Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Абакумовой И.Д., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Макарова С.В. по доверенности от 12.03.2012 N 123.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3749/2012) ТСЖ "Озерки-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2011 года по делу N А56-54920/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ТСЖ "Озерки-2"
к Управлению по пожарному надзору Выборгского района Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Озерки-2" (194356, Санкт-Петербург, Выборгской шоссе, д. 5, к. 1, лит. И, ОГРН 1027801561644, далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Управления по пожарному надзору Выборгского района Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (194223, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 18, далее - Управление по пожарному надзору) о назначении административного наказания N 2-10-666 от 20.09.2011.
Решением от 26.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Озерки-2" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.12.2011 отменить. В обоснование доводов жалобы ТСЖ указывает на отсутствие в материалах дела неоднократных указаний Управления по пожарному надзору на неработоспособность системы автоматической противопожарной защиты жилого дома. При проведении ежегодных проверок при подготовке дома к отопительному сезону органом по пожарному надзору не выдавались предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. После составления акта обследования систем пожарной автоматики 24.08.2011 у ТСЖ отсутствовала физическая возможность отремонтировать и модернизировать неисправную систему автоматической противопожарной защиты дома за две недели до проведения проверки. ТСЖ указывает, что оно не имело правовых оснований и финансовых возможностей для осуществления ремонта АПЗ. На общем собрании членов ТСЖ принято решение о включении в план работ на 2012 год проведение данных ремонтных работ. Кроме того, податель жалобы обращает внимание на отсутствие в акте проверки указаний на конкретные этажи и парадные, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Представитель ТСЖ "Озерки-2" в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в другом суде.
Апелляционный суд, выслушав мнение Управления по пожарному надзору, возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, принимая во внимание установленный частью 1 статьи 267 АПК РФ двухмесячный срок рассмотрения апелляционной жалобы, в удовлетворении ходатайства отказал.
В судебном заседании представитель Управления по пожарному надзору возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, государственными инспекторами Выборгского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору проведена проверка соблюдения ТСЖ "Озерки-2" требований пожарной безопасности по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш., д. 5, корп. 1.
В ходе проверки, оформленной актом N 2-10-499 от 13.09.2011, выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
- - в нарушение пунктов 3, 38, 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 (далее - ППБ-01-03), пунктов 4.3, 6.34 СНиП 21-01-97* в общих поэтажных коридорах демонтированы перегородки, сняты двери тамбуров, расположенных на путях эвакуации, отделяющих поэтажные коридоры от проходов через воздушную зону на незадымляемые лестничные клетки, Нежилое помещение, расположенное на 1 этаже, разделено на 2 яруса. На 1 этаже, перед выходом из парадных, оборудованы вестибюли, в результате чего незадымляемые лестничные клетки жилого дома (типа Н1) не имеют выходов непосредственно наружу;
- - помещения, используемые для размещения правления ТСЖ и консъержных (помещения административного назначения) не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией, что является нарушением пункта 3 ППБ-01-03, пункта 3 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03);
- - внутреннее противопожарное водоснабжение разукомплектовано и находится в неработоспособном состоянии (нарушение пунктов 89,91 ППБ-01-03); - система автоматической пожарной сигнализации и система дымоудаления, в нарушение пункта 34 ППБ-01-03 разукомплектованы и находятся в нерабочем состоянии;
- - на лестничных клетках допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение пункта 60 ППБ-01-03);
- - в нарушение пункта 40 ППБ-01-03 допущена установка глухих металлических решеток на приямках у окон подвалов;
- - в открытых переходах из поэтажных коридоров в незадымляемые лестничные клетки (типа Н1) установлены оконные рамы, в результате чего не обеспечивается незадымляемость перехода через воздушную зону (нарушение пунктов 3, 40 ППБ-01-03, пунктов 4.3, 5.15 СНиП 21-01-97*);
- - в поэтажных коридорах допущено нахождение горючих строительных материалов, горючего строительного мусора, мебели, что является нарушением пунктов 40, 53 ППБ-01-03;
- - на лестничных клетках допущено нахождение изделий из горючих материалов ковры, ковровые покрытия, коробки (нарушение пунктов 40, 53 ППБ-01-03);
- - в нарушение пункта 92 ППБ-01-03 в помещении насосной установки не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. Не указано на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе их назначение. Отсутствует инструкция о порядке включения насоса-повысителя;
- - заполнение проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, разделяющих помещения разных классов функционального назначения (вход в электрощитовую, выходы из лестничных клеток на кровлю), не соответствуют требованиям (нарушение пункта 3 ППБ-01-03);
- - конструкция дымоотводящего устройства (находящееся на крыше), расположенного на шахте дымоудаления, не позволяет обеспечить необходимый расход удаляемых продуктов горения при срабатывании вытяжной противодымной вентиляции в случае возникновения пожара (нарушение пункта 34 ППБ-01-03, раздела 8 СНиП 41-01-2003 "Отопление вентиляция и кондиционирование").
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административных правонарушениях N 2-10-666, 2-10-667 и N 2-10-668 и вынесения 20.09.2011 постановления N 2-10-666, которым ТСЖ "Озерки-2" привлечено к ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в виде 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения заявителем инкриминируемых административных правонарушений.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37, части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 38 ППБ 01-03 при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устраивать склады горючих материалов и мастерские; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией); устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке (пункт 40).
Аналогичные требования установлены в пункте 6.34 СНиП 21-01-97*.
Пунктом 89 ППБ-01-03 установлено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (пункт 91).
В соответствии с пунктом 34 ППБ 01-03 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
- Согласно пункту 60 Правил при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- В силу пункта 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение. Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией (пункт 92).
Административная ответственность за нарушение указанных выше требований пожарной безопасности установлена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт наличия нарушений указанных выше требований Правил пожарной безопасности установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела документами (актом проверки от 13.09.2011 N 2-10-499, протоколами об административных правонарушениях) и, по существу, подателем жалобы не оспаривается.
Довод подателя жалобы об отсутствии в материалах дела данных, подтверждающих получение ТСЖ "Озерки-2" неоднократных указаний на неработоспособности АПЗ, апелляционным судом не принимается, поскольку из представленного к отзыву на апелляционную жалобу акта проверки готовности к работе в зимних условиях 2009/2010 следует, что на 25.08.2009 система АППЗ находилась в неработоспособном состоянии. Приложенные к отзыву на апелляционную жалобу документы административного органа приобщаются к материалам дела на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, наличие или отсутствие указаний органа пожарного надзора само по себе не имеет правового значения, поскольку ТСЖ обязано соблюдать требования пожарной безопасности вне зависимости от указаний Управления по пожарной безопасности.
Также не принимается ссылка подателя жалобы на отсутствие в акте проверки N 2-10-499 от 13.09.2011 указания, на каких конкретно этажах, в каких парадных допущены нарушения пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Управления пояснил, что нарушения ППБ-01-03 допущены ТСЖ на всех этажах жилого дома.
Довод об отсутствии возможности проведения ремонта АПЗ без решения общего собрания членов ТСЖ апелляционным судом отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Своевременное выполнение требований пожарной безопасности возложено согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности и статье 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ является организацией, ответственной за соблюдение Правил пожарной безопасности, поскольку, согласно Уставу, осуществляет деятельность по эксплуатации и управлению общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 5, к. 1, лит. И, и на ТСЖ лежит обязанность по обеспечению надлежащего противопожарного состояния жилых и нежилых помещений, общего имущества.
Доказательства, свидетельствующие, что ТСЖ "Озерки-2" приняло исчерпывающие меры для недопущения вмененных нарушений требований пожарной безопасности, либо не имело реальной возможности соблюсти эти требования, подателем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2011 года по делу N А56-54920/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Озерки-2" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
О.И.ЕСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2012 ПО ДЕЛУ N А56-54920/2011
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. по делу N А56-54920/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Абакумовой И.Д., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Макарова С.В. по доверенности от 12.03.2012 N 123.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3749/2012) ТСЖ "Озерки-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2011 года по делу N А56-54920/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ТСЖ "Озерки-2"
к Управлению по пожарному надзору Выборгского района Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Озерки-2" (194356, Санкт-Петербург, Выборгской шоссе, д. 5, к. 1, лит. И, ОГРН 1027801561644, далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Управления по пожарному надзору Выборгского района Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (194223, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 18, далее - Управление по пожарному надзору) о назначении административного наказания N 2-10-666 от 20.09.2011.
Решением от 26.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Озерки-2" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.12.2011 отменить. В обоснование доводов жалобы ТСЖ указывает на отсутствие в материалах дела неоднократных указаний Управления по пожарному надзору на неработоспособность системы автоматической противопожарной защиты жилого дома. При проведении ежегодных проверок при подготовке дома к отопительному сезону органом по пожарному надзору не выдавались предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. После составления акта обследования систем пожарной автоматики 24.08.2011 у ТСЖ отсутствовала физическая возможность отремонтировать и модернизировать неисправную систему автоматической противопожарной защиты дома за две недели до проведения проверки. ТСЖ указывает, что оно не имело правовых оснований и финансовых возможностей для осуществления ремонта АПЗ. На общем собрании членов ТСЖ принято решение о включении в план работ на 2012 год проведение данных ремонтных работ. Кроме того, податель жалобы обращает внимание на отсутствие в акте проверки указаний на конкретные этажи и парадные, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Представитель ТСЖ "Озерки-2" в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в другом суде.
Апелляционный суд, выслушав мнение Управления по пожарному надзору, возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, принимая во внимание установленный частью 1 статьи 267 АПК РФ двухмесячный срок рассмотрения апелляционной жалобы, в удовлетворении ходатайства отказал.
В судебном заседании представитель Управления по пожарному надзору возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, государственными инспекторами Выборгского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору проведена проверка соблюдения ТСЖ "Озерки-2" требований пожарной безопасности по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш., д. 5, корп. 1.
В ходе проверки, оформленной актом N 2-10-499 от 13.09.2011, выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
- - в нарушение пунктов 3, 38, 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 (далее - ППБ-01-03), пунктов 4.3, 6.34 СНиП 21-01-97* в общих поэтажных коридорах демонтированы перегородки, сняты двери тамбуров, расположенных на путях эвакуации, отделяющих поэтажные коридоры от проходов через воздушную зону на незадымляемые лестничные клетки, Нежилое помещение, расположенное на 1 этаже, разделено на 2 яруса. На 1 этаже, перед выходом из парадных, оборудованы вестибюли, в результате чего незадымляемые лестничные клетки жилого дома (типа Н1) не имеют выходов непосредственно наружу;
- - помещения, используемые для размещения правления ТСЖ и консъержных (помещения административного назначения) не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией, что является нарушением пункта 3 ППБ-01-03, пункта 3 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03);
- - внутреннее противопожарное водоснабжение разукомплектовано и находится в неработоспособном состоянии (нарушение пунктов 89,91 ППБ-01-03); - система автоматической пожарной сигнализации и система дымоудаления, в нарушение пункта 34 ППБ-01-03 разукомплектованы и находятся в нерабочем состоянии;
- - на лестничных клетках допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение пункта 60 ППБ-01-03);
- - в нарушение пункта 40 ППБ-01-03 допущена установка глухих металлических решеток на приямках у окон подвалов;
- - в открытых переходах из поэтажных коридоров в незадымляемые лестничные клетки (типа Н1) установлены оконные рамы, в результате чего не обеспечивается незадымляемость перехода через воздушную зону (нарушение пунктов 3, 40 ППБ-01-03, пунктов 4.3, 5.15 СНиП 21-01-97*);
- - в поэтажных коридорах допущено нахождение горючих строительных материалов, горючего строительного мусора, мебели, что является нарушением пунктов 40, 53 ППБ-01-03;
- - на лестничных клетках допущено нахождение изделий из горючих материалов ковры, ковровые покрытия, коробки (нарушение пунктов 40, 53 ППБ-01-03);
- - в нарушение пункта 92 ППБ-01-03 в помещении насосной установки не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. Не указано на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе их назначение. Отсутствует инструкция о порядке включения насоса-повысителя;
- - заполнение проемов в ограждающих конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, разделяющих помещения разных классов функционального назначения (вход в электрощитовую, выходы из лестничных клеток на кровлю), не соответствуют требованиям (нарушение пункта 3 ППБ-01-03);
- - конструкция дымоотводящего устройства (находящееся на крыше), расположенного на шахте дымоудаления, не позволяет обеспечить необходимый расход удаляемых продуктов горения при срабатывании вытяжной противодымной вентиляции в случае возникновения пожара (нарушение пункта 34 ППБ-01-03, раздела 8 СНиП 41-01-2003 "Отопление вентиляция и кондиционирование").
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административных правонарушениях N 2-10-666, 2-10-667 и N 2-10-668 и вынесения 20.09.2011 постановления N 2-10-666, которым ТСЖ "Озерки-2" привлечено к ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в виде 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения заявителем инкриминируемых административных правонарушений.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37, части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 38 ППБ 01-03 при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устраивать склады горючих материалов и мастерские; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией); устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке (пункт 40).
Аналогичные требования установлены в пункте 6.34 СНиП 21-01-97*.
Пунктом 89 ППБ-01-03 установлено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (пункт 91).
В соответствии с пунктом 34 ППБ 01-03 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
- Согласно пункту 60 Правил при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- В силу пункта 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение. Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией (пункт 92).
Административная ответственность за нарушение указанных выше требований пожарной безопасности установлена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт наличия нарушений указанных выше требований Правил пожарной безопасности установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела документами (актом проверки от 13.09.2011 N 2-10-499, протоколами об административных правонарушениях) и, по существу, подателем жалобы не оспаривается.
Довод подателя жалобы об отсутствии в материалах дела данных, подтверждающих получение ТСЖ "Озерки-2" неоднократных указаний на неработоспособности АПЗ, апелляционным судом не принимается, поскольку из представленного к отзыву на апелляционную жалобу акта проверки готовности к работе в зимних условиях 2009/2010 следует, что на 25.08.2009 система АППЗ находилась в неработоспособном состоянии. Приложенные к отзыву на апелляционную жалобу документы административного органа приобщаются к материалам дела на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, наличие или отсутствие указаний органа пожарного надзора само по себе не имеет правового значения, поскольку ТСЖ обязано соблюдать требования пожарной безопасности вне зависимости от указаний Управления по пожарной безопасности.
Также не принимается ссылка подателя жалобы на отсутствие в акте проверки N 2-10-499 от 13.09.2011 указания, на каких конкретно этажах, в каких парадных допущены нарушения пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Управления пояснил, что нарушения ППБ-01-03 допущены ТСЖ на всех этажах жилого дома.
Довод об отсутствии возможности проведения ремонта АПЗ без решения общего собрания членов ТСЖ апелляционным судом отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Своевременное выполнение требований пожарной безопасности возложено согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности и статье 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ является организацией, ответственной за соблюдение Правил пожарной безопасности, поскольку, согласно Уставу, осуществляет деятельность по эксплуатации и управлению общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 5, к. 1, лит. И, и на ТСЖ лежит обязанность по обеспечению надлежащего противопожарного состояния жилых и нежилых помещений, общего имущества.
Доказательства, свидетельствующие, что ТСЖ "Озерки-2" приняло исчерпывающие меры для недопущения вмененных нарушений требований пожарной безопасности, либо не имело реальной возможности соблюсти эти требования, подателем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2011 года по делу N А56-54920/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Озерки-2" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
О.И.ЕСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)