Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение от 21.12.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12512/2007 по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Партнер-Гарант" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
открытое акционерное общество "Управляющая компания Партнер-Гарант" (далее - ОАО "УК Партнер-Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области) о признании незаконным и отмене постановления N 6362/07 от 17.10.2007 о привлечении к административной ответственности, по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2007 заявление ОАО "УК Партнер-Гарант" удовлетворено, постановление Управления Роспотребнадзора по Омской области N 6362/07 от 17.10.2007 признано незаконным и отменено по мотиву несоответствия закону.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по Омской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "УК Партнер-Гарант".
По мнению Управления Роспотребнадзора по Омской области, пункт 4.2.4 типового договора управления многоквартирными домами на 2006 год, предоставляющий управляющей компании право принимать решение о прекращении оказываемых собственникам жилых помещений услуг при наличии у них задолженности в течение трех месяцев подряд после предварительного уведомления должника, противоречит пунктам 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Кроме того, ссылаясь на пункты 3 и 49 Правил, Управление Роспотребнадзора по Омской области не согласно с выводом арбитражного суда о том, что ОАО "УК Партнер-Гарант" не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК Партнер-Гарант" по ее доводам возражает, считает необоснованными, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы заинтересованного лица, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области А.С. Кирка от 07.09.2007 N 6297 в отношении ОАО "УК Партнер-Гарант" в период с 07.09.2007 по 26.09.2007 были проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки было установлено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" в нарушение требований статей 16, 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" включило в пункт 4.2.4 типового договора управления многоквартирными домами на 2006 год условия, которые позволяют управляющей компании принимать решение о прекращении предоставления услуг в случае наличия у собственников жилых помещений задолженности по ежемесячным платежам в течение трех месяцев подряд после предварительного письменного уведомления должника, о чем составлен акт N 0001078 от 26.09.2007.
По результатам контрольных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Омской области составлен протокол об административном правонарушении N 0001183 от 08.10.2007 и вынесено постановление N 6362/07 от 17.10.2007 о привлечении ОАО "УК Партнер-Гарант" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Основанием для назначения административного наказания послужил вывод Управления Роспотребнадзора по Омской области о том, что пункт 4.2.4 договора управления многоквартирными домами на 2006 год противоречит пунктам 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ОАО "УК "Партнер-Гарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании подпункта а) пункта 80 названных Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
При этом под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктом 81 Правил установлено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем в силу пункта 3 Правил признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ОАО "УК Партнер-Гарант" на основании договоров управления многоквартирными домами приняло на себя обязательство за счет средств собственников помещений за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в том числе решение вопросов пользования общим имуществом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Пунктом 3.1 договора управления многоквартирными домами предусмотрено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" приняло на себя обязательство организовать предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 4.1.2 договора предусмотрено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" обязуется обеспечить потребителей коммунальными услугами, предоставляемыми поставщиками коммунальных услуг, установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.
При этом пунктом 4.2.4 договора управления многоквартирными домами предусмотрено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" вправе принимать решение о прекращении предоставления услуг по договору управления в случае наличия задолженности по ежемесячным платежам в течение трех месяцев подряд после предварительного письменного уведомления должника.
У ОАО "УК Партнер-Гарант" договоров с организациями, осуществляющими водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, не заключено; подача воды, электроэнергии, газа осуществляется поставщиками услуг напрямую; взыскание задолженности осуществляется также непосредственно поставщиками услуг.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что ОАО "УК Партнер-Гарант" не является исполнителем коммунальных услуг, на него не распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления Роспотребнадзора по Омской области N 6362/07 от 17.10.2007.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 21.12.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12512/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2008 N Ф04-1537/2008(1773-А46-32) ПО ДЕЛУ N А46-12512/2007
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. N Ф04-1537/2008(1773-А46-32)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение от 21.12.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12512/2007 по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Партнер-Гарант" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая компания Партнер-Гарант" (далее - ОАО "УК Партнер-Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области) о признании незаконным и отмене постановления N 6362/07 от 17.10.2007 о привлечении к административной ответственности, по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2007 заявление ОАО "УК Партнер-Гарант" удовлетворено, постановление Управления Роспотребнадзора по Омской области N 6362/07 от 17.10.2007 признано незаконным и отменено по мотиву несоответствия закону.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по Омской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "УК Партнер-Гарант".
По мнению Управления Роспотребнадзора по Омской области, пункт 4.2.4 типового договора управления многоквартирными домами на 2006 год, предоставляющий управляющей компании право принимать решение о прекращении оказываемых собственникам жилых помещений услуг при наличии у них задолженности в течение трех месяцев подряд после предварительного уведомления должника, противоречит пунктам 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Кроме того, ссылаясь на пункты 3 и 49 Правил, Управление Роспотребнадзора по Омской области не согласно с выводом арбитражного суда о том, что ОАО "УК Партнер-Гарант" не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК Партнер-Гарант" по ее доводам возражает, считает необоснованными, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы заинтересованного лица, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области А.С. Кирка от 07.09.2007 N 6297 в отношении ОАО "УК Партнер-Гарант" в период с 07.09.2007 по 26.09.2007 были проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки было установлено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" в нарушение требований статей 16, 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" включило в пункт 4.2.4 типового договора управления многоквартирными домами на 2006 год условия, которые позволяют управляющей компании принимать решение о прекращении предоставления услуг в случае наличия у собственников жилых помещений задолженности по ежемесячным платежам в течение трех месяцев подряд после предварительного письменного уведомления должника, о чем составлен акт N 0001078 от 26.09.2007.
По результатам контрольных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Омской области составлен протокол об административном правонарушении N 0001183 от 08.10.2007 и вынесено постановление N 6362/07 от 17.10.2007 о привлечении ОАО "УК Партнер-Гарант" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Основанием для назначения административного наказания послужил вывод Управления Роспотребнадзора по Омской области о том, что пункт 4.2.4 договора управления многоквартирными домами на 2006 год противоречит пунктам 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ОАО "УК "Партнер-Гарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании подпункта а) пункта 80 названных Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
При этом под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктом 81 Правил установлено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем в силу пункта 3 Правил признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ОАО "УК Партнер-Гарант" на основании договоров управления многоквартирными домами приняло на себя обязательство за счет средств собственников помещений за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в том числе решение вопросов пользования общим имуществом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Пунктом 3.1 договора управления многоквартирными домами предусмотрено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" приняло на себя обязательство организовать предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 4.1.2 договора предусмотрено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" обязуется обеспечить потребителей коммунальными услугами, предоставляемыми поставщиками коммунальных услуг, установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.
При этом пунктом 4.2.4 договора управления многоквартирными домами предусмотрено, что ОАО "УК Партнер-Гарант" вправе принимать решение о прекращении предоставления услуг по договору управления в случае наличия задолженности по ежемесячным платежам в течение трех месяцев подряд после предварительного письменного уведомления должника.
У ОАО "УК Партнер-Гарант" договоров с организациями, осуществляющими водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, не заключено; подача воды, электроэнергии, газа осуществляется поставщиками услуг напрямую; взыскание задолженности осуществляется также непосредственно поставщиками услуг.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что ОАО "УК Партнер-Гарант" не является исполнителем коммунальных услуг, на него не распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления Роспотребнадзора по Омской области N 6362/07 от 17.10.2007.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.12.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12512/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)