Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мохначевой О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2012 по делу N А07-8299/2012 (судья Сафиуллина Р.Н.),
В заседании приняли участие представители:
Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан - Гузаирова Зульфия Мэлсовна (удостоверение N 93, доверенность от 27.09.2011 N 11286 сроком на 3 года); Десяткин Руслан Николаевич (удостоверение N 56, доверенность от 06.06.2011 N 6026 сроком на 3 года).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ инспекция, административный орган) от 17.04.2012 N 12-2155-3101, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 44 100 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2012 (резолютивная часть решения объявлена 11.09.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ" просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что виновность общества в совершении вменяемого административного правонарушения не была надлежащим образом обоснована. Указывает, что из отчета управляющей компании по техническому обслуживанию жилого дома за 2011 год усматривается, что обществом в необходимых объемах принимались меры по содержанию дома в соответствии с правилами содержания жилого фонда, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории данного дома. Инспекция, применяя к заявителю административную ответственность в виде штрафа, нарушила положения Федерального Закона N 294-ФЗ в части необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился.
С учетом мнения представителей заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представители заинтересованного лица опровергли доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения начальника государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан от N 1-2155 от 30.03.2012 (л.д. 34) проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением ОАО "УЖХ" правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правил содержания общего и имущества в многоквартирном доме по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Аксакова, д. N 48.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 N 170, в частности обнаружено:
- по фасаду:
- наличие отслоившегося штукатурного и окрасочного слоя по стенам фасада и наличие трещин по штукатурному слою фасада, данные неисправности являются нарушением пунктов 4.2.2.2., 4.2.2.3., 4.2.3.1., 4.2.3.2. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (далее - ПиН), согласно которым организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать; Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
- намокание и гниение стен с правой стороны от входной двери на втором этаже вследствие неисправности примыкания козырька входной группы (лестницы) на второй этаж - нарушены п. 4.2.2.2., 4.2.3.1, 4.10.2.1., 4.10.3.2. ПиН, неисправность нижних венцов дома (гниение, разрушение), нарушен п. 4.2.2.1., 4.2.2.4. ПиН, согласно которым при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию, неисправность нижних венцов дома (гниение, разрушение), конструкции нижних венцов деревянных цоколей и примыкания (установка сливных досок, цоколей, оконных проемов, поясков и т.д.) должны быть плотно пригнаны, чтобы не допустить увлажнения.
- в квартирах:
- наличие провисания штукатурки по потолкам в квартирах первого и второго этажей - нарушен п. 4.3.1, 4.3.2., 4.3.3. ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития;
- выпучивание стен, разделяющих квартиры, во всех квартирах в доме наличие трещин по стенам и потолкам (раскрытие трещин по некоторым стенам до 1 см) - нарушены п. 4.2.2.1, 4.3.3., 4.5.1., 4.5.5. ПиН, согласно которым при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию; Усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава;
- неисправность полов в квартирах и коридорах (наличие уклона полов от уровня горизонта местами до 30 см) - нарушены п. 4.4.1., 4.4.2., 4.4.3. ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию.
- в местах общего пользования:
- на кухне второго этажа (кухня квартир 10, 11, 12, 13) наличие мокрых следов протечек по стене и потолку с левой стороны от входной двери на кухню из коридора S=1м2 - нарушены п. 4.6.1.1. ПиН, неисправность вентиляционной трубы (d-150 мм проходящей через кухню кв. 10, 11, 12, 13 из кухни квартир расположенных на первом этаже (разгерметизация и смещение трубы в месте соединения), нарушен п. 5.7.2. ПиН, согласно которым персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы;
- в общем туалете кв. 10, 11, 12, 13 по стенам и полов в кабинках туалета (при нахождении в одной из кабин туалета в другой расположенной за перегородкой 10 см полы поднимаются), нарушены п. 4.4.1., 4.4.2., 4.4.3. ПиН: на кухне квартиры 17 отсутствует вентиляция (на кухне установлена газовая плита), нарушен п. 3.1.3, 5.5.5. ПиН;
- дверные и оконные проемы в квартирах имеют перекос, открываются и закрываются с применением силы; в общем коридоре квартир 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 по потолку наличие провисание штукатурного слоя, возможна угроза обрушения штукатурного слоя, имеется отслоение штукатурного слоя по потолку до дранки, наличие трещины по стене кухни квартиры 15 со стороны общего коридора, раскрытие трещины до 1 см, нарушены п. 4.3.1., 4.3.2., 4.3.3., 4.2.2.1., 4.5.1., 4.5.5., ПиН, согласно которым усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
- по подвалу:
- на одной из стен, силами обслуживающей организации 000 "ЖЭУ-11" выполнены работы по устройству металлического каркаса из труб d-50 мм, для стяжки стены во избежание ее разрушения, трещина имеющаяся на данном участке стены имеет раскрытие более 3 см. При осмотре остальных стен подвала выявлено выпученность стен, нарушен п. 4.1.1., 4.1.3. ПиН: разрушение кирпичной кладки и выпадение кирпичей под крыльцом (лестница с лестничными маршами, лестничными площадками и козырьком на второй этаж квартир 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17), нарушены п. 4.1.1., 4.1.3. ПиН, согласно которому при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору;
- происходит намокание стен подвала из-за неисправности примыкания покрытия из металлических листов входа в подвал, нарушены п. 4.1.1., 4.1.2., 4.1.15. ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; Не допускается: подтопление подвалов и техподполии из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
- Вследствие неисправности части фундамента под крыльцом (лестница (входная группа) для квартир 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17), имеется вероятность его обрушения (имеет уклон всей конструкции крыльца от стены в сторону двора дома =10-15 см, лестничные площадки и марши не имеют прочной связи со всей конструкцией крыльца (шатаются, имеются отклонения от горизонтали =10-15 см), нарушены п. 4.8.3., 4.8.7., 4.8.10, 4.8.13. ПиН, согласно которым пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять; При прогибах лестничных маршей и площадок, превышающих допускаемые нормы (в случае увеличивающейся деформации), работники организации по обслуживанию жилищного фонда должны усиливать несущие элементы лестниц (по проекту), предварительно приняв меры по безопасности эксплуатации лестниц.
- отопление квартир в доме осуществляется за счет печей с газовыми горелками. По печам в квартирах установлено наличие трещин, а также выявлено наличие трещин между печами и стенами дома раскрытием до 1 см, нарушены п. 4.9.1.3. ПиН, согласно которому неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
- стояки трубопроводов холодного водоснабжения в туалетах имеют неудовлетворительное состояние (коррозия, отсутствует окрасочный слой, наличие конденсата на трубах), нарушены п. 5.8.8., П.П. "г" п. 5.8.3. ПиН, согласно которому кухни и санитарные узлы, имеющие конденсат на трубопроводах, следует дополнительно вентилировать путем устройства притока воздуха через щели (2-3 см) в нижней части дверей; Работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны разъяснять потребителям необходимость соблюдения настоящих правил пользования водопроводом и канализацией: г) не бросать в унитазы песок, строительный мусор, тряпки, кости, стекло, металлические и деревянные предметы.
- - при осмотре чердачного помещения установлено: наличие протечек по обрешетке со стороны чердачного помещения над кухней квартир 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. нарушены п. 4.6.1.1., 4.6.1.9, ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; Несущие конструкции крыши, устройства и оборудование, в том числе расположенные на крыше, карниз и водоотводящие элементы крыши, ограждения, гильзы, анкеры, устройства молниезащиты должны быть до ремонта кровельного покрытия приведены в технически исправное состояние;
- фановые трубы и часть вентиляционных каналов не выведены за пределы кровли, нарушен п. 4.6.3.1. ПиН, согласно которому Холодный чердак. Разница температуры наружного воздуха и воздуха чердачного помещения должна составлять 2-4°С. Для этого требуется: вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака;
- неисправность несущей конструкций кровли (имеются загнивания и разрушения стропильных ног, а также наличие обгоревших стропильных ног), нарушены п. 4.6.1.2., 4.6.1.3. ПиН, согласно которому организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; В процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций необходимо подтягивать болты, хомуты и другие металлические крепления в узловых соединениях и при необходимости заменять поврежденные и загнивающие отдельные элементы. При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей;
- оголовок одного из вентиляционных каналов расположен ниже уровня конька кровли, нарушен п. 4.6.1.27 ПиН, согласно которому следует обеспечить достаточную высоту вентиляционных устройств. Для плоских кровель высота вентшахт должна быть 0,7 м выше крыши, парапета или др. выступающих элементов здания, высота канализационной вытяжной трубы должна быть выше края вентшахты на 0,15 м.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 02.01.2012 N 1-2155 (л.д. 40-41).
27.09.2011 при участии представителя ОАО "УЖХ" административным органом составлен протокол об административном N 12-2155-3101-1.10 по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ (л.д. 44-45).
Постановлением от 17.04.2012 N 12-2155-3101 ОАО "УЖХ" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП в виде административного штрафа в размере 44 100 рублей.
Не согласившись с постановлением от 17.04.2012 N 12-2155-3101, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения, соблюдении административным органом установленного порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
На основании статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Так, пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьями 162 данного Кодекса договора управления многоквартирным домом.
Как указано в пункте 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, ул. Аксакова, дом N 48 от 11.02.2009, управляющей организацией выбрано ОАО "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 49-50).
Как указано в п. 2.1 договора управления многоквартирным домом N 3 от 01.12.2009, заключенного между управляющей организацией ОАО "УЖХ" и собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту (в том числе по капитальному) имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в принадлежащее собственнику жилое помещение в данном доме и оказывать прочие услуги. Осуществлять иную, направленную на достижение целей управления деятельность (л.д. 51).
В соответствии с п. 3.1.4 вышеуказанного договора управляющая компания обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, правильно оценив данные обстоятельства, обоснованно исходил из того, что ОАО "УЖХ" является ответственным за содержание и ремонт жилого дома N 48 по адресу г. Уфа, ул. Аксакова, а также за соответствие его технического состояния требованиям законодательства.
Эти обстоятельства позволили суду прийти к правильному выводу о том, что именно заявитель является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что в силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 определено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие контрольные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 определяют требования и порядок технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда. Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Правила являются обязательными для исполнения управляющими организациями, в связи с чем, ссылку заявителя на письмо Минрегионразвития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 суд считает несостоятельной, поскольку противоречит ч. 1 ст. 13 АПК РФ, подобные письма не входят в круг нормативно-правовых актов и носят рекомендательный характер.
Из материалов дела следует, что результаты проведенной в отношении общества проверки выявлены вышеприведенные в акте проверки нарушения правил по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Фактические обстоятельства дела и наличие нарушений, указанных в акте проверки обществом не опровергнуты.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отсутствие доказательств о невозможности у заявителя предпринять все необходимые меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, а также наличие материалов дела, свидетельствующих о том, что ОАО "УЖХ" не были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция приходит к выводу о доказанности вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что обществом в необходимых объемах принимались меры по содержанию дома в соответствии с правилами содержания жилого фонда, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории данного дома является необоснованным и подлежит отклонению.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2012 по делу N А07-8299/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Ю.КОСТИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2012 N 18АП-10687/2012 ПО ДЕЛУ N А07-8299/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. N 18АП-10687/2012
Дело N А07-8299/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мохначевой О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2012 по делу N А07-8299/2012 (судья Сафиуллина Р.Н.),
В заседании приняли участие представители:
Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан - Гузаирова Зульфия Мэлсовна (удостоверение N 93, доверенность от 27.09.2011 N 11286 сроком на 3 года); Десяткин Руслан Николаевич (удостоверение N 56, доверенность от 06.06.2011 N 6026 сроком на 3 года).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ инспекция, административный орган) от 17.04.2012 N 12-2155-3101, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 44 100 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2012 (резолютивная часть решения объявлена 11.09.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ" просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что виновность общества в совершении вменяемого административного правонарушения не была надлежащим образом обоснована. Указывает, что из отчета управляющей компании по техническому обслуживанию жилого дома за 2011 год усматривается, что обществом в необходимых объемах принимались меры по содержанию дома в соответствии с правилами содержания жилого фонда, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории данного дома. Инспекция, применяя к заявителю административную ответственность в виде штрафа, нарушила положения Федерального Закона N 294-ФЗ в части необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился.
С учетом мнения представителей заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представители заинтересованного лица опровергли доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения начальника государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан от N 1-2155 от 30.03.2012 (л.д. 34) проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением ОАО "УЖХ" правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правил содержания общего и имущества в многоквартирном доме по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Аксакова, д. N 48.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 N 170, в частности обнаружено:
- по фасаду:
- наличие отслоившегося штукатурного и окрасочного слоя по стенам фасада и наличие трещин по штукатурному слою фасада, данные неисправности являются нарушением пунктов 4.2.2.2., 4.2.2.3., 4.2.3.1., 4.2.3.2. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (далее - ПиН), согласно которым организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать; Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
- намокание и гниение стен с правой стороны от входной двери на втором этаже вследствие неисправности примыкания козырька входной группы (лестницы) на второй этаж - нарушены п. 4.2.2.2., 4.2.3.1, 4.10.2.1., 4.10.3.2. ПиН, неисправность нижних венцов дома (гниение, разрушение), нарушен п. 4.2.2.1., 4.2.2.4. ПиН, согласно которым при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию, неисправность нижних венцов дома (гниение, разрушение), конструкции нижних венцов деревянных цоколей и примыкания (установка сливных досок, цоколей, оконных проемов, поясков и т.д.) должны быть плотно пригнаны, чтобы не допустить увлажнения.
- в квартирах:
- наличие провисания штукатурки по потолкам в квартирах первого и второго этажей - нарушен п. 4.3.1, 4.3.2., 4.3.3. ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития;
- выпучивание стен, разделяющих квартиры, во всех квартирах в доме наличие трещин по стенам и потолкам (раскрытие трещин по некоторым стенам до 1 см) - нарушены п. 4.2.2.1, 4.3.3., 4.5.1., 4.5.5. ПиН, согласно которым при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию; Усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава;
- неисправность полов в квартирах и коридорах (наличие уклона полов от уровня горизонта местами до 30 см) - нарушены п. 4.4.1., 4.4.2., 4.4.3. ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию.
- в местах общего пользования:
- на кухне второго этажа (кухня квартир 10, 11, 12, 13) наличие мокрых следов протечек по стене и потолку с левой стороны от входной двери на кухню из коридора S=1м2 - нарушены п. 4.6.1.1. ПиН, неисправность вентиляционной трубы (d-150 мм проходящей через кухню кв. 10, 11, 12, 13 из кухни квартир расположенных на первом этаже (разгерметизация и смещение трубы в месте соединения), нарушен п. 5.7.2. ПиН, согласно которым персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы;
- в общем туалете кв. 10, 11, 12, 13 по стенам и полов в кабинках туалета (при нахождении в одной из кабин туалета в другой расположенной за перегородкой 10 см полы поднимаются), нарушены п. 4.4.1., 4.4.2., 4.4.3. ПиН: на кухне квартиры 17 отсутствует вентиляция (на кухне установлена газовая плита), нарушен п. 3.1.3, 5.5.5. ПиН;
- дверные и оконные проемы в квартирах имеют перекос, открываются и закрываются с применением силы; в общем коридоре квартир 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 по потолку наличие провисание штукатурного слоя, возможна угроза обрушения штукатурного слоя, имеется отслоение штукатурного слоя по потолку до дранки, наличие трещины по стене кухни квартиры 15 со стороны общего коридора, раскрытие трещины до 1 см, нарушены п. 4.3.1., 4.3.2., 4.3.3., 4.2.2.1., 4.5.1., 4.5.5., ПиН, согласно которым усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
- по подвалу:
- на одной из стен, силами обслуживающей организации 000 "ЖЭУ-11" выполнены работы по устройству металлического каркаса из труб d-50 мм, для стяжки стены во избежание ее разрушения, трещина имеющаяся на данном участке стены имеет раскрытие более 3 см. При осмотре остальных стен подвала выявлено выпученность стен, нарушен п. 4.1.1., 4.1.3. ПиН: разрушение кирпичной кладки и выпадение кирпичей под крыльцом (лестница с лестничными маршами, лестничными площадками и козырьком на второй этаж квартир 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17), нарушены п. 4.1.1., 4.1.3. ПиН, согласно которому при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору;
- происходит намокание стен подвала из-за неисправности примыкания покрытия из металлических листов входа в подвал, нарушены п. 4.1.1., 4.1.2., 4.1.15. ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; Не допускается: подтопление подвалов и техподполии из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
- Вследствие неисправности части фундамента под крыльцом (лестница (входная группа) для квартир 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17), имеется вероятность его обрушения (имеет уклон всей конструкции крыльца от стены в сторону двора дома =10-15 см, лестничные площадки и марши не имеют прочной связи со всей конструкцией крыльца (шатаются, имеются отклонения от горизонтали =10-15 см), нарушены п. 4.8.3., 4.8.7., 4.8.10, 4.8.13. ПиН, согласно которым пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять; При прогибах лестничных маршей и площадок, превышающих допускаемые нормы (в случае увеличивающейся деформации), работники организации по обслуживанию жилищного фонда должны усиливать несущие элементы лестниц (по проекту), предварительно приняв меры по безопасности эксплуатации лестниц.
- отопление квартир в доме осуществляется за счет печей с газовыми горелками. По печам в квартирах установлено наличие трещин, а также выявлено наличие трещин между печами и стенами дома раскрытием до 1 см, нарушены п. 4.9.1.3. ПиН, согласно которому неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
- стояки трубопроводов холодного водоснабжения в туалетах имеют неудовлетворительное состояние (коррозия, отсутствует окрасочный слой, наличие конденсата на трубах), нарушены п. 5.8.8., П.П. "г" п. 5.8.3. ПиН, согласно которому кухни и санитарные узлы, имеющие конденсат на трубопроводах, следует дополнительно вентилировать путем устройства притока воздуха через щели (2-3 см) в нижней части дверей; Работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны разъяснять потребителям необходимость соблюдения настоящих правил пользования водопроводом и канализацией: г) не бросать в унитазы песок, строительный мусор, тряпки, кости, стекло, металлические и деревянные предметы.
- - при осмотре чердачного помещения установлено: наличие протечек по обрешетке со стороны чердачного помещения над кухней квартир 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. нарушены п. 4.6.1.1., 4.6.1.9, ПиН, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; Несущие конструкции крыши, устройства и оборудование, в том числе расположенные на крыше, карниз и водоотводящие элементы крыши, ограждения, гильзы, анкеры, устройства молниезащиты должны быть до ремонта кровельного покрытия приведены в технически исправное состояние;
- фановые трубы и часть вентиляционных каналов не выведены за пределы кровли, нарушен п. 4.6.3.1. ПиН, согласно которому Холодный чердак. Разница температуры наружного воздуха и воздуха чердачного помещения должна составлять 2-4°С. Для этого требуется: вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака;
- неисправность несущей конструкций кровли (имеются загнивания и разрушения стропильных ног, а также наличие обгоревших стропильных ног), нарушены п. 4.6.1.2., 4.6.1.3. ПиН, согласно которому организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; В процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций необходимо подтягивать болты, хомуты и другие металлические крепления в узловых соединениях и при необходимости заменять поврежденные и загнивающие отдельные элементы. При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей;
- оголовок одного из вентиляционных каналов расположен ниже уровня конька кровли, нарушен п. 4.6.1.27 ПиН, согласно которому следует обеспечить достаточную высоту вентиляционных устройств. Для плоских кровель высота вентшахт должна быть 0,7 м выше крыши, парапета или др. выступающих элементов здания, высота канализационной вытяжной трубы должна быть выше края вентшахты на 0,15 м.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 02.01.2012 N 1-2155 (л.д. 40-41).
27.09.2011 при участии представителя ОАО "УЖХ" административным органом составлен протокол об административном N 12-2155-3101-1.10 по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ (л.д. 44-45).
Постановлением от 17.04.2012 N 12-2155-3101 ОАО "УЖХ" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП в виде административного штрафа в размере 44 100 рублей.
Не согласившись с постановлением от 17.04.2012 N 12-2155-3101, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения, соблюдении административным органом установленного порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
На основании статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Так, пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьями 162 данного Кодекса договора управления многоквартирным домом.
Как указано в пункте 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, ул. Аксакова, дом N 48 от 11.02.2009, управляющей организацией выбрано ОАО "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 49-50).
Как указано в п. 2.1 договора управления многоквартирным домом N 3 от 01.12.2009, заключенного между управляющей организацией ОАО "УЖХ" и собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту (в том числе по капитальному) имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в принадлежащее собственнику жилое помещение в данном доме и оказывать прочие услуги. Осуществлять иную, направленную на достижение целей управления деятельность (л.д. 51).
В соответствии с п. 3.1.4 вышеуказанного договора управляющая компания обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, правильно оценив данные обстоятельства, обоснованно исходил из того, что ОАО "УЖХ" является ответственным за содержание и ремонт жилого дома N 48 по адресу г. Уфа, ул. Аксакова, а также за соответствие его технического состояния требованиям законодательства.
Эти обстоятельства позволили суду прийти к правильному выводу о том, что именно заявитель является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что в силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 определено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие контрольные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 определяют требования и порядок технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда. Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Правила являются обязательными для исполнения управляющими организациями, в связи с чем, ссылку заявителя на письмо Минрегионразвития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 суд считает несостоятельной, поскольку противоречит ч. 1 ст. 13 АПК РФ, подобные письма не входят в круг нормативно-правовых актов и носят рекомендательный характер.
Из материалов дела следует, что результаты проведенной в отношении общества проверки выявлены вышеприведенные в акте проверки нарушения правил по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Фактические обстоятельства дела и наличие нарушений, указанных в акте проверки обществом не опровергнуты.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отсутствие доказательств о невозможности у заявителя предпринять все необходимые меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, а также наличие материалов дела, свидетельствующих о том, что ОАО "УЖХ" не были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция приходит к выводу о доказанности вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что обществом в необходимых объемах принимались меры по содержанию дома в соответствии с правилами содержания жилого фонда, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории данного дома является необоснованным и подлежит отклонению.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2012 по делу N А07-8299/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Ю.КОСТИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)