Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Ивановой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Южного межрегионального Территориального управления Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии - представители: Августовская Анастасия Геннадьевна, доверенность от 14.09.2011 г.; Чернышева Александра Владимировна, доверенность от 13.07.2011 г.; Вяткина Надежда Анатольевна, доверенность от 13.07.2011 г.,
от ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" - представитель - Михайлюкова Надежда Александровна, доверенность от 31.12.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 по делу N А53-13225/2011 о прекращении производства по делу,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
по заявлению Южного межрегионального Территориального управления Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии
к ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Определением суда от 23.09.2011 г. производство по настоящему делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что управлением не правильно квалифицировано совершенное обществом правонарушение. Административная ответственности за допущенные обществом нарушения (ненадлежащее предоставление коммунальной услуги) предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ. Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ, не отнесено к компетенции арбитражных судов, производство по делу прекращено.
Не согласившись с данным судебным актом, ЮМТУ Росстандарта обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило определение суда от 23.09.2011 г. отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" не оказывает коммунальные услуги населению, в силу положений жилищного законодательства не относится к исполнителям по предоставлению коммунальных услуг и не может являться субъектом ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ. Диспозиция статьи 7.23 КоАП РФ не предусматривает ответственность за качество поставляемой услуги, а регламентирует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Просила определение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 02.06.2011 г. N 01-30/1001 сотрудниками ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго". Основанием для проведения проверки послужило обращение гр. Тепловой А.И., проживающей по адресу: пос. Розет Красносулинского района Ростовской области, д. 1, кв. 1, на качество потребляемой электроэнергии, поставляемой обществом.
В ходе проверки установлены нарушения требований пунктов 5.2, 5.4.2, 5.5.2 ГОСТ 13109-97 по показателям качества электрической энергии.
По результатам проверки, отраженным в акте от 12.07.2011 г., в отношении общества 14.07.2011 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 36 и пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже) электрической энергии является основанием для применения мер административной ответственности (часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В пункте 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 во исполнение статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений приобретают услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Таким образом, в силу статей 2, 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом административной ответственности, установленной в части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является энергоснабжающая организация, для которой продажа электрической энергии относится к основному виду деятельности.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.10.2006 г. N 10/1 ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" признано гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управлением неверно квалифицировано совершенное обществом правонарушение, поскольку ответственность за ненадлежащее представление коммунальных услуг предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Между тем, в соответствии с абз. 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Из диспозиции статьи 7.23 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Правил N 307 следует, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг.
Общество "Энергосбыт Ростовэнерго" не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни лицом, осуществлявшим управление многоквартирным домом и обслуживавшим внутридомовые инженерные системы и не осуществляет деятельности по оказанию гражданам коммунальных услуг, в связи с чем не является субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, мероприятия государственного контроля ЮМТУ Росстандарта были направлены на проверку соблюдения обществом требований ГОСТ 13109-97, а не нормативов обеспечения граждан коммунальными услугами, за нарушение которых статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 по делу N А53-13225/2011 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2011 N 15АП-11903/2011 ПО ДЕЛУ N А53-13225/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. N 15АП-11903/2011
Дело N А53-13225/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Ивановой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Южного межрегионального Территориального управления Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии - представители: Августовская Анастасия Геннадьевна, доверенность от 14.09.2011 г.; Чернышева Александра Владимировна, доверенность от 13.07.2011 г.; Вяткина Надежда Анатольевна, доверенность от 13.07.2011 г.,
от ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" - представитель - Михайлюкова Надежда Александровна, доверенность от 31.12.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 по делу N А53-13225/2011 о прекращении производства по делу,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
по заявлению Южного межрегионального Территориального управления Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии
к ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Определением суда от 23.09.2011 г. производство по настоящему делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что управлением не правильно квалифицировано совершенное обществом правонарушение. Административная ответственности за допущенные обществом нарушения (ненадлежащее предоставление коммунальной услуги) предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ. Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ, не отнесено к компетенции арбитражных судов, производство по делу прекращено.
Не согласившись с данным судебным актом, ЮМТУ Росстандарта обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило определение суда от 23.09.2011 г. отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" не оказывает коммунальные услуги населению, в силу положений жилищного законодательства не относится к исполнителям по предоставлению коммунальных услуг и не может являться субъектом ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ. Диспозиция статьи 7.23 КоАП РФ не предусматривает ответственность за качество поставляемой услуги, а регламентирует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Просила определение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 02.06.2011 г. N 01-30/1001 сотрудниками ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго". Основанием для проведения проверки послужило обращение гр. Тепловой А.И., проживающей по адресу: пос. Розет Красносулинского района Ростовской области, д. 1, кв. 1, на качество потребляемой электроэнергии, поставляемой обществом.
В ходе проверки установлены нарушения требований пунктов 5.2, 5.4.2, 5.5.2 ГОСТ 13109-97 по показателям качества электрической энергии.
По результатам проверки, отраженным в акте от 12.07.2011 г., в отношении общества 14.07.2011 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 36 и пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже) электрической энергии является основанием для применения мер административной ответственности (часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В пункте 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 во исполнение статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений приобретают услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Таким образом, в силу статей 2, 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом административной ответственности, установленной в части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является энергоснабжающая организация, для которой продажа электрической энергии относится к основному виду деятельности.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.10.2006 г. N 10/1 ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" признано гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управлением неверно квалифицировано совершенное обществом правонарушение, поскольку ответственность за ненадлежащее представление коммунальных услуг предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Между тем, в соответствии с абз. 3 п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Из диспозиции статьи 7.23 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Правил N 307 следует, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг.
Общество "Энергосбыт Ростовэнерго" не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни лицом, осуществлявшим управление многоквартирным домом и обслуживавшим внутридомовые инженерные системы и не осуществляет деятельности по оказанию гражданам коммунальных услуг, в связи с чем не является субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, мероприятия государственного контроля ЮМТУ Росстандарта были направлены на проверку соблюдения обществом требований ГОСТ 13109-97, а не нормативов обеспечения граждан коммунальными услугами, за нарушение которых статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2011 по делу N А53-13225/2011 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)