Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононов П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.05.2012 по делу N А31-2288/2012, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" (ИНН:,)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН 1054408637051)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" (далее - заявитель, Общество, ООО "Юбилейный 2007") обратилось в арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 02.02.2012 N 116-11-11 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.05.2012 в удовлетворении заявленных требований ООО "Юбилейный 2007" отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит постановление Государственной жилищной инспекции от 02.02.2012 N 116-11-11 отменить, освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не исследованы представленные доказательства отсутствия вины ООО "Юбилейный 2007" в нарушении требований пунктов 2.6.2, 4.10.2.1., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.2.1.1., 4.2.1.7.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 г. (далее - Правила N 170), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491). Кроме того, заявителем представлены доказательства проведения выборочного текущего ремонта кровли дома над подъездом N 2 и над квартирой 69, ремонта межпанельных швов в районе квартиры 69, неоднократной прочистки и ремонта ливнестока на кровле.
Инспекция в отзыве опровергла доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
ООО "Юбилейный 2007", Государственная жилищная инспекция заявили ходатайства о проведении судебного заседания без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 02.12.2011 по 06.12.2011 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ООО "Юбилейный 2007" обязательных требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 14 по микрорайону Паново в г. Костроме.
В ходе проведения проверки при участии представителя ООО "Юбилейный 2007" Игнатович Т.В. установлены нарушения соблюдения обязательных требований, а именно: в 2010 году был выполнен ремонт межпанельных швов квартиры 69. При осмотре швов с улицы нарушения заделки швов данной квартиры не выявлено. Со слов жителя квартиры N 69 после проведенного ремонта межпанельных швов в зимний период 2010-2011 г.г. швы промерзали, из них дует, а в летний период в дождливую погоду - стены и потолок в местах расположения швов мокнут. При осмотре квартиры N 69 установлено: наличие отслоение обоев, черной плесени в левом углу кухни (общей площадью - 1,75 кв. м), в углах стен и на потолке большой комнаты (общей площадью - 3,0 кв. м), в углах стен и потолка маленькой комнаты (общей площадью - 1,5 кв. м). Стена в углу кухни, а также стены в 2-х других комнатах имеют намокание, а на потолке двух комнат имеются капли. На потолке в маленькой комнате имеется влажное пятно (общей площадью - 0,02 кв. м) При осмотре кровли над квартирой N 69 и над тамбуром 9-го этажа 2-го подъезда выявлено, что кровля находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: имеются трещины, пузыри, отслоение рулонного покрытия, на рулонном покрытии имеется зеленая растительность, в виде мха. На водоприемной воронке над вторым этажом отсутствует защитная решетка. Выявленные нарушения отражены в акте от 02.12.2011 N 350-11 (л.д. 29-30).
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Управляющей компании протокола от 08.12.2012 N 116-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение пунктов 2.6.2, 4.10.2.1., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.6.3.3, 4.6.4.5, 4.2.1.1., 4.2.1.7 Правил N 170 и подпунктов "а", "б", "г", пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 (л.д. 37-38).
По результатам рассмотрения административного дела Инспекцией вынесено постановление от 02.02.2012 N 116-11-11 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 10-21).
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Юбилейный 2007" оспорило его в Арбитражный суд Костромской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком события и состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В системном толковании с названными нормами, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, определенные Правилами N 170, являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" пункта 10, подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Материалами дела подтверждается, что по договору управления многоквартирным жилым домом (далее - договор управления) от 30.07.2007 с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства обществу с ограниченной ответственность "Юбилейный 2007" переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Кострома, микрорайон Паново, дом 14 (л.д. 51-56).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Пунктом 3.1 договора управления предусмотрено, что управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему/капитальному ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений).)
Таким образом, Общество, являясь управляющей организацией, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Заявитель знал об имеющихся недостатках общего имущества многоквартирного дома из поступающих письменных обращений (л.д. 39-48).
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 02.02.2012 N 116-11-11 пунктов 2.6.2, 4.10.2.1., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.6.3.3, 4.6.4.5, 4.2.1.1., 4.2.1.7 Правил N 170 и подпунктов "а", "б", "г", пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 в жилом доме N 14 микрорайона Паново в г. Костроме на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 02.12.2011 N 350-11 в протоколе об административном правонарушении от 08.12.2011 N 116-11.
С учетом изложенного событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя имеет место.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае Общество со своей стороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, обоснованно пришел к выводу, что экспертное заключение от 14.03.2012 N 049-К-12 составлено после выявления административного правонарушения и вынесения оспариваемого постановления и не опровергает наличие фактов, установленных при проведении проверки. Следовательно, данный довод заявителя является несостоятельным.
Доводы заявителя о проведении выборочного текущего ремонта кровли дома над подъездом N 2 и над квартирой 69, ремонта межпанельных швов в районе квартиры 69, а также неоднократной прочистке и ремонте ливнестока на кровле судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как не свидетельствующие о принятии Обществом достаточных мер для предотвращения совершения правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, принимая во внимание, что выявленные Инспекцией при проверке недостатки нарушают право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации вменяемого заявителю правонарушения в качестве малозначительного.
Обществом не приведено каких-либо доводов в подтверждение малозначительности совершенного правонарушения. В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции в силу положений статей 30.2, 30.9 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2012 по делу N А31-12359/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N А31-2288/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N А31-2288/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононов П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.05.2012 по делу N А31-2288/2012, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" (ИНН:,)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН 1054408637051)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" (далее - заявитель, Общество, ООО "Юбилейный 2007") обратилось в арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 02.02.2012 N 116-11-11 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.05.2012 в удовлетворении заявленных требований ООО "Юбилейный 2007" отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит постановление Государственной жилищной инспекции от 02.02.2012 N 116-11-11 отменить, освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не исследованы представленные доказательства отсутствия вины ООО "Юбилейный 2007" в нарушении требований пунктов 2.6.2, 4.10.2.1., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.2.1.1., 4.2.1.7.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 г. (далее - Правила N 170), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491). Кроме того, заявителем представлены доказательства проведения выборочного текущего ремонта кровли дома над подъездом N 2 и над квартирой 69, ремонта межпанельных швов в районе квартиры 69, неоднократной прочистки и ремонта ливнестока на кровле.
Инспекция в отзыве опровергла доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
ООО "Юбилейный 2007", Государственная жилищная инспекция заявили ходатайства о проведении судебного заседания без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 02.12.2011 по 06.12.2011 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ООО "Юбилейный 2007" обязательных требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 14 по микрорайону Паново в г. Костроме.
В ходе проведения проверки при участии представителя ООО "Юбилейный 2007" Игнатович Т.В. установлены нарушения соблюдения обязательных требований, а именно: в 2010 году был выполнен ремонт межпанельных швов квартиры 69. При осмотре швов с улицы нарушения заделки швов данной квартиры не выявлено. Со слов жителя квартиры N 69 после проведенного ремонта межпанельных швов в зимний период 2010-2011 г.г. швы промерзали, из них дует, а в летний период в дождливую погоду - стены и потолок в местах расположения швов мокнут. При осмотре квартиры N 69 установлено: наличие отслоение обоев, черной плесени в левом углу кухни (общей площадью - 1,75 кв. м), в углах стен и на потолке большой комнаты (общей площадью - 3,0 кв. м), в углах стен и потолка маленькой комнаты (общей площадью - 1,5 кв. м). Стена в углу кухни, а также стены в 2-х других комнатах имеют намокание, а на потолке двух комнат имеются капли. На потолке в маленькой комнате имеется влажное пятно (общей площадью - 0,02 кв. м) При осмотре кровли над квартирой N 69 и над тамбуром 9-го этажа 2-го подъезда выявлено, что кровля находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: имеются трещины, пузыри, отслоение рулонного покрытия, на рулонном покрытии имеется зеленая растительность, в виде мха. На водоприемной воронке над вторым этажом отсутствует защитная решетка. Выявленные нарушения отражены в акте от 02.12.2011 N 350-11 (л.д. 29-30).
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Управляющей компании протокола от 08.12.2012 N 116-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение пунктов 2.6.2, 4.10.2.1., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.6.3.3, 4.6.4.5, 4.2.1.1., 4.2.1.7 Правил N 170 и подпунктов "а", "б", "г", пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 (л.д. 37-38).
По результатам рассмотрения административного дела Инспекцией вынесено постановление от 02.02.2012 N 116-11-11 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 10-21).
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Юбилейный 2007" оспорило его в Арбитражный суд Костромской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком события и состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В системном толковании с названными нормами, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, определенные Правилами N 170, являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" пункта 10, подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Материалами дела подтверждается, что по договору управления многоквартирным жилым домом (далее - договор управления) от 30.07.2007 с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства обществу с ограниченной ответственность "Юбилейный 2007" переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Кострома, микрорайон Паново, дом 14 (л.д. 51-56).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Пунктом 3.1 договора управления предусмотрено, что управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему/капитальному ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений).)
Таким образом, Общество, являясь управляющей организацией, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Заявитель знал об имеющихся недостатках общего имущества многоквартирного дома из поступающих письменных обращений (л.д. 39-48).
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 02.02.2012 N 116-11-11 пунктов 2.6.2, 4.10.2.1., 4.6.1.1., 4.6.1.2., 4.6.3.3, 4.6.4.5, 4.2.1.1., 4.2.1.7 Правил N 170 и подпунктов "а", "б", "г", пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 в жилом доме N 14 микрорайона Паново в г. Костроме на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 02.12.2011 N 350-11 в протоколе об административном правонарушении от 08.12.2011 N 116-11.
С учетом изложенного событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя имеет место.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае Общество со своей стороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, обоснованно пришел к выводу, что экспертное заключение от 14.03.2012 N 049-К-12 составлено после выявления административного правонарушения и вынесения оспариваемого постановления и не опровергает наличие фактов, установленных при проведении проверки. Следовательно, данный довод заявителя является несостоятельным.
Доводы заявителя о проведении выборочного текущего ремонта кровли дома над подъездом N 2 и над квартирой 69, ремонта межпанельных швов в районе квартиры 69, а также неоднократной прочистке и ремонте ливнестока на кровле судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как не свидетельствующие о принятии Обществом достаточных мер для предотвращения совершения правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, принимая во внимание, что выявленные Инспекцией при проверке недостатки нарушают право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации вменяемого заявителю правонарушения в качестве малозначительного.
Обществом не приведено каких-либо доводов в подтверждение малозначительности совершенного правонарушения. В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции в силу положений статей 30.2, 30.9 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2012 по делу N А31-12359/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)