Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.П. Меркулова,
судей Л.В.Борисовой, Т.И. Еременко
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе П. на решение Московского городского от 21 декабря 2009 года, которым заявление П. об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28 ноября 2008 г. N 75 "Об утверждении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год" оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Региональной энергетической комиссии города Москвы К. и С., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28 ноября 2008 г. N 75 "Об установлении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год", установлены и введены в действие с 1 января 2009 года тарифы на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения согласно приложению.
П. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного выше нормативного акта Региональной энергетической комиссии в части установления тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на то, что данное постановление РЭК противоречит приказу Федеральной службы по тарифам N 128-Э/2 от 05 августа 2008 г. "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год", поскольку превышает установленные данным приказом предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также противоречит постановлению Правительства Москвы от 03.10.2006 N 769-ПП "О регулировании цен (тарифов) в отраслях города Москвы", и нарушает его право на информацию, предусмотренное статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Решением Московского городского суда постановлено: в удовлетворении заявления П. об оспаривании постановления РЭК г. Москвы от 28.11.2008 года N 75 "Об утверждении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год" - отказать.
В кассационной жалобе П. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод закреплены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который установление тарифов на товары и услуги коммунального комплекса относит к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти г. Москвы в области государственного регулирования тарифов является Региональная энергетическая комиссия города Москвы в соответствии с постановлением правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 963-ПП.
Проанализировав указанное выше Положение о Региональной энергетической комиссии, суд пришел к правильному выводу о том, что Региональная энергетическая комиссия Москвы осуществляет государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги), реализуемую субъектами регулирования потребителям, расположенным в городе Москве; полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, переданных Региональной энергетической комиссии Москвы в установленном порядке, иные функции, определенные Правительством Москвы, в пределах полномочий, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях реализации возложенных на нее задач Региональная энергетическая комиссия Москвы вправе, устанавливать в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы экономически обоснованные тарифы (цены) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, реализуемые субъектами регулирования, а также представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, предложения по установлению предельных размеров тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) субъектов регулирования, расположенных на территории города Москвы.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 5 августа 2008 года N 128-э/2 утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год.
Для Москвы такой предельный индекс установлен в размере 123,8%.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных им требований, суд проанализировал статью 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации, и что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Из изложенного усматривается, что предельные индексы, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по каждому муниципальному образованию могут быть выше или ниже значения предельного индекса, установленного федеральным органом в среднем по субъекту. Такая позиция соответствует правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 288-О-П от 8 февраля 2007 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями пункта 20 статьи 2, части 3 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также разъяснениям, содержащиеся в информационных письмах Федеральной службы по тарифам.
Как следует из материалов дела, предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в оспариваемом Постановлении Региональная энергетическая комиссия Москвы в среднем по городу Москве составил 126,2%, что превышает индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденный Приказом ФСТ России от 5 августа 2008 г. N 128-э/2 на уровне 123,8 процента.
Однако приказом ФСТ России от 28 ноября 2008 г. N 279-э/1 "О согласовании решения Региональной энергетической комиссии города Москвы об установлении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год" решение Региональной энергетической комиссии города Москвы об установлении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год, установленных в оспариваемом Постановлении Региональной энергетической комиссии Москвы, согласовано с ФСТ России.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что Региональная энергетическая комиссия Москвы, устанавливая на уровне выше максимального предельного индекса, тарифы на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год, положения нормативных правовых актов РФ, имеющих большую юридическую силу, не нарушила.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решение Московского городского суда от 21 декабря 2009 года оставить без изменений, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.05.2010 N 5-Г10-46
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. N 5-Г10-46
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.П. Меркулова,
судей Л.В.Борисовой, Т.И. Еременко
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе П. на решение Московского городского от 21 декабря 2009 года, которым заявление П. об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28 ноября 2008 г. N 75 "Об утверждении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год" оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Региональной энергетической комиссии города Москвы К. и С., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28 ноября 2008 г. N 75 "Об установлении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год", установлены и введены в действие с 1 января 2009 года тарифы на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения согласно приложению.
П. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного выше нормативного акта Региональной энергетической комиссии в части установления тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на то, что данное постановление РЭК противоречит приказу Федеральной службы по тарифам N 128-Э/2 от 05 августа 2008 г. "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год", поскольку превышает установленные данным приказом предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также противоречит постановлению Правительства Москвы от 03.10.2006 N 769-ПП "О регулировании цен (тарифов) в отраслях города Москвы", и нарушает его право на информацию, предусмотренное статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Решением Московского городского суда постановлено: в удовлетворении заявления П. об оспаривании постановления РЭК г. Москвы от 28.11.2008 года N 75 "Об утверждении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год" - отказать.
В кассационной жалобе П. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод закреплены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который установление тарифов на товары и услуги коммунального комплекса относит к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти г. Москвы в области государственного регулирования тарифов является Региональная энергетическая комиссия города Москвы в соответствии с постановлением правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 963-ПП.
Проанализировав указанное выше Положение о Региональной энергетической комиссии, суд пришел к правильному выводу о том, что Региональная энергетическая комиссия Москвы осуществляет государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги), реализуемую субъектами регулирования потребителям, расположенным в городе Москве; полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, переданных Региональной энергетической комиссии Москвы в установленном порядке, иные функции, определенные Правительством Москвы, в пределах полномочий, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях реализации возложенных на нее задач Региональная энергетическая комиссия Москвы вправе, устанавливать в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы экономически обоснованные тарифы (цены) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, реализуемые субъектами регулирования, а также представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, предложения по установлению предельных размеров тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) субъектов регулирования, расположенных на территории города Москвы.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 5 августа 2008 года N 128-э/2 утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год.
Для Москвы такой предельный индекс установлен в размере 123,8%.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных им требований, суд проанализировал статью 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации, и что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Из изложенного усматривается, что предельные индексы, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по каждому муниципальному образованию могут быть выше или ниже значения предельного индекса, установленного федеральным органом в среднем по субъекту. Такая позиция соответствует правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 288-О-П от 8 февраля 2007 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями пункта 20 статьи 2, части 3 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также разъяснениям, содержащиеся в информационных письмах Федеральной службы по тарифам.
Как следует из материалов дела, предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в оспариваемом Постановлении Региональная энергетическая комиссия Москвы в среднем по городу Москве составил 126,2%, что превышает индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденный Приказом ФСТ России от 5 августа 2008 г. N 128-э/2 на уровне 123,8 процента.
Однако приказом ФСТ России от 28 ноября 2008 г. N 279-э/1 "О согласовании решения Региональной энергетической комиссии города Москвы об установлении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год" решение Региональной энергетической комиссии города Москвы об установлении тарифов на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год, установленных в оспариваемом Постановлении Региональной энергетической комиссии Москвы, согласовано с ФСТ России.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что Региональная энергетическая комиссия Москвы, устанавливая на уровне выше максимального предельного индекса, тарифы на товары и услуги МГУП "Мосводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год, положения нормативных правовых актов РФ, имеющих большую юридическую силу, не нарушила.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 21 декабря 2009 года оставить без изменений, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)