Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Казанова З.Х. по доверенности от 30.06.2010 г.,
от заинтересованного лица: главный специалист Тыщенко М.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.07.2010 г. по делу N А32-16753/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Лесных А.В.,
открытое акционерное общество "Кубаньэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах о признании незаконным и отмене постановления N 332 от 25.05.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением суда от 12.07.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества составов вменяемых ему правонарушений.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Кубаньэнергосбыт" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, а является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем нормы Жилищного кодекса РФ и Правил N 307 распространяются на него лишь в той части, которая регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. Пункты 3.2.2 и 3.2.5 договора обязывают потребителя обслуживать внутридомовые инженерные сети, которыми в данном случае является прибор учета. Административным органом не доказан факт предоставления услуг в меньшем объеме, чем необходимо, а также поставки электрической энергии ненадлежащего качества. Ограничения потребления электрической энергии как по мощности, так и по объему договор не предусматривает.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему Управление Роспотребнадзора просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что наличие в деянии общества состава административного правонарушения является доказанным, доводы апелляционной жалобы не обоснованы и не подтверждены доказательственно.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании жалобы гр. Усачевой А.А. (вх. N 54 от 08.04.2010 г.), Территориальным отделом в Каневском, Ленинградском, Староминском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю возбуждено определением от 14.04.2010 г. в отношении ОАО "Кубаньэнергосбыт" дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В рамках расследования Управление запросило у общества сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
26 апреля 2010 г. (вх. N 511) обществом представлена в административный орган пояснительная записка директора Ейского филиала ОАО "Кубаньэнергосбыт" (исх. N 265 от 26.04.2010 г.) с приложением запрашиваемых должностным лицом документов, указанных в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Исследовав представленные обществом документы, а также пояснительную записку, Управление Роспотребнадзора установило, что ОАО "Кубаньэнергосбыт" при личном обращении гр. Усачевой А.А. в Ленинградский производственный участок Ейского филиала 22 и 23 марта 2010 г. допущено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге по энергоснабжению (электроснабжению), а также включение в договор энергоснабжения условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
По результатам административного расследования ТО Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах в отношении общества "Кубаньэнергосбыт" составлен протокол от 13.05.2010 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением от 25.05.2010 г. N 332 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества составов вменяемых ему правонарушений.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, образует нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
В силу положений ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность компетентного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг), информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей, в том числе при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) (п. 2 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 N 307, установлено, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором)".
Согласно пункту 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530) (далее - Правила N 530) для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями используются приборы учета класса точности 2, 0 и выше.
Согласно п. 138 указанных Правил N 530 для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.
В соответствии с п. 147 Правил N 530 в целях объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Материалы дела свидетельствуют, что в нарушение приведенных выше норм ОАО "Кубаньэнергосбыт" уведомление потребителя о несоответствии имеющегося прибора учета установленным требованиям и переводе на расчет объема потребления электроэнергии не произвело, тем самым ОАО "Кубаньэнергосбыт" нарушено право потребителя получать полную и достоверную информацию об объеме энергоснабжения, изменении платы за коммунальную услугу и порядке ее оплаты (расчета).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, составляет включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Материалы дела свидетельствуют, что при заключении договоров энергоснабжения (являющихся публичными договорами), ОАО "Кубаньэнергосбыт" включало в них условия, нарушающие права потребителей. Так, в договоре об энергоснабжении от 20.04.2009 г., заключенном с гр. Усачевой А.А. предусмотрено, что:
- гарантирующий поставщик подает электроэнергию до точки поставки в пределах разрешенной мощности (п. 2.1 договора),
- потребитель имеет право на получение электроэнергии в необходимом объеме, в пределах разрешенной мощности, надлежащего качества (п. 3.1.1 договора),
- гарантирующий поставщик обязуется: отпускать Потребителю электроэнергию в необходимых ему объемах, в пределах разрешенной мощности (п. 3.4.1 договора),
- при необходимости увеличения мощности сверх пределов, установленных п. 2.1, потребитель обязан обратиться к владельцу сети для получения новых технических условий (п. 3.2.12 договора).
Данные условия нарушают требования п. 3 ст. 541 ГК РФ, предусматривающего, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, то есть без каких-либо ограничений.
Пунктом 51 "а" Правил функционирования розничных рынков электрической энергии также предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с п. 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством РФ и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с п. 89 настоящих Правил).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 4 ст. 426 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнения работ и об оказании услуг, а также издавать типовые договоры, положения и т.п.), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. При этом согласно ч. 4 ст. 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Таким образом, приведенные выше условия договора энергоснабжения, заключенного ОАО "Кубаньэнергосбыт" с гр. Усачевой А.А., противоречат действующему законодательству РФ и нарушают права потребителя на получение коммунальных услуг (составной частью которых является электроэнергия) надлежащего качества и в необходимых ему объемах.
В этой связи вывод суда о наличии в деянии общества объективной стороны правонарушений, предусмотренных как частью 1, так и частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является обоснованным.
Доводы общества об обратном, заявленные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию общества, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы подробно исследованы судом в решении и обоснованно отклонены им. Оснований для переоценки соответствующих выводов апелляционный суд не усматривает.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции не учел следующее.
Статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса).
Из оспариваемого постановления Управления следует, что общество привлечено к ответственности за совершение двух правонарушений - предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. При этом правонарушение по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ заключается в ущемлении обществом "Кубаньэнергосбыт" прав потребителя (гр. Усачевой) условиями заключенного с ней договора. Поскольку обязательства возникают из договора, правонарушение имеет оконченный состав в момент подписания его сторонами.
Как следует из материалов дела, договор энергоснабжения с гр. Усачевой заключен обществом 20.04.2009 г. (л.д. 10 т. 1), следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек 20.04.2010 г.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 25.05.2010 г., т.е. за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Вынесение административным органом постановления о привлечении к административной ответственности при наличии основания, исключающего производство по делу об административном правонарушении, влечет за собой признание его незаконным и отмену.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют, что при определении размера наказания, подлежащего применению к обществу, Управлением нарушены требования ст. 4.4. КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ предусматривает, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (часть 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что административный орган в постановлении от 25.05.2010 г. определил обществу наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и в размере 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, но назначил общее наказание за совершение двух правонарушений в пределах большей санкции (штраф в размере 10 000 рублей) - то есть применил правила, предусмотренные частями 2 - 3 статьи 4.4 КоАП РФ для одного деяния, составляющего два и более правонарушения.
Между тем, вменяемые обществу "Кубаньэнерго" правонарушения образованы двумя самостоятельными деяниями: непредоставлением потребителю информации и включением в договор условий, нарушающих права потребителя, данные правонарушения совершены обществом в различные периоды времени и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия применения положений частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ. Следовательно, при назначении обществу наказания административный орган должен был применять положения ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 июля 2010 г. отменить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 332 от 25.05.2010 г., вынесенное ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2010 N 15АП-9256/2010 ПО ДЕЛУ N А32-16753/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2010 г. N 15АП-9256/2010
Дело N А32-16753/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Казанова З.Х. по доверенности от 30.06.2010 г.,
от заинтересованного лица: главный специалист Тыщенко М.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.07.2010 г. по делу N А32-16753/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Лесных А.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Кубаньэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах о признании незаконным и отмене постановления N 332 от 25.05.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением суда от 12.07.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества составов вменяемых ему правонарушений.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Кубаньэнергосбыт" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, а является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем нормы Жилищного кодекса РФ и Правил N 307 распространяются на него лишь в той части, которая регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. Пункты 3.2.2 и 3.2.5 договора обязывают потребителя обслуживать внутридомовые инженерные сети, которыми в данном случае является прибор учета. Административным органом не доказан факт предоставления услуг в меньшем объеме, чем необходимо, а также поставки электрической энергии ненадлежащего качества. Ограничения потребления электрической энергии как по мощности, так и по объему договор не предусматривает.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему Управление Роспотребнадзора просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что наличие в деянии общества состава административного правонарушения является доказанным, доводы апелляционной жалобы не обоснованы и не подтверждены доказательственно.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании жалобы гр. Усачевой А.А. (вх. N 54 от 08.04.2010 г.), Территориальным отделом в Каневском, Ленинградском, Староминском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю возбуждено определением от 14.04.2010 г. в отношении ОАО "Кубаньэнергосбыт" дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В рамках расследования Управление запросило у общества сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
26 апреля 2010 г. (вх. N 511) обществом представлена в административный орган пояснительная записка директора Ейского филиала ОАО "Кубаньэнергосбыт" (исх. N 265 от 26.04.2010 г.) с приложением запрашиваемых должностным лицом документов, указанных в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Исследовав представленные обществом документы, а также пояснительную записку, Управление Роспотребнадзора установило, что ОАО "Кубаньэнергосбыт" при личном обращении гр. Усачевой А.А. в Ленинградский производственный участок Ейского филиала 22 и 23 марта 2010 г. допущено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге по энергоснабжению (электроснабжению), а также включение в договор энергоснабжения условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
По результатам административного расследования ТО Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах в отношении общества "Кубаньэнергосбыт" составлен протокол от 13.05.2010 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением от 25.05.2010 г. N 332 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества составов вменяемых ему правонарушений.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, образует нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
В силу положений ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность компетентного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг), информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей, в том числе при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) (п. 2 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 N 307, установлено, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором)".
Согласно пункту 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530) (далее - Правила N 530) для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями используются приборы учета класса точности 2, 0 и выше.
Согласно п. 138 указанных Правил N 530 для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.
В соответствии с п. 147 Правил N 530 в целях объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Материалы дела свидетельствуют, что в нарушение приведенных выше норм ОАО "Кубаньэнергосбыт" уведомление потребителя о несоответствии имеющегося прибора учета установленным требованиям и переводе на расчет объема потребления электроэнергии не произвело, тем самым ОАО "Кубаньэнергосбыт" нарушено право потребителя получать полную и достоверную информацию об объеме энергоснабжения, изменении платы за коммунальную услугу и порядке ее оплаты (расчета).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, составляет включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Материалы дела свидетельствуют, что при заключении договоров энергоснабжения (являющихся публичными договорами), ОАО "Кубаньэнергосбыт" включало в них условия, нарушающие права потребителей. Так, в договоре об энергоснабжении от 20.04.2009 г., заключенном с гр. Усачевой А.А. предусмотрено, что:
- гарантирующий поставщик подает электроэнергию до точки поставки в пределах разрешенной мощности (п. 2.1 договора),
- потребитель имеет право на получение электроэнергии в необходимом объеме, в пределах разрешенной мощности, надлежащего качества (п. 3.1.1 договора),
- гарантирующий поставщик обязуется: отпускать Потребителю электроэнергию в необходимых ему объемах, в пределах разрешенной мощности (п. 3.4.1 договора),
- при необходимости увеличения мощности сверх пределов, установленных п. 2.1, потребитель обязан обратиться к владельцу сети для получения новых технических условий (п. 3.2.12 договора).
Данные условия нарушают требования п. 3 ст. 541 ГК РФ, предусматривающего, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, то есть без каких-либо ограничений.
Пунктом 51 "а" Правил функционирования розничных рынков электрической энергии также предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с п. 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством РФ и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с п. 89 настоящих Правил).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 4 ст. 426 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнения работ и об оказании услуг, а также издавать типовые договоры, положения и т.п.), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. При этом согласно ч. 4 ст. 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Таким образом, приведенные выше условия договора энергоснабжения, заключенного ОАО "Кубаньэнергосбыт" с гр. Усачевой А.А., противоречат действующему законодательству РФ и нарушают права потребителя на получение коммунальных услуг (составной частью которых является электроэнергия) надлежащего качества и в необходимых ему объемах.
В этой связи вывод суда о наличии в деянии общества объективной стороны правонарушений, предусмотренных как частью 1, так и частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является обоснованным.
Доводы общества об обратном, заявленные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию общества, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы подробно исследованы судом в решении и обоснованно отклонены им. Оснований для переоценки соответствующих выводов апелляционный суд не усматривает.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции не учел следующее.
Статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса).
Из оспариваемого постановления Управления следует, что общество привлечено к ответственности за совершение двух правонарушений - предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. При этом правонарушение по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ заключается в ущемлении обществом "Кубаньэнергосбыт" прав потребителя (гр. Усачевой) условиями заключенного с ней договора. Поскольку обязательства возникают из договора, правонарушение имеет оконченный состав в момент подписания его сторонами.
Как следует из материалов дела, договор энергоснабжения с гр. Усачевой заключен обществом 20.04.2009 г. (л.д. 10 т. 1), следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек 20.04.2010 г.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 25.05.2010 г., т.е. за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Вынесение административным органом постановления о привлечении к административной ответственности при наличии основания, исключающего производство по делу об административном правонарушении, влечет за собой признание его незаконным и отмену.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют, что при определении размера наказания, подлежащего применению к обществу, Управлением нарушены требования ст. 4.4. КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ предусматривает, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (часть 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что административный орган в постановлении от 25.05.2010 г. определил обществу наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и в размере 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, но назначил общее наказание за совершение двух правонарушений в пределах большей санкции (штраф в размере 10 000 рублей) - то есть применил правила, предусмотренные частями 2 - 3 статьи 4.4 КоАП РФ для одного деяния, составляющего два и более правонарушения.
Между тем, вменяемые обществу "Кубаньэнерго" правонарушения образованы двумя самостоятельными деяниями: непредоставлением потребителю информации и включением в договор условий, нарушающих права потребителя, данные правонарушения совершены обществом в различные периоды времени и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия применения положений частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ. Следовательно, при назначении обществу наказания административный орган должен был применять положения ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 июля 2010 г. отменить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 332 от 25.05.2010 г., вынесенное ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.СМОТРОВА
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)