Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.05.2006, 19.05.2006 ПО ДЕЛУ N А40-12345/06-143-80

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


15 мая 2006 г. Дело N А40-12345/06-143-80

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2006 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи В., при ведении протокола судебного заседания судьей В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску/заявлению ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Марьино" к Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве о признании недействительным решения от 29.11.05 N 24817 и обязании возместить 4340685 НДС путем возврата на расчетный счет заявителя, при участии: истца (заявителя) - Г.Н., доверенность от 01.08.05; П., доверенность от 08.12.05; ответчика - Г.А., доверенность N 7 от 29.07.05
УСТАНОВИЛ:

ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Марьино" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве от 29.11.2005 N 24817 и обязании ответчика возместить НДС в сумме 4340685 руб. на расчетный счет заявителя.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования.
Заявитель указывает на то, что 29 августа 2005 г. ГУП ДЕЗ района "Марьино" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 г. В декларации заявлены налоговые вычеты в сумме 7694240 руб., итоговая сумма исчисленная к уменьшению составляет 4340685 руб.
07.12.2005 исх. 4671 заявитель, по истечении 3-месячного срока с даты подачи уточненных налоговых деклараций, в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ подал в налоговый орган заявление о возврате 4340685 руб. на расчетный счет.
29 ноября 2005 г. ИФНС N 23 по г. Москве вынесла решение N 248117 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, в котором отказала в неправомерно заявленном возмещении из бюджета по уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2004 г. сумму 4340685 руб., с предложением заявителю внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
С решением налогового органа заявитель не согласен, требования основывает на том, что действующее гражданское законодательство не позволяет квалифицировать деятельность дирекции иначе как деятельность исполнителя по договору возмездного оказания услуг; права и обязанности сторон по договору определены: Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ. Виды оказываемых услуг и порядок оказания услуг определены: Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Стоимость оказываемых услуг определена: на 2004 г. - постановлением правительства Москвы от 16.12.03 N 1035-ПП, а также ФЗ и законодательными актами г. Москвы в части выпадающих доходов от предоставления льгот, на 2005 г. - постановлением правительства г. Москвы от 07.12.04 N 863-ПП, а также ФЗ и законодательными актами г. Москвы в части выпадающих доходов от предоставления льгот.
Инспекция ФНС России N 23 по г. Москве считает требования заявителя не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв, и дополнение к отзыву.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает требование заявителя не правомерными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 23.11.95 N 619-РМ "О совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством города" дирекция единого заказчика (ДЕЗ) районов осуществляет функции заказчика на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и нежилых помещений, ими приняты на баланс жилые дома, заключены договоры со специализированными организациями, обеспечивающими функционирование систем жизнеобеспечения зданий и прилегающих территорий.
Все имущество ДЕЗа находится в государственной собственности г. Москвы, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям) (п. 3.1 устава).
Доходы от использования государственного имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, учитываются в доходах бюджета г. Москвы в полном объеме и могут являться средствами бюджетного финансирования.
Деятельность департамента в лице ДЕЗов в области жилищно-коммунального хозяйства и коммунального обслуживания населения финансируется из бюджета.
На основании представленных первичных документов ГУП ДЕЗ "Марьино" всего лишь организует и контролирует выполнение работ и оказание услуг населению и юридическим лицам, заключая договоры с различными организациями для выполнения работ (услуг) и получая от населения и юридических лиц средства для оплаты работ и услуг для перечисления этим организациям, а не выполняет сама эти работы.
Данный вывод согласуется и с уставом организации. Поэтому полученные суммы от населения и юридических лиц за техническое обслуживание дома и прочие услуги не являются доходом ДЕЗа и в соответствии с гл. 39 ГК РФ, при этом ГУП ДЕЗ "Марьино" является заказчиком услуги, а организации - ее исполнителями.
Следовательно, работы и услуги, стоимость которых включена в налоговую базу по НДС в уточненной налоговой декларации ГУП ДЕЗ "Марьино" не выполнялись и не оказывались, в связи с чем не имелось оснований для включения стоимости этих работ и услуг в налоговую базу по НДС и исчисления с них налога, сумм НДС, предъявленного и уплаченного по этим работам и услугам, в составе налогового вычета в соответствии со ст. 171 НК РФ.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по представлению в пользование в жилом фонде всех форм собственности не облагаются НДС.
Глава 21 НК РФ не содержит определения услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, так и уплаты за услугу по представлению в пользование жилого помещения. Вместе с тем, в силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они пользуются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального займа или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт проводится за счет собственника жилого фонда); плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества жилого помещения, что корреспондирует со ст. 15 ФЗ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего в 2004 г.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан обеспечить необходимую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, которые находятся в жилом помещении, внесение платы за содержание общего имущества жилого помещения.
Таким образом, наниматель и собственник жилого помещения в качестве платы за жилье вносят плату за содержание жилья и ремонт жилья, а наниматель жилого помещения, кроме того, и плату за наем жилого помещения, при этом плата за жилье - как плата за содержание и ремонт жилья, так и плата за наем не облагается НДС.
Таким образом, норма, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и ст. 27 ФЗ от 05.08.00 118-ФЗ, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, при этом применительно к ЖСК в силу прямого указания в законе, а применительно к другим организациям - в силу того, что плата за предоставление в пользование жилья включает в себя плату за техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, санитарное содержание и управление эксплуатацией домохозяйства.




В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ сумма НДС, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ, уменьшается на сумму налога, предъявленную и уплаченную при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для ведения операций, признаваемых объектами НДС (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 РФ), и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 170 НК РФ сумма НДС, предъявленная и уплаченная при приобретении товаров (работ, услуг), учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), в случаях приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) не облагаемых НДС. В случае, если организация уплатила налог при приобретении товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом, уплаченная сумма товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом, уплаченная сумма налога принимается к налоговому вычету либо учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются (не облагаются) налогом.
Налоговым органом установлено, что ГУП ДЕЗ "Марьино" осуществляет реализацию работ, услуг по государственным регулируемым ценам.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии со ст. 6 БК РФ дотации - это бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и возмездной основе.
Следовательно, получателями дотаций не могут являться юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджета различных уровней лишь субвенции на осуществление определенных целевых расходов или субсидий на условиях долевого финансирование целевых расходов.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств.
В этом случае, вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщиками из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работ, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
При выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов, данные суммы (субвенций, субсидий) включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
На основании Приказа МНС РФ от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 раздел 5 декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении организацией соответствующих операций. В нарушение Приказа в представленных декларациях отсутствует раздел 5 "Операции, не подлежащие налогообложению".
Налоговый орган установил: в представленной организацией учетной политике отсутствует методика раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций, что свидетельствует о том, что организацией данная методика не разрабатывалась, а значит, в нарушение налогового законодательства раздельный учет не ведется.
Таким образом, решение ИФНС России N 23 по г. Москве N 24817 от 29.11.05 обоснованно, соответствует нормам действующего законодательства РФ, а требование организации удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

в иске ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Марьино" о признании недействительным решения ИФНС России N 23 от 29.11.05 N 24817 об обязании возместить 4340685 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)