Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
при участии:
от заявителей: Задорина Е.Н. на основании протоколов от 28.11.2009, N 1 от 05.03.2007, Петров Е.А. на основании устной доверенности от Задориной Е.Н.
- от ответчика: Нагорная М.Ю. по доверенности от 28.02.2011 N 33-и-477/11;
- от третьего лица: не явился, извещен,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Восток"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2011 по делу N А40-13745/11-154-126, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ЖСК "Восток" (ОГРН 1037739763885, 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 69А), ЖСК "Восток на улице Удальцова" (ОГРН 5077746436191, 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 69А, кв. 24)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (125047, г. Москва, Триумфальная пл., д. 1)
о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившегося в неисполнении требований членов ЖМК "Восток" и ЖСК "Восток на улице Удальцова" о формировании земельного участка под многоквартирным домом N 69А по улице Удальцова, производстве государственного кадастрового учета данного земельного участка,
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2011, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ЖСК "Восток", ЖСК "Восток на улице Удальцова" о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в неисполнении требований членов ЖСК "Восток" и ЖСК "Восток на улице Удальцова" о формировании земельного участка под многоквартирным домом N 69А по улице Удальцова, производстве государственного кадастрового учета данного земельного участка.
ЖСК "Восток" не согласился с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ЖСК "Восток на улице Удальцова" полностью поддержал позицию подателя жалобы.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, члены жилищно-строительных кооперативов "Восток" и "Восток на улице Удальцова" имеют в собственности квартиры в многоквартирном жилом доме N 69А по улице Удальцова и в общей долевой собственности - иные помещения в доме.
В 2010 году члены ЖСК обращались в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлениями о формировании земельного участка под домом и постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, рассмотрев данные обращения, письмами от 27.07.2010 N 33-1-1249/10-(4)-1 N 33-1-1249/10-(5)-1, N 33-1-1249/10-(6)-1 сообщил заявителям о том, что рассмотрение вопроса об образовании земельного участка для эксплуатации жилого дома возможно после разработки и утверждения проекта межевания квартала.
Поскольку требования не были исполнены, заявители обратились в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ, полагая, что бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы нарушает их права и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлениями об оформлении земельно-правовых отношений в порядке, предусмотренном Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, заявители не обращались, а также из отсутствия факта межевания территории (квартала).
Вопреки утверждениям заявителей, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (пункт 4 ч. 1) определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и обращения заявителей в суд первой инстанции), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы наделен соответствующими полномочиями по формированию спорного земельного участка, при этом отсутствие плана межевания квартала не может служить основанием для непринятия мер по формированию земельного участка ответчиком в разумный срок.
Однако суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента земельных ресурсов города Москвы, ввиду следующего.
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
Заявители указывают на то, что обязанность Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществлять действия по формированию земельного участка возникла у ответчика в связи с обращением членов ЖСК Задориной Е.Н., Когановой Г.П., Петровой Д.Г., Новиковым Е.П., Дерюгиным Д.Б.
Однако обязанность по формированию земельного участка, к чему сводятся требования заявителей, могла возникнуть только с момента подачи именно в установленном порядке заявления с представлением документов, предусмотренных действующим законодательством.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить то, что обязанность ответчика по формированию земельного участка предусмотрена только в случае обращения в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с одновременной подачей заявления в режиме "одного окна".
Материалами дела подтверждается, что с заявлениями в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, в режиме "одного окна" ЖСК "Восток", ЖСК "Восток на улице Удальцова" в Департамент не обращались, конкретный документ, из числа выдаваемых данным органом исполнительной власти, выдать не просили.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2011 по делу N А40-13745/11-154-126 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2011 N 09АП-23791/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-13745/11-154-126
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N 09АП-23791/2011-АК
Дело N А40-13745/11-154-126
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
при участии:
от заявителей: Задорина Е.Н. на основании протоколов от 28.11.2009, N 1 от 05.03.2007, Петров Е.А. на основании устной доверенности от Задориной Е.Н.
- от ответчика: Нагорная М.Ю. по доверенности от 28.02.2011 N 33-и-477/11;
- от третьего лица: не явился, извещен,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Восток"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2011 по делу N А40-13745/11-154-126, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ЖСК "Восток" (ОГРН 1037739763885, 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 69А), ЖСК "Восток на улице Удальцова" (ОГРН 5077746436191, 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 69А, кв. 24)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (125047, г. Москва, Триумфальная пл., д. 1)
о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившегося в неисполнении требований членов ЖМК "Восток" и ЖСК "Восток на улице Удальцова" о формировании земельного участка под многоквартирным домом N 69А по улице Удальцова, производстве государственного кадастрового учета данного земельного участка,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2011, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ЖСК "Восток", ЖСК "Восток на улице Удальцова" о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в неисполнении требований членов ЖСК "Восток" и ЖСК "Восток на улице Удальцова" о формировании земельного участка под многоквартирным домом N 69А по улице Удальцова, производстве государственного кадастрового учета данного земельного участка.
ЖСК "Восток" не согласился с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ЖСК "Восток на улице Удальцова" полностью поддержал позицию подателя жалобы.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, члены жилищно-строительных кооперативов "Восток" и "Восток на улице Удальцова" имеют в собственности квартиры в многоквартирном жилом доме N 69А по улице Удальцова и в общей долевой собственности - иные помещения в доме.
В 2010 году члены ЖСК обращались в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлениями о формировании земельного участка под домом и постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, рассмотрев данные обращения, письмами от 27.07.2010 N 33-1-1249/10-(4)-1 N 33-1-1249/10-(5)-1, N 33-1-1249/10-(6)-1 сообщил заявителям о том, что рассмотрение вопроса об образовании земельного участка для эксплуатации жилого дома возможно после разработки и утверждения проекта межевания квартала.
Поскольку требования не были исполнены, заявители обратились в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ, полагая, что бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы нарушает их права и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлениями об оформлении земельно-правовых отношений в порядке, предусмотренном Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, заявители не обращались, а также из отсутствия факта межевания территории (квартала).
Вопреки утверждениям заявителей, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (пункт 4 ч. 1) определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и обращения заявителей в суд первой инстанции), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы наделен соответствующими полномочиями по формированию спорного земельного участка, при этом отсутствие плана межевания квартала не может служить основанием для непринятия мер по формированию земельного участка ответчиком в разумный срок.
Однако суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента земельных ресурсов города Москвы, ввиду следующего.
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
Заявители указывают на то, что обязанность Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществлять действия по формированию земельного участка возникла у ответчика в связи с обращением членов ЖСК Задориной Е.Н., Когановой Г.П., Петровой Д.Г., Новиковым Е.П., Дерюгиным Д.Б.
Однако обязанность по формированию земельного участка, к чему сводятся требования заявителей, могла возникнуть только с момента подачи именно в установленном порядке заявления с представлением документов, предусмотренных действующим законодательством.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить то, что обязанность ответчика по формированию земельного участка предусмотрена только в случае обращения в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с одновременной подачей заявления в режиме "одного окна".
Материалами дела подтверждается, что с заявлениями в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, в режиме "одного окна" ЖСК "Восток", ЖСК "Восток на улице Удальцова" в Департамент не обращались, конкретный документ, из числа выдаваемых данным органом исполнительной власти, выдать не просили.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2011 по делу N А40-13745/11-154-126 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
Б.С.ВЕКЛИЧ
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи:
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)