Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Налимова Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лукашенко Н.И.
судей Катковой Г.В. Пономарева А.Н.
при секретаре М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
дело по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Хорошевского районного суда гор. Москвы от 12 мая 2011 года,
которым постановлено:
ликвидировать, как созданные с нарушением законодательства следующие юридические лица:
ТСЖ "12", ТСЖ "13", ТСЖ "14", ТСЖ "15", ТСЖ "17", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ "12", ТСЖ "13", ТСЖ "14", ТСЖ "15", ТСЖ "17", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из Государственного реестра юридических лиц.
ГУ "ИС района Строгино" по доверенности Ш. обратился в суд с иском к ответчикам ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" об обязании МИФНС России N 46 по г. Москве внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недействительности записей и государственной регистрации, указанных ТСЖ. Требования мотивировал тем, что Хорошевским районным судом г. Москвы были вынесены решения о признании незаконными протоколов общих собраний о создании ТСЖ, избраний членов Правлений ТСЖ, решения вступили в законную силу, однако исполнить решения не представляется возможным, поскольку в решении нет указания на возложение на ИФНС обязанности по внесению необходимых изменений в Реестр юридических лиц.
В процессе рассмотрения дела, исходя из характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечена МИФНС России N 46 по г. Москве.
В судебное заседание представитель истца ГУ "ИС района Строгино" не явился, извещен, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения, представил уточненное исковое заявление, просил на основании вынесенных судебных постановлений ликвидировать ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2", обязать МИФНС России N 46 г. Москвы внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записей о государственной ТСЖ.
Представители ответчиков ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по доверенности Б. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 99).
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в кассационной жалобе представитель межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены. В соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к выводу об отмене решения в части обязания межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ из государственного реестра юридических лиц, как постановленное с нарушением требований закона, с вынесением по делу нового решения в этой части. А также судебная коллегия полагает необходимым дополнить решение суда указанием на возложение обязанности по ликвидации на истца.
В остальной части решение суда соответствует требованиям закона и отмене не подлежит.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции установлено, что решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признан недействительным Протокол N xx от xx xx xx г., на основании которого было создано товарищество собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных по адресам: xx, --, утверждено его наименование: "К 1/2-И8/1" (ТСЖ "К-1/2-И8/1") и выбран соответствующий способ управления многоквартирными домами - управление товариществом собственников жилья, утвержден Устав ТСЖ, выбрано правление (л.д. 9 - 12).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. был признан недействительным Протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования от xx xx xx г., а принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "15" незаконными (л.д. 13 - 17).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признан недействительным протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования N xx от xx xx xx г., а принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "12" незаконными (л.д. 19 - 22).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признан недействительными протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования от xx xx xx г. и принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" (л.д. 23 - 27).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признаны недействительными протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования, дата составления xx xx xx г. и принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "17"(л.д. 28 - 33).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. постановлено признать недействительным Протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования и принятые на нем решения, включая решение о создании ТСЖ "14" незаконными (л.д. 34 - 39).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признано незаконным решение о создании ТСЖ "13", оформленное протоколом N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx (л.д. 40 - 46).
Указанными выше судебными постановлениями установлено, что общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам проведено не было, решения собственников отсутствуют, т.е. создание ТСЖ проведено с грубыми нарушениями требований закона.
Учитывая вышеизложенное, а также требования ст. 61 ГК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о ликвидации указанных выше ТСЖ, как созданных с нарушением законодательства.
В решении суда в части исключения ТСЖ из государственного реестра юридических лиц судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В силу ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
При таком положении дел суду, применительно к п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, придя к правильному выводу о ликвидации товарищества, необходимо было возложить обязанность по ликвидации на ГУ г. Москвы "Инженерная служба района "Строгино" как на орган, уполномоченный на ликвидацию ТСЖ в силу Распоряжения Правительства г. Москвы от 14 мая 2008 года N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями г. Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов г. Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах".
Поскольку данное требование закона судом выполнено не было, судебная коллегия, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, полагает возможным дополнить решение суда указанием на возложение обязанности по ликвидации указанных выше ТСЖ на уполномоченный орган - ГУ г. Москвы "Инженерная служба района Строгино".
Доводы кассационной жалобы о незаконности исключения ТСЖ из государственного реестра юридических лиц, заслуживают внимания.
В соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, производится по решению регистрирующего органа при наличии сведений о том, что данное юридическое лицо прекратило свою деятельность (ст. 21.1 Закона).
По данному делу установлено, что при создании ТСЖ допущены неустранимые нарушения, которые влекут их ликвидацию.
Порядок такой ликвидации отличается от исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 названного Закона.
В соответствии с названными нормами материального права Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 Закона).
В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Этих требований закона суд не учел, а поэтому решение суда в части исключения ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из государственного реестра юридических лиц в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Хорошевского районного суда гор. Москвы от 12 мая 2011 года отменить в части удовлетворения исковых требований об обязании межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из Государственного реестра юридических лиц.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в части обязания межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из Государственного реестра юридических лиц отказать.
Дополнить решение суда указанием о возложении обязанности по ликвидации ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" на Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба района Строгино".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-25923
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2011 г. по делу N 33-25923
Судья: Налимова Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лукашенко Н.И.
судей Катковой Г.В. Пономарева А.Н.
при секретаре М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
дело по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Хорошевского районного суда гор. Москвы от 12 мая 2011 года,
которым постановлено:
ликвидировать, как созданные с нарушением законодательства следующие юридические лица:
ТСЖ "12", ТСЖ "13", ТСЖ "14", ТСЖ "15", ТСЖ "17", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ "12", ТСЖ "13", ТСЖ "14", ТСЖ "15", ТСЖ "17", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из Государственного реестра юридических лиц.
установила:
ГУ "ИС района Строгино" по доверенности Ш. обратился в суд с иском к ответчикам ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" об обязании МИФНС России N 46 по г. Москве внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недействительности записей и государственной регистрации, указанных ТСЖ. Требования мотивировал тем, что Хорошевским районным судом г. Москвы были вынесены решения о признании незаконными протоколов общих собраний о создании ТСЖ, избраний членов Правлений ТСЖ, решения вступили в законную силу, однако исполнить решения не представляется возможным, поскольку в решении нет указания на возложение на ИФНС обязанности по внесению необходимых изменений в Реестр юридических лиц.
В процессе рассмотрения дела, исходя из характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечена МИФНС России N 46 по г. Москве.
В судебное заседание представитель истца ГУ "ИС района Строгино" не явился, извещен, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения, представил уточненное исковое заявление, просил на основании вынесенных судебных постановлений ликвидировать ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2", обязать МИФНС России N 46 г. Москвы внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записей о государственной ТСЖ.
Представители ответчиков ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по доверенности Б. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 99).
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в кассационной жалобе представитель межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены. В соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к выводу об отмене решения в части обязания межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ из государственного реестра юридических лиц, как постановленное с нарушением требований закона, с вынесением по делу нового решения в этой части. А также судебная коллегия полагает необходимым дополнить решение суда указанием на возложение обязанности по ликвидации на истца.
В остальной части решение суда соответствует требованиям закона и отмене не подлежит.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции установлено, что решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признан недействительным Протокол N xx от xx xx xx г., на основании которого было создано товарищество собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных по адресам: xx, --, утверждено его наименование: "К 1/2-И8/1" (ТСЖ "К-1/2-И8/1") и выбран соответствующий способ управления многоквартирными домами - управление товариществом собственников жилья, утвержден Устав ТСЖ, выбрано правление (л.д. 9 - 12).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. был признан недействительным Протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования от xx xx xx г., а принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "15" незаконными (л.д. 13 - 17).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признан недействительным протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования N xx от xx xx xx г., а принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "12" незаконными (л.д. 19 - 22).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признан недействительными протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования от xx xx xx г. и принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" (л.д. 23 - 27).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признаны недействительными протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования, дата составления xx xx xx г. и принятые на нем решения, в том числе о создании ТСЖ "17"(л.д. 28 - 33).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. постановлено признать недействительным Протокол N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx, проведенного в форме заочного голосования и принятые на нем решения, включая решение о создании ТСЖ "14" незаконными (л.д. 34 - 39).
Решением (...) районного суда г. Москвы от xx xx xx г. признано незаконным решение о создании ТСЖ "13", оформленное протоколом N xx общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: xx (л.д. 40 - 46).
Указанными выше судебными постановлениями установлено, что общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам проведено не было, решения собственников отсутствуют, т.е. создание ТСЖ проведено с грубыми нарушениями требований закона.
Учитывая вышеизложенное, а также требования ст. 61 ГК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о ликвидации указанных выше ТСЖ, как созданных с нарушением законодательства.
В решении суда в части исключения ТСЖ из государственного реестра юридических лиц судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В силу ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
При таком положении дел суду, применительно к п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, придя к правильному выводу о ликвидации товарищества, необходимо было возложить обязанность по ликвидации на ГУ г. Москвы "Инженерная служба района "Строгино" как на орган, уполномоченный на ликвидацию ТСЖ в силу Распоряжения Правительства г. Москвы от 14 мая 2008 года N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями г. Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов г. Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах".
Поскольку данное требование закона судом выполнено не было, судебная коллегия, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, полагает возможным дополнить решение суда указанием на возложение обязанности по ликвидации указанных выше ТСЖ на уполномоченный орган - ГУ г. Москвы "Инженерная служба района Строгино".
Доводы кассационной жалобы о незаконности исключения ТСЖ из государственного реестра юридических лиц, заслуживают внимания.
В соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, производится по решению регистрирующего органа при наличии сведений о том, что данное юридическое лицо прекратило свою деятельность (ст. 21.1 Закона).
По данному делу установлено, что при создании ТСЖ допущены неустранимые нарушения, которые влекут их ликвидацию.
Порядок такой ликвидации отличается от исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 названного Закона.
В соответствии с названными нормами материального права Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 Закона).
В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Этих требований закона суд не учел, а поэтому решение суда в части исключения ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из государственного реестра юридических лиц в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда гор. Москвы от 12 мая 2011 года отменить в части удовлетворения исковых требований об обязании межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из Государственного реестра юридических лиц.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в части обязания межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве исключить ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" из Государственного реестра юридических лиц отказать.
Дополнить решение суда указанием о возложении обязанности по ликвидации ТСЖ "14", ТСЖ "12", ТСЖ "15", ТСЖ "13", ТСЖ "К 1/2-И8/1", ТСЖ "17", ТСЖ "Исаковского 12/2-14/1-14/2" на Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба района Строгино".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)