Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей В.В. Ванина, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нагорной А.И.
при участии:
от истца: Инал-Ипа А.И. по доверенности от 10.01.2012 г.
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 21.03.2012 по делу N А01-2169/2011
по иску ТСЖ "МЖК-1"
к ответчику Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям
о возложении обязанности заключить договор и о взыскании 76 561 руб. 20 коп.
принятое в составе судьи Нефедова В.Н.
установил:
Товарищество собственников жилья "МЖК-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - ответчик) о взыскании задолженности в сумме 76 561 рубля 20 копеек по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и о возложении обязанности заключить договор на содержание дома.
В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по платежам за содержание общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2009 г. по 01.11.2011 г. в размере 68 391 рубля, отказываясь от требований в части возложения обязанности заключить договор на содержание дома.
Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточненные требования.
Решением суда Республики Адыгея от 21.03.2012 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 68 391 рубля. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчик в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Не согласившись с указанным судебным актом, комитет обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что договор на содержание общего имущества не заключался. В протоколе установлен размер платы для нанимателей нежилых помещений. Расчет истца является неверным, поскольку площадь помещения составляет 223,50 кв. м, а не 250,2 кв. м. Судом не учтено, что спорные помещения переданы в аренду миграционной службе. Истцом не представлен перечень услуг и работ по содержанию общего имущества.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что собственник помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество вне зависимости от наличия договорных отношений. Комитету представлялся перечень услуг и работ, их размер за период с 01.01.2009 по 01.01.2012.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, комитет извещен.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, выслушав объяснения истца, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Адыгея от 03.12.2002 N 102 "Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея" и согласно Положению о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям (утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 N 118) комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея.
Республика Адыгея в лице уполномоченного органа - Комитета является собственником нежилых помещений, площадью 223,5 кв. м, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 2Е, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 01-АА N 357935 от 22.06.2011.
Как следует из материалов дела, в целях управления многоквартирным домом по ул. Юннатов, 2-Е, в г. Майкопе создано товарищество собственников жилья "МЖК-1", подтверждается протоколом от 20.09.1996 г.
Решением общего собрания членов товарищества от 20.10.2008 утвержден тариф за оказание услуг по содержанию общего имущества дома в размере 9 рублей за квадратный метр (л.д. 37).
Ссылаясь на наличие у комитета задолженности по платежам за содержание общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2009 г. по 01.11.2011 г. товарищество обратилось с иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ). Статьей 249 ГК РФ установлена обязанность каждого участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом, одним из которых является управление товариществом собственников жилья. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33 Правил).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Следовательно, комитет, являясь собственником нежилых помещений в жилом доме, обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
Согласно частям 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данной нормой права установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья (часть 6 статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что собственники как жилых, так и нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В силу указанных норм законодательства подлежит отклонению довод о том, что истцом не представлен перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, что является основанием к не оплате заявленных расходов.
С учетом изложенного, отсутствие между товариществом и комитетом договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права товарищества на получение соответствующих платежей. В связи с чем, подлежит отклонению довод о невозможности взыскания платы за содержание общего имущества в отсутствие заключенного договора.
Согласно Письму Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154, статьи 155 - 158 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в протоколе установлен размер платы для нанимателей нежилых помещений.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела.
Из содержания протокола общего собрания от 20.10.2008 следует, что с 2009 г. установлен размер платы за содержание дома жилых и нежилых помещений в размере 9 руб. за 1 кв. м (л.д. 69).
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4910/10 по делу N А71-9485/2009, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем услуг не освобождают собственника от бремени расходов на содержание общего имущества, включая земельный участок, на котором расположен дом. В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Легальное определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" приведено в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75). Под размером платы за содержание и ремонт жилого помещения понимается плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. м общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом расчет стоимости услуг управляющей организации представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Размер задолженности комитета по внесению общих расходов по содержанию имущества определен с учетом площади занимаемых ответчиком помещений, исходя из размера платы - 9 рублей, определенной на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 2Е, подтверждается протоколом общего собрания от 20.10.2008.
Ссылка ответчика на заключенный договор аренды между комитетом и УФМС России по Республике Адыгея от 24.11.2011 является несостоятельной. По мнению ответчика, обязанность арендатора по несению расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома вытекает из договора аренды от 24.11.2011 (пункт 4.3.14 договора).
Между тем договор аренды от 24.11.2011 регулирует отношения комитета как собственника нежилых помещений в многоквартирном доме и отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея (арендатора).
Договор аренды не содержит условия об исполнении арендатором в пользу третьего лица (товарищества) обязательств собственника по несению расходов на содержание общего имущества. В силу закона обязанность возмещать расходы на содержание общего имущества возложена на собственника, т.е. на ответчика.
По смыслу статьи 210 и пункта 2 статьи 616 ГК РФ собственник может возложить на другое лицо на основании договора с ним несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Из приведенных правовых норм следует, что неисполнение арендатором возложенной на него собственником (арендодателем) обязанности нести бремя содержания арендованного имущества приводит к возникновению у собственника имущества права требования к арендатору исполнить это обязательство, но не освобождает собственника от обязанности, предусмотренной статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/2010.
Таким образом, судом первой инстанции учтено, что спорные помещения переданы в аренду миграционной службе, что не освобождает ответчика от несения расходов на содержание общего имущества.
Исследовав доказательства и дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в размере 68 391 рубля.
Заявитель указал, что расчет истца является неверным, поскольку площадь помещения составляет 223,50 кв. м, а не 250,2 кв. м.
Вместе с тем, податель жалобы не учитывает уточненный расчет истца, из которого следует, что при расчете платы за содержание общего имущества учтена площадь в размере 223,5 кв. м, в результате перерасчета размер задолженности составил 68 391 руб. (л.д. 72).
Таким образом, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательств, подтверждающие доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, по жалобе возлагаются на ответчика, поскольку комитет является органом местного самоуправления, последний от уплаты госпошлины освобожден в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.03.2012 по делу N А01-2169/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2012 N 15АП-4505/2012 ПО ДЕЛУ N А01-2169/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2012 г. N 15АП-4505/2012
Дело N А01-2169/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей В.В. Ванина, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нагорной А.И.
при участии:
от истца: Инал-Ипа А.И. по доверенности от 10.01.2012 г.
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 21.03.2012 по делу N А01-2169/2011
по иску ТСЖ "МЖК-1"
к ответчику Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям
о возложении обязанности заключить договор и о взыскании 76 561 руб. 20 коп.
принятое в составе судьи Нефедова В.Н.
установил:
Товарищество собственников жилья "МЖК-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - ответчик) о взыскании задолженности в сумме 76 561 рубля 20 копеек по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и о возложении обязанности заключить договор на содержание дома.
В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по платежам за содержание общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2009 г. по 01.11.2011 г. в размере 68 391 рубля, отказываясь от требований в части возложения обязанности заключить договор на содержание дома.
Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточненные требования.
Решением суда Республики Адыгея от 21.03.2012 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 68 391 рубля. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчик в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Не согласившись с указанным судебным актом, комитет обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что договор на содержание общего имущества не заключался. В протоколе установлен размер платы для нанимателей нежилых помещений. Расчет истца является неверным, поскольку площадь помещения составляет 223,50 кв. м, а не 250,2 кв. м. Судом не учтено, что спорные помещения переданы в аренду миграционной службе. Истцом не представлен перечень услуг и работ по содержанию общего имущества.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что собственник помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество вне зависимости от наличия договорных отношений. Комитету представлялся перечень услуг и работ, их размер за период с 01.01.2009 по 01.01.2012.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, комитет извещен.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, выслушав объяснения истца, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Адыгея от 03.12.2002 N 102 "Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея" и согласно Положению о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям (утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 N 118) комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея.
Республика Адыгея в лице уполномоченного органа - Комитета является собственником нежилых помещений, площадью 223,5 кв. м, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 2Е, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 01-АА N 357935 от 22.06.2011.
Как следует из материалов дела, в целях управления многоквартирным домом по ул. Юннатов, 2-Е, в г. Майкопе создано товарищество собственников жилья "МЖК-1", подтверждается протоколом от 20.09.1996 г.
Решением общего собрания членов товарищества от 20.10.2008 утвержден тариф за оказание услуг по содержанию общего имущества дома в размере 9 рублей за квадратный метр (л.д. 37).
Ссылаясь на наличие у комитета задолженности по платежам за содержание общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2009 г. по 01.11.2011 г. товарищество обратилось с иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ). Статьей 249 ГК РФ установлена обязанность каждого участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом, одним из которых является управление товариществом собственников жилья. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33 Правил).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Следовательно, комитет, являясь собственником нежилых помещений в жилом доме, обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
Согласно частям 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данной нормой права установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья (часть 6 статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что собственники как жилых, так и нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В силу указанных норм законодательства подлежит отклонению довод о том, что истцом не представлен перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, что является основанием к не оплате заявленных расходов.
С учетом изложенного, отсутствие между товариществом и комитетом договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права товарищества на получение соответствующих платежей. В связи с чем, подлежит отклонению довод о невозможности взыскания платы за содержание общего имущества в отсутствие заключенного договора.
Согласно Письму Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154, статьи 155 - 158 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в протоколе установлен размер платы для нанимателей нежилых помещений.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела.
Из содержания протокола общего собрания от 20.10.2008 следует, что с 2009 г. установлен размер платы за содержание дома жилых и нежилых помещений в размере 9 руб. за 1 кв. м (л.д. 69).
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4910/10 по делу N А71-9485/2009, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем услуг не освобождают собственника от бремени расходов на содержание общего имущества, включая земельный участок, на котором расположен дом. В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Легальное определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" приведено в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75). Под размером платы за содержание и ремонт жилого помещения понимается плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. м общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом расчет стоимости услуг управляющей организации представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Размер задолженности комитета по внесению общих расходов по содержанию имущества определен с учетом площади занимаемых ответчиком помещений, исходя из размера платы - 9 рублей, определенной на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 2Е, подтверждается протоколом общего собрания от 20.10.2008.
Ссылка ответчика на заключенный договор аренды между комитетом и УФМС России по Республике Адыгея от 24.11.2011 является несостоятельной. По мнению ответчика, обязанность арендатора по несению расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома вытекает из договора аренды от 24.11.2011 (пункт 4.3.14 договора).
Между тем договор аренды от 24.11.2011 регулирует отношения комитета как собственника нежилых помещений в многоквартирном доме и отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея (арендатора).
Договор аренды не содержит условия об исполнении арендатором в пользу третьего лица (товарищества) обязательств собственника по несению расходов на содержание общего имущества. В силу закона обязанность возмещать расходы на содержание общего имущества возложена на собственника, т.е. на ответчика.
По смыслу статьи 210 и пункта 2 статьи 616 ГК РФ собственник может возложить на другое лицо на основании договора с ним несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Из приведенных правовых норм следует, что неисполнение арендатором возложенной на него собственником (арендодателем) обязанности нести бремя содержания арендованного имущества приводит к возникновению у собственника имущества права требования к арендатору исполнить это обязательство, но не освобождает собственника от обязанности, предусмотренной статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/2010.
Таким образом, судом первой инстанции учтено, что спорные помещения переданы в аренду миграционной службе, что не освобождает ответчика от несения расходов на содержание общего имущества.
Исследовав доказательства и дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в размере 68 391 рубля.
Заявитель указал, что расчет истца является неверным, поскольку площадь помещения составляет 223,50 кв. м, а не 250,2 кв. м.
Вместе с тем, податель жалобы не учитывает уточненный расчет истца, из которого следует, что при расчете платы за содержание общего имущества учтена площадь в размере 223,5 кв. м, в результате перерасчета размер задолженности составил 68 391 руб. (л.д. 72).
Таким образом, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательств, подтверждающие доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, по жалобе возлагаются на ответчика, поскольку комитет является органом местного самоуправления, последний от уплаты госпошлины освобожден в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.03.2012 по делу N А01-2169/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)