Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2010 ПО ДЕЛУ N А12-11158/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2010 г. по делу N А12-11158/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, г. Волгоград на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 июля 2010 года по делу N А12-11158/2010 (судья Н.Ю. Болдырев)
по заявлению Муниципального учреждения "ЖКХ Советского района Волгограда", г. Волгоград
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, г. Волгоград
об оспаривании постановления N 639-1 от 11.05.2010 г. и привлечении к административной ответственности

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось МУ "ЖКХ Советского района г. Волгограда" с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания жилых домов.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 июля 2010 года заявленные требования учреждения удовлетворены, постановление признано незаконным.
С вынесенным решением инспекция не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 08.04.2010 по 09.04.2010 инспекцией была проведена проверка многоквартирного жилого дома N 12 по улице Маршала Воронова города Волгограда. При проверке административным органом был выявлено, что учреждение, будучи ответственным, за содержание указанного жилого дома, нарушает его правила содержания и ремонта. Подробно результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.04.2010 N 639, а именно: отсутствует договор со специализированной организацией на обслуживание газового оборудования, не проведена проверка вентиляционного оборудования.
По факту выявленных нарушений 12.04.2010 административным органом в отношении учреждения был составлен протокол N 639-1 об административном правонарушении, на основании которого, оспариваемым постановлением от 11.05.2010 N 639-1 учреждение было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что учреждение не является субъектом административного правонарушения.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.
Административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и(или) жилым помещением, установлена ст. 7.22 КоАП РФ.
Из содержания ст. 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный, в частности, нарушает правила содержания жилых домов.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Крыши, лестничные клетки, подвал относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В пунктах 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 13, 14 названных Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно статье 163 ЖК РФ Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Из материалов дела видно, что все помещения многоквартирного дома находятся в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 постановления Главы Администрации Волгограда от 16.11.2009 г. N 2945 118 жилых помещений в многоквартирном доме N 12 по ул. им. М. Воронова приняты в муниципальную собственность г. Волгограда.
Согласно п. 3.3 вышеуказанного постановления жилые помещения переданы на праве оперативного управления МУ "ЖКХ Советского района Волгограда".
Из чего следует, что МУ "ЖКХ Советского района Волгограда" осуществляет управление многоквартирными домами и является управляющей организацией.
Следовательно, муниципальное учреждение обеспечивает жителям дома содержание общего имущества в многоквартирном доме, тем самым является ответственным за его содержание.
То обстоятельство, что конкурс по выбору управляющей организации многоквартирным домом все жилые помещения в котором, находятся в муниципальной собственности, не проведен, не означает, что МУ "ЖКХ Советского района Волгограда" не несет ответственность за содержание жилого дома.
В данном случае положение о праве собственников помещений в многоквартирном доме выбрать способ управления домом (ст. 161 ЖК РФ) не подлежит применению.
Субъекты правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ являются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются необоснованными, противоречащие нормам материального права.
МУ "ЖКХ Советского района Волгограда" не представило доказательств относительно отсутствие своей вины в непредставление коммунальной услуги.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, подлежат удовлетворению и соответствуют установленному законодательству РФ.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о наличии в действиях учреждения вменяемого административного правонарушения, а также наличия ответственности за данное правонарушение.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июля 2010 года по делу N А12-11158/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать МУ "ЖКХ Советского района Волгограда", г. Волгоград в признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)