Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2011 ПО ДЕЛУ N А56-7538/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2011 г. по делу N А56-7538/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20026/2010) ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2010 по делу N А56-7538/2010 (судья Н.П.Швецова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Петербургтеплоэнерго"
к ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
о взыскании 42797889,84 руб.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Т.Ю.Журавлевой (доверенность от 14.08.2009), И.В.Татариновой (доверенность от 14.08.2009), Е.В.Периль (доверенность от 17.02.2010 N 32), И.В.Мишиной (доверенность от 01.09.2010 N 151)
от ответчика (должника): представителя Д.А.Чернокальцева (доверенность от 29.11.2010)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (Далее - истец, ООО "Петербургтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (Далее - ответчик, ООО "ЖКС г. Ломоносова") о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по договору от 01.11.2007 N 0390-4-07/19 в размере 42797889,84 руб. (с учетом уточнения заявленной суммы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) за период с октября 2009 года по декабрь 2009 года.
Решением от 14.09.2010 суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, взыскал с ответчика в пользу истца заявленную сумму задолженности, а также государственную пошлину в размере 200000 руб. Суд пришел к выводу об обоснованности приведенного истцом расчета, также указал, что условия договора теплоснабжения, заключенного сторонами, не противоречат действующему законодательству. Суд указал, что плата, рассчитанная ресурсоснабжающей организацией за спорный период, состоит из двух частей: задолженности за спорный период и корректировки оплаты, произведенной по итогам 2009 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить принятое по делу решение и принять новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, содержащееся в пункте 4.2 договора теплоснабжения условие, предусматривающее, что при отсутствии приборов учета или их неисправности, учет потребляемой тепловой энергии с учетом потерь в тепловых сетях абонента производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке с корректировкой по фактическому режиму работы источника, противоречит положению статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о порядке оплаты поставленной тепловой энергии и изданным Правительством Российской Федерации правилам. Задолженность населения и, следовательно, ответчика за спорный период, начисленная и рассчитанная в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2007 N 307, составляла 14813730,23 руб., что подтверждается также представленным истцом расчетом. Согласно отчету ГУП "ВЦКП" на дату предъявлении иска (февраль 2010) данная задолженность погашена, что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями ГУП "ВЦКП" за январь и февраль 2010 года. Взыскание суммы корректировки по итогам 2009 года в отношении домов, необорудованных приборами учета, противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал. Пояснил суду, что признает сумму корректировки по итогам 2009 года в отношении домов, оборудованных узлами учета (27 из общего количества), которая составляет 2375542 руб., о чем расписался в протоколе судебного заседания.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что расчет задолженности и корректировки, произведен истцом правильно. Заявленный иск правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2007 N 0390-4-07/19 (т. 1 л.д. 10 - 16), по условиям которого энергоснабжающая организация (истец) отпускает абоненту (ответчику) тепловую энергию в горячей воде с подключенной тепловой нагрузкой 5,95799 Гкал/час (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 договора количество тепловой энергии, потребляемой абонентом, определяется по аттестованным и допущенным к коммерческому использованию узлам учета, а в случае их отсутствии в соответствии с разделом 4 настоящего договора.
Согласно пункту 4.2 договора, заключенного сторонами, при отсутствии приборов учета или их неисправности свыше 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм "ТЕСТ СПБ" и энергоснабжающей организации, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, учет количества потребляемой тепловой энергии, с учетом потерь в тепловых сетях абонента, производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.
Разделом 5 договора предусмотрен порядок расчетов между сторонами.
Согласно пункту 5.3 договора энергоснабжающая организация до 10 числа расчетного месяца направляет абоненту счет на оплату тепловой энергии за расчетный месяц, сумма которого рассчитывается как произведение установленного Приложением N 4 к настоящему договору месячного количества тепловой энергии и действующего тарифа на тепловую энергию.
Согласно пункту 5.4 договора абонент осуществляет 100% оплату тепловой энергии до 15 числа следующего месяца за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации, которая до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направляет абоненту счет-фактуру за расчетный месяц.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес ответчика были выставлены следующие счета-фактуры: от 31.10.2009 N 20346/0390-4-07/19 на сумму 21949350,62 руб., от 30.11.2009 N 23213/0390-4-07/19 на сумму 24540225,73 руб., от 31.12.2009 N 26608/0390-4-07/19 на сумму 32073670,51 руб. (т. 1 л.д. 121, 123, 125).
Поскольку поставленная тепловая энергия была оплачена ответчиком не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности в размере 42797889,84 руб. (в соответствии с уточнением заявленного иска). Согласно уточненному расчету (т. 2 л.д. 40) сумма задолженности состоит из задолженности населения по оплате по нормативам 14813730,23 руб., разницы между начислению по счетам-фактурам и по нормативу 27984159,61 руб. (корректировка).
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и дополнительно представленные сторонами документы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд без достаточных оснований полностью удовлетворил заявленное истцом требование.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) является публичным договором и на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам с использованием норматива потребления тепловой энергии на соответствующие коммунальные услуги.
В данном случае, из объяснений сторон следует, что в ряде переданных в управление ответчику жилых домах общедомовые приборы учета отсутствуют. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда, в 27 домах узлы учета присутствуют, в остальных - отсутствуют.
Спорные, подлежащие оплате ресурсы приобретались абонентом для нужд жилых домов, в связи с чем установленные Правилами N 307 императивные положения о расчетах в соответствии со статьей 157 ЖК РФ в данном случае являются обязательными.
Условия заключенного между сторонами Договора должны соответствовать положениям указанного нормативного правового акта, которые подлежат применению независимо от того, что Договором предусмотрены иные условия.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, на истца процессуальными нормами возложена обязанность доказать правомерность произведенного расчета заявленной к взысканию суммы задолженности.
Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Представителем ответчика в материалы дела представлен договор от 01.11.2007 N 1048/1-09, заключенный ОАО "ЖКС г. Ломоносова" с Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") (т. 2 л.д. 125 - 129). Данный договор приобщен к материалам дела судом апелляционной инстанции в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ по мотивированному ходатайству представителя ответчика.
По условиям данного договора агент (ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") по поручению и за счет принципала (ответчика) осуществляет распределение между ресурсоснабжающими организациями (РСО) денежных средств, поступивших от населения за коммунальные услуги (пункт 1.1.4).
Согласно представленным ответчиком на основании определения апелляционной инстанции от 30.03.2011 статистическим отчетам ВГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" по перечислениям за октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года по государственному и частному фонду количество денежных средств, поступивших от населения за данный период, фактически соответствовало плановым начислениям, предъявленным в счетах.
Представленными доказательствами ответчик подтвердил довод, изложенный также суду первой инстанции, об отсутствии задолженности за спорный период по выставленным истцом счетам-фактурам в размере, заявленном истцом - 14797889,84 руб.
Представленные ООО "Петербургтеплоэнерго" сведения из ГУП ВЦКП свидетельствуют только о размере начислений населению за спорный период и не отражают факт оплаты населением оказанных услуг. Реестры поступивших платежей и справки по платежным документам за спорный период, представленные истцом, не содержат подписи должностных лиц и оттиски печатей ГУП ВЦКП и, следовательно, не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств по делу.
В нарушение положения статьи 65 АПК РФ представленные истцом документы не опровергают довод представителя ответчика об отсутствии задолженности населения перед ресурсоснабжающей организацией за спорный период.
Кроме того, заявленная к взысканию сумма задолженности состоит также из суммы корректировки за 2009 год в размере 27984159,61 руб., которая также является необоснованной.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (Далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Пунктом 16 Правил N 306 установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 8 Правил N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006,. предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Нормой, содержащейся в абзаце 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 предусмотрено, что в случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
По мнению истца, возможность корректировки за отопление по итогам 2009 года основана на условиях договора теплоснабжения от 01.11.2007, заключенного с ответчиком, а также на положении пункта 19 Правил N 307.
Вместе с тем, данная позиция истца противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах, объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 13 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону уменьшения или в сторону увеличения.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О комитете по тарифам".
Доказательства того, что в период 2009 года в установленном законодательством порядке производилось изменение тарифов и нормативов, в материалах дела отсутствуют.
Согласно частям 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ, действовавшего в спорный период (в течение 2009 года), государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Кроме того, пунктом 16 Правил N 306 установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13 Правил N 306).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а должна выставлять управляющей организации счета, исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов.
В судебном заседании представитель ООО "ЖКС г. Ломоносова" признал размер корректировки за 2009 год по домам, перечисленным в договоре теплоснабжения в горячей воде, заключенном сторонами, в которых имеется узел учета, размер корректировки составил 2 375542 руб.
Согласно части 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Основания не принять частичное признание иска ответчиком у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку в данном случае частичное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Применительно к положению части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
В остальной части заявленное истцом требование не подлежит удовлетворению, поскольку оно необоснованно по праву и по размеру.
Принятый по делу судебный акт подлежит изменению, поскольку судом неправомерно удовлетворен заявленный иск в полном объеме.
Согласно статье 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере, пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям, которая составляет 11101,22 руб.
С истца в пользу ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы, поскольку апелляционная жалоба ООО "ЖКС г. Ломоносова" является обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2010 года по делу N А56-7538/2010 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" 2375542 руб., государственную пошлину в сумме 11101,22 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Б.ЛОПАТО














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)