Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2010 N 07АП-5785/10 ПО ДЕЛУ N А45-28736/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2010 г. N 07АП-5785/10

Дело N А45-28736/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 26 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей Е.В. Кудряшевой
И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Кудряшевой
при участии сторон:
от истца: Степановой Е.В. (по дов. от 01.10.2008 г.)
от ответчика: Калюжного А.Т. (выписка от 23.05.2008 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирьэнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 мая 2010 года
по делу N А45-28736/2009 (судья Н.В. Гофман)
по иску открытого акционерного общества "Сибирьэнерго"
к товариществу собственников жилья "ТОР-102"
о взыскании 152541 руб. 28 коп.

установил:

ОАО "СибирьЭнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с ТСЖ "ТОР-102" задолженности за тепловую энергию за период с июля по декабрь 2008 года в размере 152541,28 руб. 28 коп., образовавшейся в связи с корректировкой за 2008 год.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 4 мая 2010 года по делу N А45-28736/2009 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением от 4 мая 2010 года, ОАО "Сибирьэнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель ссылается на то, что судом неправильно истолкован пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не дана оценка разделу 6 соглашения, в котором учтены положения Жилищного кодекса РФ и Правил N 307. Разница между начислениями по нормативам потребления коммунальных услуг и фактически отпущенной истцом тепловой энергией складывается как итоговая задолженность и в соответствии с условиями соглашения подлежит оплате. Порядок определения платы за тепловую энергию на основе пункта 4.1 соглашения полностью соответствует статье 544 ГК РФ и должен использоваться исполнителем при определении корректировки в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307. Истец считает, что требования части 2 пункта 15 Правил N 307, а также статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию N от 14.04.1995 г. N 14-ФЗ истцом были соблюдены.
ТСЖ "ТОР-102" в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что оплата по нормативам и тарифам в соответствии со статьей 157 ЖК РФ соразмерна стоимости получаемых коммунальных услуг с учетом общедомовых потерь. Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 4 мая 2010 года по делу N А45-28736/2009, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела 26 августа 2008 года между ОАО "Сибирьэнерго" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "ТОР-102" заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 88, по условиям которого ТСЖ через тепловые сети теплосетевой организации приобретает тепловую энергию у энергоснабжающей организации (ЭСО) для объектов (Приложение N 1-1), в том числе для жилых домов, находящихся в его управлении, указанных в Приложении N 1-1 в объемах ориентировочно установленных соглашением.
В разделе 4 данного соглашения стороны определили, что количество подаваемой тепловой энергии управляющей организации определяется расчетным методом.
Пунктом 6.2.5 соглашения сторонами согласовано производить, в соответствии с действующим законодательством, корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также мер социальной поддержки и субсидиям по каждому потребителю, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных ЭСО по пункту 6.1 настоящего соглашения.
В связи с отсутствием проведения ТСЖ "ТОР-102" корректировки за период с июля 2008 года по декабрь 2008 года, ОАО "Сибирьэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании образовавшейся задолженности в размере 152541 руб. 28 коп. По расчету истца этой задолженностью является денежная сумма, рассчитанная путем корректировки размера платы и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения от 26 августа 2008 года и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу, что пункт 4.1 соглашения от 26 августа 2008 года в части определения количества тепловой энергии противоречит Правилам N 307 и на основании статьи 168 и по пункту 5 статьи 426, пункту 1 статьи 541 ГК РФ является недействительным по признаку ничтожности. Расчет истца о количестве тепловой энергии, произведенный по пункту 4.1 соглашения от 26 августа 2008 года противоречит методу определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета с учетом нормативов потребления, которые в свою очередь устанавливаются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307.
Апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы в установленном статьей 71 АПК РФ порядке, приходит к следующим выводам по существу заявленных требований.
Из материалов дела следует, что спорная тепловая энергия (коммунальный ресурс) приобреталась у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям этих услуг.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 ГК РФ устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В силу статей 426, 539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Согласно пунктам 2, 4 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны.
Отсюда следует, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, должно определяться в соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным актом.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.
Учитывая, что ТСЖ "ТОР-102" приобретало тепловую энергию для предоставления ее гражданам - потребителям коммунальных услуг, метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006 г. при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется за отопление и за горячее водоснабжение по разным формулам. При этом корректировка размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель (ТСЖ) производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "Р" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета, установленный в пункте 4.1 соглашения, не соответствует формуле для расчета корректировки, закрепленной в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Условиями соглашения от 26 августа 2008 года N 88 предусмотрено, что ответчик производит корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячее водоснабжению, исходя из объемов тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 настоящего соглашения (то есть на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 соглашения).
Также пункт 4.1 соглашения от 26 августа 2008 года противоречит положениям статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов.
Тепловая энергия, определяемая как товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления) является сетевая вода, используемая для отопления жилых домов, которая не отбирается из системы теплоснабжения и полностью возвращается на источник тепловой энергии), и как правильно указывает ответчик, является неделимым товаром и используется для нагрева температуры воздуха в помещениях (отопление).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" определено, что входит в тариф на горячую воду. Согласно пункту 48 данного Постановления тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Таким образом, поскольку приборы учета в рамках рассматриваемых отношений отсутствуют, определение соглашением сторон способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, в данном случае недопустимо. Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4.1 соглашения N 88 от 26 августа 2008 года в части определения количества тепловой энергии противоречит Правилам N 307 и на основании статьи 168 и по пункту 5 статьи 426, пункту 1 статьи 541 ГК РФ является недействительным по признаку ничтожности.
ОАО "СибирьЭнерго" под установленным законодательством порядком понимает положения статьи 544 ГК РФ, допускающей определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон. Поскольку соглашением N 88 стороны договорились использовать указанный в нем расчетный метод, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной методике, соответствующей действующему законодательству. Между тем, в результате такой корректировки происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. Следовательно, условия соглашения N 88 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону, в частности норме части 3 статьи 308 ГК РФ.
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса. Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Решение суда первой инстанции от 4 мая 2010 года соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

- решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 мая 2010 года по делу N А45-28736/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения;
- Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
Л.Е.ЛОБАНОВА

Судьи
Е.В.КУДРЯШЕВА
И.И.ТЕРЕХИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)