Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2012 ПО ДЕЛУ N А43-28701/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. по делу N А43-28701/2010


(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Никоненковой Е.В. по доверенности от 18.07.2012 N 2
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.05.2012,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-28701/2010
по заявлению товарищества собственников жилья "Горная Лаванда"
(ИНН: 5261042759, ОГРН: 1055244004452)
о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода и

установил:

товарищество собственников жилья "Горная Лаванда" (далее - ТСЖ "Горная Лаванда", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившихся в утверждении проекта межевания территории в части формирования границ земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, расположенными по адресу: город Нижний Новгород, улица Горная, дом 11, корпуса 1, 2, 3 и 4. Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию внести изменения в проект межевания в части уменьшения размера земельных участков под корпусом 1 - до 1710 квадратных метров, под корпусом 2 - до 1585 квадратных метров, под корпусом 3 - до 1799 квадратных метров, под корпусом 4 - до 1332 квадратных метров; а также взыскать с Администрации расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей; на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей; расходы, понесенные в ходе сбора доказательств, в размере 39 290 рублей 80 копеек.
Решением суда от 21.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда о том, что возможность использования земельного участка большей площадью отсутствует, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Товарищество не доказало, что испрашиваемые земельные участки меньшей площадью достаточны для эксплуатации и обслуживания данных многоквартирных домов, а также факт нарушения его законных прав и интересов.
Администрация указывает, что нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, бесплатно определяется в соответствии с приказом Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 "Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах".
Представитель ТСЖ "Горная Лаванда" в судебном заседании не согласился с доводами Администрации, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Горная Лаванда" является способом управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нижний Новгород, улица Горная, дом 11, корпусы 1 - 4.
Администрация 01.07.2010 организовала публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта межевания территории в границах улиц 40 лет Октября, Ветлужская, Горная, проспекта Гагарина в Приокском районе города Нижнего Новгорода. На указанных публичных слушаниях орган местного самоуправления представил проект межевания, согласно которому для ТСЖ "Горная Лаванда" сформированы земельные участки площадью ориентировочно 17 000 квадратных метров.
ТСЖ "Горная Лаванда" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода с письмом от 02.07.2010, в котором изложило свои возражения относительно границ сформированных земельных участков под многоквартирными домами, находящимися в управлении Товарищества.
Общее собрание собственников помещений от 27.09.2010 (протокол N 4) приняло решение об оформлении в собственность на праве общей долевой собственности земельного участка общей площадью 5321 квадратный метр, расположенного под многоквартирными домами.
ТСЖ "Горная Лаванда" 28.09.2010 повторно обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода, приложив к своему заявлению протокол общего собрания собственников жилья от 27.09.2010 N 4.
Письмами от 03.08.2010 N 2702-5-6379ж и от 21.10.2010 N 2702-5-8803ж Администрация отказала Товариществу в изменении границ обозначенного земельного участка, обосновав свое решение утвержденным постановлением главы города Нижнего Новгорода от 12.08.2010 N 4535 проектом межевания рассматриваемой территории.
Полагая, что такие действия и решение органа местного самоуправления противоречат положениям действующего законодательства, ТСЖ "Горная Лаванда" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 13, 65, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 138, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 246 и 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом исходил из того, что Администрация не доказала законность и обоснованность своего решения.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статья 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
По смыслу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений. Между тем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом реализуется через комплекс мер управления многоквартирным домом.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из названных законодателем способов управления многоквартирным домом. К одному из возможных способов управления многоквартирным домом относится управление товариществом собственников жилья.
Таким образом, товарищество собственников жилья выполняет, в том числе, функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Следовательно, определение состава такого имущества, а применительно к земельному участку, необходимому для содержания многоквартирного дома, - процедура образования такого земельного участка и определения его размера, - затрагивают права и законные интересы товарищества собственников жилья как организации, обязанной содержать общее имущество многоквартирного дома.
На основании пункта 6 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья несет обязанность по обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
По вопросу порядка предоставления земельного участка, занятого многоквартирным домом, в общую долевую собственность домовладельцев нормы земельного законодательства содержат отсылку к специальным нормам жилищного законодательства.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом специальная норма уполномочивает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме быть инициаторами процедуры формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что в силу пункта 1 статьи 246 и пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешается по соглашению всех ее участников.
Как следует из материалов дела и установили суды, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по улице Горной, 11, проходившее 27.09.2010 в форме заочного голосования, зафиксировало волю 98,7 процента собственников на формирование земельного участка, расположенного непосредственно под указанным многоквартирным домом, что подтверждается протоколом от 29.07.2011 N 4.
Указанный протокол общего собрания собственников помещений направлен в Администрацию.
Из заключения Волго-Вятского филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (Нижегородская экспедиция) следует, что с учетом обмеров земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, улица Горная, дом 11, корпусы 1, 2, 3 и 4, общая площадь таких участков составила 6426 квадратных метров.
Таким образом, собственники помещений выразили свою волю на формирование земельного участка с учетом уточнения его границ кадастровым инженером в размере 6426 квадратных метров.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что Администрация не учла тот факт, что действующим законодательством не установлены минимальные нормы предоставления земельных участков под многоквартирными домами. Бремя расходов по содержанию общего имущества, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является установленной обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, определение обязательных нормативов предоставления земельных участков необходимых, для эксплуатации и обслуживания многоквартирных домов как дополнительного обременения собственников помещений в многоквартирных домах допустимо лишь в форме принятия федерального закона.
На основании изложенного суды пришли к обоснованно выводу, что правовое значение нормативов, установленных приказом Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 "Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах", состоит в том, что они составляют гарантии прав собственников на приобретение земельного участка, занятого многоквартирным домом, при наличии их волеизъявления по формированию земельного участка с учетом названных нормативов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые действия Администрации несоответствующими жилищному, гражданскому и земельному законодательству, и нарушающими права и законные интересы ТСЖ "Горная Лаванда".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и судом округа не принимаются, так как направлены на переоценку исследованных судом доказательств что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.05.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А43-28701/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)