Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2007 N 17АП-1478/07-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12262/2006-Г-27

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 13 апреля 2007 г. Дело N 17АП-1478/07-ГК

Арбитражный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу заявителей, индивидуальных предпринимателей Г., Е., на решение Арбитражного суда Пермской области от 12 января 2007 года по делу N А50-12262/2006-Г-27 по заявлению индивидуального предпринимателя Г., индивидуального предпринимателя Е. к департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области, Управлению земельных отношений администрации г. Перми, ФГУ "Земельная кадастровая палата" (заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Ф., В., Г., Н., департамент планирования и развития территорий администрации г. Перми о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:

индивидуальные предприниматели Г., Е. обратились в Арбитражный суд Пермской области с иском о признании незаконными действия департамента имущественных отношений администрации г. Перми по утверждению землеустроительного дела N МЗЦ/2005-249, присвоению земельному участку по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, кадастрового номера 59:01:44 1 0088:0003, обязании департамента имущественных отношений администрации г. Перми утвердить проект границ земельного участка по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявители уточнили требования, не изменяя их основание: просят признать незаконными действия департамента имущественных отношений администрации г. Перми по утверждению землеустроительного дела N МЗЦ/2005-249, присвоению земельному участку по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, кадастрового номера 59:01:44 1 0088:0003, обязании департамента имущественных отношений администрации г. Перми утвердить проект границ и согласовать акт установления границ земельного участка по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51 (протокол судебного заседания от 25.08.2006, л.д. 118, т. 1).
Определением суда от 25.08.2006 к участию в деле привлечены в качестве ответчика Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ф., В., К., Н., департамент планирования и развития территорий администрации г. Перми (л.д. 119, т. 1).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявители повторно уточнили требования без изменения их основания, просят признать незаконными: 1) действия департамента имущественных отношений администрации г. Перми по утверждению проекта границ земельного участка, площадью 2510,213 кв. м, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51 (землеустроительное дело N МЗЦ/2005-249) от 22.04.2005; 2) территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Пермской области по утверждению плана границ земельного участка площадью 2510,213 кв. м, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, от 19.05.2005 (землеустроительное дело N МЗЦ/2005-249); 3) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 2510,213 кв. м, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, и присвоению ему кадастрового номера 59:01:44 1 0088:0003 и обязании снять указанный участок с кадастрового учета; 4) признать незаконным и необоснованным отказ департамента имущественных отношений администрации г. Перми (письмо от 26.04.2006 N 19-16-9102), обязать утвердить проект границ и согласовать акт установления границ земельного участка по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, согласно сформированному землеустроительному делу N 101-Н-019 под существующий многоквартирный дом, обязать органы местного самоуправления (ФГУ "Земельная кадастровая палата") поставить на государственный учет данный земельный участок под существующим многоквартирным домом (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", ст. 16, 36, 38 Жилищного кодекса РФ) (протокол судебного заседания от 19.09.2006 - л.д. 148-149, т. 2).
Определением суда от 22.09.2006 по ходатайству заявителей к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Пермской области (л.д. 150, т. 2).
Определением суда от 8 декабря 2006 г. департамент имущественных отношений администрации г. Перми заменен на Управление земельных отношений администрации г. Перми по требованию об обязании утвердить проект границ и согласовать акт установления границ земельного участка по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, согласно сформированному землеустроительному делу N 101-Н-019 под существующий многоквартирный дом (л.д. 43, т. 3).
Решением Арбитражного суда Пермской области от 12 января 2007 г. в удовлетворении требований отказано (л.д. 78-80, т. 3).
Индивидуальные предприниматели Г. и Е. с решением суда не согласны, в апелляционной жалобе указали, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального и процессуального права, судом не дана оценка всем доводам и доказательствам истцов, считают вывод суда об отсутствии нарушения в действиях департамента имущественных отношений администрации г. Перми необоснованным.
Заявитель Е., ответчики, заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Согласно пояснениям представителя Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области постановка земельного участка на государственный кадастровый учет была осуществлена по заявке департамента имущественных отношений г. Перми, которым утвержден проект границ земельного участка. Каких-либо нарушений в порядке оформления документов, которые могли бы препятствовать постановке земельного участка на государственный кадастровый учет не установлено.
Рассмотрев дело и апелляционную жалобу в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд установил.
Индивидуальный предприниматель Г. и индивидуальный предприниматель Е. являются собственниками нежилых помещений, расположенных на 1-м этаже 2-этажного жилого дома (литер А), по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 51, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2005 N 59-59-01/084/2005-916 (л.д. 34, т. 1), свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2006 N 59-59-01/168/2005-230 (л.д. 35, т. 1).
На основании заявления от 08.09.2005 Г. обратился в департамент имущественных отношений администрации г. Перми о предоставлении в собственность доли земельного участка без выделения в натуре в связи с тем, что является собственником нежилого помещения площадью 32,3 кв. м, по указанному адресу (л.д. 11, т. 1).
Письмом N 19-16-9102 от 26.04.2006 департамент имущественных отношений администрации г. Перми, рассмотрев землеустроительное дело, отказал в согласовании акта установления границ и утверждении проекта границ земельного участка в связи с отсутствием в представленных материалах проекта межевания, ссылаясь на п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", а также несоответствием площади земельного участка, указанной в заключении МУ ГИЦ г. Перми, и в представленном на утверждение проекта границ земельного участка (т. 1, л.д. 62).
Согласно п. 2 ст. 6 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", если застроенные территории не разделены на земельные участки, то границы участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок оформления прав на земельные участки, в соответствии с которым для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Приведенные выше нормы о регулировании порядка и условий предоставления земельных участков, на которых расположены жилые дома, в общую долевую собственность домовладельцев, подлежат системному толкованию.
Исходя из этого, порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц - собственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке.
В соответствии с указанными нормами для приобретения права долевой собственности на общий земельный участок необходимы:
- - проведение общего собрания собственников помещений;
- - предварительное согласие собственников помещений многоквартирного дома;
- - обращение уполномоченного собранием лица в орган государственной власти или местного самоуправления (уполномоченный орган) с заявлением о формировании участка;
- - принятие уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке и межеванию территории;
- - публикации решения и публичные слушания с участием лиц, чьи интересы могут быть затронуты таким проектом;
- - принятие уполномоченным органом решения об утверждении документации по проекту планировки и межевания;
- - постановка участка на государственный кадастровый учет.
Однако, как следует из материалов дела, предварительное согласие всех собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома на приобретение общей долевой собственности на земельный участок отсутствовало.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что Г. при обращении в департамент имущественных отношений администрации г. Перми не представил кадастровый план либо заявление в порядке п. 7 ст. 36 ЗК РФ об изготовлении кадастрового плана земельного участка проект межевания территории, утвержденный главой города, и обращался от собственного имени, не обладая документами, удостоверяющими его полномочия, как представителя всех других собственников общей собственности.
Доказательств обращения Е. в соответствующий орган с заявлением о предоставлении земельного участка в материалах дела не имеется.
Из смысла ч. 1 ст. 198 АПК РФ следует, что действия (бездействие) департамента имущественных отношений администрации г. Перми могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: если эти действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителей о признании незаконными действий департамента имущественных отношений администрации г. Перми по утверждению проекта границ земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 2510,213 кв. м, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51 (землеустроительное дело N МЗЦ/2005-249) от 22.04.2005; территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Пермской области по утверждению плана границ земельного участка, площадью 2510,213 кв. м, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, от 19.05.2005 (землеустроительное дело N МЗЦ/2005-249) удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов заявителей в силу п.п. 1, 3 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ". Иных доказательств нарушений прав и законных интересов заявителями апелляционной жалобы не представлено.
Поскольку доказательств обращения в компетентные органы в установленном законом порядке заявителями не представлено, требование об обязании Управления земельных отношений администрации г. Перми утвердить проект границ и согласовать акт установления границ земельного участка по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 51, согласно сформированному землеустроительному делу N 101-Н-019 под существующий многоквартирный дом, обязании органов местного самоуправления (ФГУ "Земельная кадастровая палата") поставить на государственный учет данный земельный участок под существующим многоквартирным домом также удовлетворению не подлежит.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
Оснований для изменения или отмены судебного акта, установленных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на истцов на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 268, 269, 271, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 12 января 2007 г. по делу N А50-12262/2006-Г-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)