифы для Общества, которые должны применяться в отношении группы "население".
Согласно Решению N 95 размер платы для граждан за водоснабжение на 2006 год при наличии приборов учета составляет 12,83 руб./куб.м, на 2007 год - 14,49 руб./куб.м, для канализации на 2006 и 2007 годы соответственно - 12,90 руб./куб.м и 14,58 руб./куб.м (том дела 2, лист 5).
В соответствии с приказами Комитета по тарифам ЛО от 10.11.2006 N 113-п и от 10.11.2006 N 114-п для Общества на 2007 год на услуги по водоснабжению для группы "население" установлен тариф в размере 18,34 руб./куб.м (том дела 2, лист 22), на услуги по водоотведению и очистке сточных вод для группы "население" установлен тариф в размере 16,42 руб./куб.м.
В силу приказов Комитета по тарифам ЛО от 30.01.2006 N 1-п в 2006 году Обществу на услуги по водоснабжению для группы "население" установлен тариф в размере 16,83 руб./куб.м (том дела 2, лист 31), на услуги по канализации стоков Обществу на 2006 год установлен для группы "население" тариф в размере 15,02 руб./куб.м (том дела 2, лист 33).
Ссылаясь на статью 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), а также на приложение N 1 к приказу Комитета по тарифам ЛО от 17.06.2005 N 33-ПА и от 06.07.2006 N 57-П, суд сделал вывод, что Общество должно применять тарифы, установленные ему Комитетом по тарифам ЛО.
При этом суд указал, что истец произвел расчет оказанных услуг по тарифам, установленным Комитетом по тарифам ЛО для населения. В Решении N 95 не указано, какие организации должны применять установленные размеры платы для определения стоимости коммунальных услуг, оказываемых населению.
Кассационная инстанция считает данный вывод недостаточно обоснованным.
В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Пунктом 1 части 5 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Решением N 95 установлена "плата" за отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию, а не "тарифы". Однако суды не дали оценки этому обстоятельству, вопрос о том, кто и в каком порядке уполномочен регулировать порядок и размер оплаты населением соответствующих услуг в муниципальном образовании, судом не исследован. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых суды пришли к выводу, что "потребители товаров и услуг истца расположены в пределах нескольких поселений и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг, производимых истцом". Суд кассационной инстанции считает, что установление этого обстоятельства имеет существенное значение, поскольку именно в этом случае на основании пункта 1 части пятой статьи 4 Закона N 210-ФЗ специальные органы субъектов Российской Федерации уполномочены устанавливать тарифы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, а также распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по делу N А56-16366/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий
А.А.КУСТОВ

Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
О.Г.СОСНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)