Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009.
Полный текст постановления изготовлен 16.03.2009.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" - Анненко Т.А. (доверенность от 11.01.2009), от ответчика - товарищества собственников жилья "Причал" - Анисимова В.П. (председатель), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Причал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2008 (судья Грищенков С.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 (судьи Ванин В.В., Величко М.Г., Баранова Ю.И.) по делу N А53-5573/2008-С2-32, установил следующее.
ООО "Донэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Причал" (далее - товарищество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения по пунктам 1.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.14, 3.3.15, 3.4.2, 3.4.5 - 3.4.7, 5.1, 5.4, 5.8, 6.1, 7.2, 8.1, 8.4, 11.1, раздела 13, приложений N 1 и 2.
Решением от 20.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2008, пункт 5.8 исключен из договора, пункт 8.1 изложен в редакции ответчика, остальные пункты и приложения к договору приняты в редакции истца. При рассмотрении дела суды исходили из того, что товарищество, являясь исполнителем коммунальных услуг, в силу закона обязано обеспечивать коммунальными услугами собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем требование истца о включении в договор спорных пунктов обоснованно.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить принятые по делу судебные акты. Заявитель жалобы ссылается на невыяснение судом статуса жильцов многоквартирного дома в отношениях с обществом, указывает на наличие заключенных этими лицами договоров энергоснабжения и наличие решения членов товарищества, запрещающего ответчику подписывать договор с обществом на предложенных последним условиях. Апелляционный суд в постановлении неполно отразил высказанные в судебном заседании позиции сторон, не рассмотрел заявленные товариществом ходатайства. Суд отклонил ссылку ответчика на письмо Министерства регионального развития от 29.11.2007 N 21492 как не имеющее юридического значения, в то же время руководствовался письмом того же министерства N 4989-СК/07. Принятая судом редакция абзаца 4 пункта 1.1 противоречит пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила N 307). Абзац 5 пункта 3.2.2 противоречит пунктам 79 - 86 Правил N 307. Пункт 3.3.15 исключает для проживающих в многоквартирном доме граждан возможность пользования нагревательными бытовыми приборами. Изложенное в исковом заявлении требование о рассмотрении разногласий по договору от 01.01.2007 не обосновано, так как такой договор не существует.
Общество в отзыве просит жалобу отклонить, полагая, что при рассмотрении спора суды правильно применении нормы на материального права.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Общество (гарантирующий поставщик) направило товариществу (потребитель) подписанный проект договора энергоснабжения на 2007 год (т. 1, л. д. 10 - 14). Товарищество подписало договор с протоколом разногласий.
Поскольку стороны не согласовали спорные пункты договора, общество в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации с согласия товарищества передало возникшие по договору разногласия на рассмотрение суда.
Разногласия товарищества и общества основываются, в числе прочего, на том, что товарищество не согласно приобретать и оплачивать объемы электроэнергии для потребления собственников (владельцев) помещений в многоквартирном жилом доме и настаивает на ограничении предмета договора потреблением электроэнергии исключительно на общедомовые нужды товарищества.
В частности, ответчик заявил о дополнении пункта 1.1 договора (содержащего в редакции истца определение терминов "сетевая организация", "бездоговорное потребление электрической энергии", "безучетное потребление электрической энергии", "фактическая стоимость потребленной электрической энергии и мощности") терминами "потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью" и "ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов". Кроме того, ответчик согласился принять приложение N 2 к договору (определяющие 4 точки учета электроэнергии: для мест общего пользования, подвала, автостоянки и общий счетчик для всех квартир) в редакции истца при условии, что не будет оплачивать объемы электроэнергии по общему счетчику для всех квартир.
Суд правомерно отклонил соответствующие доводы товарищества, учитывая, что сторонами спорного договора являются общество (гарантирующий поставщик) и товарищество (потребитель). Граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, в спорном договоре не участвуют и по отношению к обществу потребителями не являются.
Правоотношения между сторонами спора регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области энергоснабжения. Нормами жилищного законодательства регулируются взаимоотношения между исполнителями коммунальных услуг и гражданами, потребляющими эти услуги.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Названные нормы, регулирующие отношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и товариществами собственников жилья, выступающими (при данном способе управления) исполнителями коммунальных услуг, не предусматривают, что договоры с ресурсоснабжающими организациями по выбору исполнителя могут заключаться для удовлетворения потребностей жильцов в той или иной коммунальной услуге только в части обслуживания мест общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Довод товарищества о том, что оно вправе, но не обязано предоставлять коммунальные услуги членам товарищества и другим жильцам многоквартирного дома, на базе которого создано ТСЖ, противоречит названным нормам и целям создания ТСЖ.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения по порядку применения пунктов 3, 49 Правил N 307. Согласно этим разъяснениям ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
Приведенные разъяснения соответствуют статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающим ответственность ТСЖ за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей. В отношении ресурсоснабжающей организации, продающей энергоресурсы, ТСЖ является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
Товарищество не отказалось от заключения договора энергоснабжения из-за того, что общество настаивало на предмете договора, включающем электроснабжение всего дома. В то же время предложенные товариществом условия, ограничивающие предмет договора энергоснабжением местами общего пользования, не соответствуют нормативно установленным обязанностям исполнителя коммунальных услуг, в силу чего эти условия не могли быть приняты судом.
Наличие у собственников помещений в многоквартирном доме ранее заключенных самостоятельных договоров с обществом, а также решение общего собрания собственников, запрещающее ответчику заключать спорный договор относительно приобретаемых для них объемов энергии, не освобождает товарищество от установленной нормативными актами обязанности приобретать у ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (собственникам помещений). Заключение спорного договора энергоснабжения между обществом и товариществом направлено на приведение отношений сторон в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307 и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, далее - Правила N 530).
С учетом изложенного суд в достаточной мере выяснил правовой статус жильцов многоквартирного дома во взаимоотношениях с обществом; исследование дополнительных документов по этому вопросу для правильного разрешения спора не требуется.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2007 N 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями" разъяснено, что условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктам 79 - 86 (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
Пункт 1.1 в утвержденной судом редакции договора содержит понятие "фактическая стоимость потребленной электрической энергии и мощности - стоимость электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком потребителю за расчетный период, определенная с учетом обязательств (требований) гарантирующего поставщика по всем заключенным на рынке договорам, на основании которых осуществляется купля-продажа электрической энергии (мощности)".
Согласно пункту 3.3 предложенной истцом редакции договора потребитель обязан оплачивать гарантирующему поставщику фактическую стоимость потребленной электрической энергии.
В соответствии с пунктами 89, 91, 108 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг оплачивает по регулируемым ценам всю электроэнергию, приобретенную для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В силу пункта 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то приобретение исполнителем электрической энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В то же время из утвержденной судом редакции пункта 5.1 договора следует, что поставка гарантирующим поставщиком электроэнергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам осуществляется в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в договоре не установлена обязанность товарищества оплачивать электроэнергию, приобретаемую на перечисленные цели, по свободным (нерегулируемым) ценам. В связи с изложенным обоснован вывод суда о том, что спорное положение пункта 1.1 договора не исключает применение нормативно установленного порядка ценообразования на рынке электрической энергии.
Оспариваемый заявителем пункт 3.2.2 договора в редакции истца устанавливает перечень случаев, когда общество имеет право ограничить товариществу режим потребления электроэнергии. Заявитель оспаривает право общества ограничить без предупреждения режим потребления энергии в случае внерегламентных отключений.
Из текста пунктов 113, 197 Правил N 530 следует, что внерегламентные отключения энергии подразумевают отключения подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей. Возможность ограничения режима потребления в случае возникновения внерегламентных отключений предусмотрена пунктом 161 Правил N 530.
Правила N 307 в пункте 79 устанавливают возможность для исполнителя коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется электроснабжение, и возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Таким образом, оспариваемое товариществом положение договора обеспечивает возможность энергоснабжающей организации принимать экстренные меры в случае возникновения аварийных ситуаций и соответствует названным нормам права.
Утвержденный судом пункт 3.3.15 договора устанавливает обязанность товарищества использовать электроэнергию на отопление и нагрев воды электроприемниками более 1,5 кВт вне часов максимума нагрузки (приложение N 8) и только при наличии письменного разрешения, выданного уполномоченным органом государственного надзора.
Суд утвердил указанный пункт, сославшись на правила, установленные Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других нагревательных приборов от 24.11.1992 (далее - инструкция). В силу пункта 5.1 названной инструкции применение электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения может рассматриваться только при условии включения электронагревательных приборов в ночное время (то есть вне часов максимума нагрузки), оснащения их аккумуляторами тепла и автоматикой, исключающей работу в дневные часы. Пункты 5.2 и 5.3 инструкции определяют необходимость получения разрешения на использование электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения. В соответствии с пунктом 1.6 инструкции ею должны руководствоваться все потребители электроэнергии, применяющие электронагревательные приборы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Таким образом, выводы суда относительно пункта 3.3.15 спорного договора соответствуют действующим нормам права.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что при утверждении пункта 3.3.15 договора суд допустил неточность, дополнив его текст словами "более 1,5 кВт", которые в редакции истца отсутствовали. Данная описка может быть устранена судом в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А53-5573/2008-С2-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.03.2009 ПО ДЕЛУ N А53-5573/2008-С2-32
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2009 г. по делу N А53-5573/2008-С2-32
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009.
Полный текст постановления изготовлен 16.03.2009.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" - Анненко Т.А. (доверенность от 11.01.2009), от ответчика - товарищества собственников жилья "Причал" - Анисимова В.П. (председатель), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Причал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2008 (судья Грищенков С.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 (судьи Ванин В.В., Величко М.Г., Баранова Ю.И.) по делу N А53-5573/2008-С2-32, установил следующее.
ООО "Донэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Причал" (далее - товарищество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения по пунктам 1.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.14, 3.3.15, 3.4.2, 3.4.5 - 3.4.7, 5.1, 5.4, 5.8, 6.1, 7.2, 8.1, 8.4, 11.1, раздела 13, приложений N 1 и 2.
Решением от 20.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2008, пункт 5.8 исключен из договора, пункт 8.1 изложен в редакции ответчика, остальные пункты и приложения к договору приняты в редакции истца. При рассмотрении дела суды исходили из того, что товарищество, являясь исполнителем коммунальных услуг, в силу закона обязано обеспечивать коммунальными услугами собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем требование истца о включении в договор спорных пунктов обоснованно.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить принятые по делу судебные акты. Заявитель жалобы ссылается на невыяснение судом статуса жильцов многоквартирного дома в отношениях с обществом, указывает на наличие заключенных этими лицами договоров энергоснабжения и наличие решения членов товарищества, запрещающего ответчику подписывать договор с обществом на предложенных последним условиях. Апелляционный суд в постановлении неполно отразил высказанные в судебном заседании позиции сторон, не рассмотрел заявленные товариществом ходатайства. Суд отклонил ссылку ответчика на письмо Министерства регионального развития от 29.11.2007 N 21492 как не имеющее юридического значения, в то же время руководствовался письмом того же министерства N 4989-СК/07. Принятая судом редакция абзаца 4 пункта 1.1 противоречит пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила N 307). Абзац 5 пункта 3.2.2 противоречит пунктам 79 - 86 Правил N 307. Пункт 3.3.15 исключает для проживающих в многоквартирном доме граждан возможность пользования нагревательными бытовыми приборами. Изложенное в исковом заявлении требование о рассмотрении разногласий по договору от 01.01.2007 не обосновано, так как такой договор не существует.
Общество в отзыве просит жалобу отклонить, полагая, что при рассмотрении спора суды правильно применении нормы на материального права.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Общество (гарантирующий поставщик) направило товариществу (потребитель) подписанный проект договора энергоснабжения на 2007 год (т. 1, л. д. 10 - 14). Товарищество подписало договор с протоколом разногласий.
Поскольку стороны не согласовали спорные пункты договора, общество в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации с согласия товарищества передало возникшие по договору разногласия на рассмотрение суда.
Разногласия товарищества и общества основываются, в числе прочего, на том, что товарищество не согласно приобретать и оплачивать объемы электроэнергии для потребления собственников (владельцев) помещений в многоквартирном жилом доме и настаивает на ограничении предмета договора потреблением электроэнергии исключительно на общедомовые нужды товарищества.
В частности, ответчик заявил о дополнении пункта 1.1 договора (содержащего в редакции истца определение терминов "сетевая организация", "бездоговорное потребление электрической энергии", "безучетное потребление электрической энергии", "фактическая стоимость потребленной электрической энергии и мощности") терминами "потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью" и "ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов". Кроме того, ответчик согласился принять приложение N 2 к договору (определяющие 4 точки учета электроэнергии: для мест общего пользования, подвала, автостоянки и общий счетчик для всех квартир) в редакции истца при условии, что не будет оплачивать объемы электроэнергии по общему счетчику для всех квартир.
Суд правомерно отклонил соответствующие доводы товарищества, учитывая, что сторонами спорного договора являются общество (гарантирующий поставщик) и товарищество (потребитель). Граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, в спорном договоре не участвуют и по отношению к обществу потребителями не являются.
Правоотношения между сторонами спора регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области энергоснабжения. Нормами жилищного законодательства регулируются взаимоотношения между исполнителями коммунальных услуг и гражданами, потребляющими эти услуги.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Названные нормы, регулирующие отношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и товариществами собственников жилья, выступающими (при данном способе управления) исполнителями коммунальных услуг, не предусматривают, что договоры с ресурсоснабжающими организациями по выбору исполнителя могут заключаться для удовлетворения потребностей жильцов в той или иной коммунальной услуге только в части обслуживания мест общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Довод товарищества о том, что оно вправе, но не обязано предоставлять коммунальные услуги членам товарищества и другим жильцам многоквартирного дома, на базе которого создано ТСЖ, противоречит названным нормам и целям создания ТСЖ.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения по порядку применения пунктов 3, 49 Правил N 307. Согласно этим разъяснениям ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
Приведенные разъяснения соответствуют статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающим ответственность ТСЖ за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей. В отношении ресурсоснабжающей организации, продающей энергоресурсы, ТСЖ является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
Товарищество не отказалось от заключения договора энергоснабжения из-за того, что общество настаивало на предмете договора, включающем электроснабжение всего дома. В то же время предложенные товариществом условия, ограничивающие предмет договора энергоснабжением местами общего пользования, не соответствуют нормативно установленным обязанностям исполнителя коммунальных услуг, в силу чего эти условия не могли быть приняты судом.
Наличие у собственников помещений в многоквартирном доме ранее заключенных самостоятельных договоров с обществом, а также решение общего собрания собственников, запрещающее ответчику заключать спорный договор относительно приобретаемых для них объемов энергии, не освобождает товарищество от установленной нормативными актами обязанности приобретать у ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (собственникам помещений). Заключение спорного договора энергоснабжения между обществом и товариществом направлено на приведение отношений сторон в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307 и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, далее - Правила N 530).
С учетом изложенного суд в достаточной мере выяснил правовой статус жильцов многоквартирного дома во взаимоотношениях с обществом; исследование дополнительных документов по этому вопросу для правильного разрешения спора не требуется.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2007 N 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями" разъяснено, что условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктам 79 - 86 (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
Пункт 1.1 в утвержденной судом редакции договора содержит понятие "фактическая стоимость потребленной электрической энергии и мощности - стоимость электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком потребителю за расчетный период, определенная с учетом обязательств (требований) гарантирующего поставщика по всем заключенным на рынке договорам, на основании которых осуществляется купля-продажа электрической энергии (мощности)".
Согласно пункту 3.3 предложенной истцом редакции договора потребитель обязан оплачивать гарантирующему поставщику фактическую стоимость потребленной электрической энергии.
В соответствии с пунктами 89, 91, 108 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг оплачивает по регулируемым ценам всю электроэнергию, приобретенную для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В силу пункта 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то приобретение исполнителем электрической энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В то же время из утвержденной судом редакции пункта 5.1 договора следует, что поставка гарантирующим поставщиком электроэнергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам осуществляется в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в договоре не установлена обязанность товарищества оплачивать электроэнергию, приобретаемую на перечисленные цели, по свободным (нерегулируемым) ценам. В связи с изложенным обоснован вывод суда о том, что спорное положение пункта 1.1 договора не исключает применение нормативно установленного порядка ценообразования на рынке электрической энергии.
Оспариваемый заявителем пункт 3.2.2 договора в редакции истца устанавливает перечень случаев, когда общество имеет право ограничить товариществу режим потребления электроэнергии. Заявитель оспаривает право общества ограничить без предупреждения режим потребления энергии в случае внерегламентных отключений.
Из текста пунктов 113, 197 Правил N 530 следует, что внерегламентные отключения энергии подразумевают отключения подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей. Возможность ограничения режима потребления в случае возникновения внерегламентных отключений предусмотрена пунктом 161 Правил N 530.
Правила N 307 в пункте 79 устанавливают возможность для исполнителя коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется электроснабжение, и возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Таким образом, оспариваемое товариществом положение договора обеспечивает возможность энергоснабжающей организации принимать экстренные меры в случае возникновения аварийных ситуаций и соответствует названным нормам права.
Утвержденный судом пункт 3.3.15 договора устанавливает обязанность товарищества использовать электроэнергию на отопление и нагрев воды электроприемниками более 1,5 кВт вне часов максимума нагрузки (приложение N 8) и только при наличии письменного разрешения, выданного уполномоченным органом государственного надзора.
Суд утвердил указанный пункт, сославшись на правила, установленные Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других нагревательных приборов от 24.11.1992 (далее - инструкция). В силу пункта 5.1 названной инструкции применение электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения может рассматриваться только при условии включения электронагревательных приборов в ночное время (то есть вне часов максимума нагрузки), оснащения их аккумуляторами тепла и автоматикой, исключающей работу в дневные часы. Пункты 5.2 и 5.3 инструкции определяют необходимость получения разрешения на использование электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения. В соответствии с пунктом 1.6 инструкции ею должны руководствоваться все потребители электроэнергии, применяющие электронагревательные приборы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Таким образом, выводы суда относительно пункта 3.3.15 спорного договора соответствуют действующим нормам права.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что при утверждении пункта 3.3.15 договора суд допустил неточность, дополнив его текст словами "более 1,5 кВт", которые в редакции истца отсутствовали. Данная описка может быть устранена судом в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А53-5573/2008-С2-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ
Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Ю.В.РЫЖКОВ
В.Ф.КУХАРЬ
Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Ю.В.РЫЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)