Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2009 г.
Решение изготовлено полностью 18.08.2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Мельниковой Е.Н.,
протокол судебного заседания вела судья Мельникова Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП"
об оспаривании постановления Госадмтехнадзора Московской области о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя - нет (извещен)
от Госадмтехнадзора Московской области - представитель по доверенности от 22.10.2008 г. - Селютин А.Н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП" (далее по тексту - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП"; Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявление о признании незаконным и отмене постановления Госадмтехнадзора Московской области от 04.03.2009 года N 14/764/6, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области".
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен, явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", поскольку его неявка при наличии надлежащего извещения не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Госадмтехнадзора Московской области просил суд отказать заявителю в удовлетворении требования, сославшись на законность и обоснованность вынесенного постановления, а также отсутствие процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении (отзыв - л.д. 46 - 52 т. 1).
Из материалов дела следует:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП" (ОГРН 1035007000401) зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство - л.д. 28 т. 1).
Постановлением старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Мосоловой Н.Е. по делу об административном правонарушении N 14/764/6 от 04.03.2009 г. ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 г. "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области". Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей (постановление - л.д. 14 т. 1).
Из содержания постановления следует, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" привлечено к административной ответственности за наличие навалов мусора вокруг переполненных мусором восьми контейнеров, установленных на контейнерной площадке, а также за наличие навалов мусора в пределах пяти метров от ограждения контейнерной площадки. Контейнерная площадка расположена у дома N 29 по улице Гагарина в городе Орехово-Зуево Московской области. Очаговый навал мусора объемом около 8 куб. м, обнаруженный по указанному выше адресу 4 января 2009 года должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, находился на площади около 50 кв. м.
Постановление по делу об административном правонарушении N 14/764/6 от 04.03.2009 г. вынесено по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и на основании протокола об административном правонарушении N 14/764/6 от 19.01.2009 г. (протокол - л.д. 63 т. 1, акт осмотра от 04.01.2009 г. с фотографиями - л.д. 54 - 58).
ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" не согласилось с привлечением к административной ответственности, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Заявитель ссылается на следующее: общество не было извещено о проверке; представитель общества не принимал участия в проверке 4.01.2009 г.; протокол об административном правонарушении составлен 19.01.2009 г., а не в момент обнаружения правонарушения; не вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Выслушав представителя Госадмтехнадзора Московской области, исследовав материалы дела, суд находит требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьями 1.1, 1.3, 2.1 КоАП РФ установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Российской Федерации.
Закон Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее по тексту - Закон о государственном административно-техническом надзоре) определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В соответствии со ст. 30 указанного Закона государственный административно-технический надзор на территории Московской области осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
В силу ст. 4 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Согласно ст. 4 Закона N 161/2004-ОЗ государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
Закон Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" является нормативным правовым актом в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В силу п. п. 1, 2 и 4 ст. 5 Закона от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами.
Дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения на территории населенных пунктов ежедневно подметаются от смета, пыли и мелкого бытового мусора.
Согласно п. 10 ст. 6 Закона от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ контейнерная площадка должна содержаться в чистоте, а пунктом 5 указанной статьи определено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
В силу п. 1 ст. 9 Закона от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Аналогичные положения содержатся в утвержденных решением Совета депутатов г. Орехово-Зуево, Московской области от 25.05.2006 г. N 530/44 Правилах по содержанию, организации уборки и благоустройству территории г. Орехово-Зуево (далее по тексту - Правила).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 4 Правил, юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, кондоминиумы, гаражные кооперативы и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны производить регулярную уборку, как территорий хозяйствующих субъектов, так и прилегающих к ним подведомственных территорий. Во всех общественных местах: на улицах, бульварах, в парках, скверах, дворах, на внутриквартальных территориях, стадионах, автозаправочных станциях, автостоянках, рынках, объектов торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, в других местах массового посещения людей и на прилегающих к ним территориях, должна соблюдаться чистота и порядок. Уборка городских территорий должна производиться ежедневно.
Подпунктом 4 пункта 4 Правил установлены границы уборки территорий, которые определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком и прилегающей к границам территории, а именно - для организаций, управляющих и/или обслуживающих многоквартирные жилые дома, жилищные кооперативы, кондоминиумов, товариществ собственников жилья - до границы с соседними участками (включая тротуары), но не более 50 метров.
Контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке. Переполнение контейнеров (бункеров-накопителей) мусором не допускается. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры, КГМ - в бункеры-накопители, зачистку (уборку) контейнерных площадок по территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании возлагается - на предприятия, организации, ведомства и иные хозяйствующие субъекты (пп. 3, пп. 4, пп. 7 п. 5 Правил).
Материалами дела подтверждается, что ответственность за содержание и уборку территории, прилегающей к дому N 29 по улице Гагарина несет ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" (договор от 27.08.2007 г., ответы Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 14.01.2008 г., от 11.08.2009 г.).
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
27 августа 2007 года собственники помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Гагарина и ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" заключили Договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом.
Согласно п. 2.1 Договора обслуживающая организация (ООО "Орехово-Зуевское ГЖП") обязуется в течение срока действия договора предоставлять собственникам услуги и выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 29 по ул. Гагарина г. Орехово-Зуево, а также предоставлять иные услуги, связанные с обеспечением комфортных условий проживания в помещениях, а собственники обязуются оплачивать работы и услуги путем внесения установленной договором платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Поскольку доказательств того, что управление спорными домами осуществляется не только ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", не представлено, суд приходит к выводу, что единственным ответственным за содержание придомовой территории лицом является заявитель.
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя N 170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
- проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Факт ненадлежащего содержания обслуживаемой территории, переполнение контейнеров мусором, наличие навалов мусора на контейнерной площадке и вокруг нее подтверждается актом осмотра от 04.01.2009 г. и прилагаемыми к нему фотоматериалами.
Суд полагает, что существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности Госадмтехнадзор Московской области не допустил.
Общество не было уведомлено о проведении проверки, но в силу ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 32 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ сотрудники Госадмтехнадзора Московской области вправе беспрепятственно посещать внутридворовые и внутриквартальные территории - объекты, подлежащие государственному административному надзору на территории Московской области. Определенные ограничения установлены ч. 2 ст. 4 Закона N 161/2004-ОЗ только по проведению проверок принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям территорий, не являющимися местами общественного пользования. Отсутствие представителя ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" на месте обнаружения правонарушения не лишало должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области применить фотосъемку, а также другие разрешенные законом способы получения и фиксирования доказательств для решения вопросов, входящих в его компетенцию.
Статьей 32 Закона N 161/2004-ОЗ должностным лицам Госадмтехнадзора Московской области предоставлено право на составление протокола об административном правонарушении, но не предоставлены полномочия на вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении. В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным не только с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, но также с момента составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении обществом получена, что подтверждено извещением отделения связи (л.д. 69).
Нарушение установленного ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ для составления протокола срока в данном случае не является основанием для отмены постановления, т.к. было вызвано принятием Госадмтехнадзором мер по вызову законного представителя общества с целью обеспечения права юридического лица на защиту.
О месте и времени составления протокола, а также рассмотрения материалов дела общество было извещено (л.д. 60 - 62, 65 - 69), но явку своего представителя для участия в этих процессуальных действиях не обеспечило.
При таких обстоятельствах, суд считает, что факт совершения административного правонарушения доказан, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, административным органом соблюдены требования действующего законодательства при привлечении общества к административной ответственности.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ, подтверждается материалами дела (актом осмотра территории, протоколом об административном правонарушении и фотографиями).
Вина ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" в совершении указанного административного правонарушения также нашла подтверждение, поскольку заявитель не представил суду доказательств отсутствия у него возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2005-ОЗ установлена административная ответственность, а также не представил доказательств принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В связи с этим, суд полагает, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 г.
Постановление вынесено полномочным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, срок привлечения не нарушен.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Госадмтехнадзором Московской области не допущено.
Общество было извещено о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, но представителя для участия в этих процессуальных действиях не направило, не представило Госадмтехнадзору объяснение, дополнительные документы или ходатайства.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Актом осмотра от 26.01.2009 г. установлено, что мусор был вывезен в установленный в предписании срок - до 27.02.2009 г.
Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное в течение года совершение однородного нарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, является отягчающим обстоятельством.
Судом установлено, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" неоднократно привлекалось к административной ответственности в течение одного года за подобные нарушения.
Таким образом, суд считает, что постановление от 04.03.2009 г. N 14/764/6 вынесено законно и обоснованно, мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения, обстоятельства предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ отсутствуют, поэтому на основании ч. 3 ст. 211 АПК РФ суд отказывает заявителю в удовлетворении его требования.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Мосоловой Н.Е. по делу об административном правонарушении N 14/764/6 от 04.03.2009 г.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.08.2009 ПО ДЕЛУ N А41-10361/09
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2009 г. по делу N А41-10361/09
Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2009 г.
Решение изготовлено полностью 18.08.2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Мельниковой Е.Н.,
протокол судебного заседания вела судья Мельникова Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП"
об оспаривании постановления Госадмтехнадзора Московской области о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя - нет (извещен)
от Госадмтехнадзора Московской области - представитель по доверенности от 22.10.2008 г. - Селютин А.Н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП" (далее по тексту - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП"; Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявление о признании незаконным и отмене постановления Госадмтехнадзора Московской области от 04.03.2009 года N 14/764/6, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области".
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен, явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", поскольку его неявка при наличии надлежащего извещения не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Госадмтехнадзора Московской области просил суд отказать заявителю в удовлетворении требования, сославшись на законность и обоснованность вынесенного постановления, а также отсутствие процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении (отзыв - л.д. 46 - 52 т. 1).
Из материалов дела следует:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП" (ОГРН 1035007000401) зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство - л.д. 28 т. 1).
Постановлением старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Мосоловой Н.Е. по делу об административном правонарушении N 14/764/6 от 04.03.2009 г. ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 г. "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области". Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей (постановление - л.д. 14 т. 1).
Из содержания постановления следует, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" привлечено к административной ответственности за наличие навалов мусора вокруг переполненных мусором восьми контейнеров, установленных на контейнерной площадке, а также за наличие навалов мусора в пределах пяти метров от ограждения контейнерной площадки. Контейнерная площадка расположена у дома N 29 по улице Гагарина в городе Орехово-Зуево Московской области. Очаговый навал мусора объемом около 8 куб. м, обнаруженный по указанному выше адресу 4 января 2009 года должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, находился на площади около 50 кв. м.
Постановление по делу об административном правонарушении N 14/764/6 от 04.03.2009 г. вынесено по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и на основании протокола об административном правонарушении N 14/764/6 от 19.01.2009 г. (протокол - л.д. 63 т. 1, акт осмотра от 04.01.2009 г. с фотографиями - л.д. 54 - 58).
ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" не согласилось с привлечением к административной ответственности, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Заявитель ссылается на следующее: общество не было извещено о проверке; представитель общества не принимал участия в проверке 4.01.2009 г.; протокол об административном правонарушении составлен 19.01.2009 г., а не в момент обнаружения правонарушения; не вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Выслушав представителя Госадмтехнадзора Московской области, исследовав материалы дела, суд находит требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьями 1.1, 1.3, 2.1 КоАП РФ установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Российской Федерации.
Закон Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее по тексту - Закон о государственном административно-техническом надзоре) определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В соответствии со ст. 30 указанного Закона государственный административно-технический надзор на территории Московской области осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
В силу ст. 4 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Согласно ст. 4 Закона N 161/2004-ОЗ государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
Закон Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" является нормативным правовым актом в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В силу п. п. 1, 2 и 4 ст. 5 Закона от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами.
Дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения на территории населенных пунктов ежедневно подметаются от смета, пыли и мелкого бытового мусора.
Согласно п. 10 ст. 6 Закона от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ контейнерная площадка должна содержаться в чистоте, а пунктом 5 указанной статьи определено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
В силу п. 1 ст. 9 Закона от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Аналогичные положения содержатся в утвержденных решением Совета депутатов г. Орехово-Зуево, Московской области от 25.05.2006 г. N 530/44 Правилах по содержанию, организации уборки и благоустройству территории г. Орехово-Зуево (далее по тексту - Правила).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 4 Правил, юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частных домовладений, ЖСК, ТСЖ, кондоминиумы, гаражные кооперативы и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны производить регулярную уборку, как территорий хозяйствующих субъектов, так и прилегающих к ним подведомственных территорий. Во всех общественных местах: на улицах, бульварах, в парках, скверах, дворах, на внутриквартальных территориях, стадионах, автозаправочных станциях, автостоянках, рынках, объектов торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, в других местах массового посещения людей и на прилегающих к ним территориях, должна соблюдаться чистота и порядок. Уборка городских территорий должна производиться ежедневно.
Подпунктом 4 пункта 4 Правил установлены границы уборки территорий, которые определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком и прилегающей к границам территории, а именно - для организаций, управляющих и/или обслуживающих многоквартирные жилые дома, жилищные кооперативы, кондоминиумов, товариществ собственников жилья - до границы с соседними участками (включая тротуары), но не более 50 метров.
Контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке. Переполнение контейнеров (бункеров-накопителей) мусором не допускается. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры, КГМ - в бункеры-накопители, зачистку (уборку) контейнерных площадок по территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании возлагается - на предприятия, организации, ведомства и иные хозяйствующие субъекты (пп. 3, пп. 4, пп. 7 п. 5 Правил).
Материалами дела подтверждается, что ответственность за содержание и уборку территории, прилегающей к дому N 29 по улице Гагарина несет ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" (договор от 27.08.2007 г., ответы Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 14.01.2008 г., от 11.08.2009 г.).
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
27 августа 2007 года собственники помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Гагарина и ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" заключили Договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом.
Согласно п. 2.1 Договора обслуживающая организация (ООО "Орехово-Зуевское ГЖП") обязуется в течение срока действия договора предоставлять собственникам услуги и выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 29 по ул. Гагарина г. Орехово-Зуево, а также предоставлять иные услуги, связанные с обеспечением комфортных условий проживания в помещениях, а собственники обязуются оплачивать работы и услуги путем внесения установленной договором платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Поскольку доказательств того, что управление спорными домами осуществляется не только ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", не представлено, суд приходит к выводу, что единственным ответственным за содержание придомовой территории лицом является заявитель.
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя N 170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
- проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Факт ненадлежащего содержания обслуживаемой территории, переполнение контейнеров мусором, наличие навалов мусора на контейнерной площадке и вокруг нее подтверждается актом осмотра от 04.01.2009 г. и прилагаемыми к нему фотоматериалами.
Суд полагает, что существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности Госадмтехнадзор Московской области не допустил.
Общество не было уведомлено о проведении проверки, но в силу ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 32 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ сотрудники Госадмтехнадзора Московской области вправе беспрепятственно посещать внутридворовые и внутриквартальные территории - объекты, подлежащие государственному административному надзору на территории Московской области. Определенные ограничения установлены ч. 2 ст. 4 Закона N 161/2004-ОЗ только по проведению проверок принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям территорий, не являющимися местами общественного пользования. Отсутствие представителя ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" на месте обнаружения правонарушения не лишало должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области применить фотосъемку, а также другие разрешенные законом способы получения и фиксирования доказательств для решения вопросов, входящих в его компетенцию.
Статьей 32 Закона N 161/2004-ОЗ должностным лицам Госадмтехнадзора Московской области предоставлено право на составление протокола об административном правонарушении, но не предоставлены полномочия на вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении. В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным не только с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, но также с момента составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении обществом получена, что подтверждено извещением отделения связи (л.д. 69).
Нарушение установленного ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ для составления протокола срока в данном случае не является основанием для отмены постановления, т.к. было вызвано принятием Госадмтехнадзором мер по вызову законного представителя общества с целью обеспечения права юридического лица на защиту.
О месте и времени составления протокола, а также рассмотрения материалов дела общество было извещено (л.д. 60 - 62, 65 - 69), но явку своего представителя для участия в этих процессуальных действиях не обеспечило.
При таких обстоятельствах, суд считает, что факт совершения административного правонарушения доказан, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, административным органом соблюдены требования действующего законодательства при привлечении общества к административной ответственности.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ, подтверждается материалами дела (актом осмотра территории, протоколом об административном правонарушении и фотографиями).
Вина ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" в совершении указанного административного правонарушения также нашла подтверждение, поскольку заявитель не представил суду доказательств отсутствия у него возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2005-ОЗ установлена административная ответственность, а также не представил доказательств принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В связи с этим, суд полагает, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 г.
Постановление вынесено полномочным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, срок привлечения не нарушен.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Госадмтехнадзором Московской области не допущено.
Общество было извещено о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, но представителя для участия в этих процессуальных действиях не направило, не представило Госадмтехнадзору объяснение, дополнительные документы или ходатайства.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Актом осмотра от 26.01.2009 г. установлено, что мусор был вывезен в установленный в предписании срок - до 27.02.2009 г.
Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное в течение года совершение однородного нарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, является отягчающим обстоятельством.
Судом установлено, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" неоднократно привлекалось к административной ответственности в течение одного года за подобные нарушения.
Таким образом, суд считает, что постановление от 04.03.2009 г. N 14/764/6 вынесено законно и обоснованно, мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения, обстоятельства предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ отсутствуют, поэтому на основании ч. 3 ст. 211 АПК РФ суд отказывает заявителю в удовлетворении его требования.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское ГЖП" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Мосоловой Н.Е. по делу об административном правонарушении N 14/764/6 от 04.03.2009 г.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Е.Н.МЕЛЬНИКОВА
Е.Н.МЕЛЬНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)