Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 4 мая 2012 года, которым частично удовлетворено заявление Яресько П.С. об оспаривании в части приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 июля 2011 года N 2 "Об определении расхода электроэнергии, используемой на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ярославля, исходя из критериев доступности платы за электроэнергию для населения" в редакции приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 марта 2012 года N 1-ви.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Филиппова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 июля 2011 года N 2 "Об определении расхода электроэнергии, используемой на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ярославля, исходя из критериев доступности платы за электроэнергию для населения" утверждено Приложение "Критерии доступности платы за электроэнергию для населения г. Ярославля по расходу электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома" (далее - Приложение). Данный нормативный акт официально опубликован в газете "Документ-регион" от 19 июля 2011 года N 57.
Приказом того же органа от 1 марта 2012 года N 1-ви, официально опубликованным в газете "Документ-регион" от 6 марта 2012 года N 17, в Приложение внесены изменения.
Данным Приложением (в редакции приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 марта 2012 года N 1-ви) определено, что критерии доступности платы за электроэнергию для населения г. Ярославля по расходу электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, устанавливаются в размере:
- - 0,31 кВт/ч на 1 кв. м общей площади жилого помещения в домах, не оборудованных лифтом, в месяц;
- - 0,58 кВт/ч на 1 кв. м общей площади жилого помещения в домах, оборудованных лифтом, в месяц.
Яресько П.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными названных положений нормативного правового акта, ссылаясь на их противоречие статье 158 Жилищного кодекса РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
По мнению заявителя, оспариваемые положения нарушают его права, как потребителя электрической энергии, поскольку устанавливают нормирование потребления электроэнергии в кВт/ч на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения, а не на 1 потребителя, что приводит к увеличению размера оплаты электроэнергии на общедомовые нужды.
Кроме того Яресько П.С. просил взыскать с заинтересованных лиц компенсацию за потерю рабочего времени из-за участия в судебных заседаниях в размере <...> руб. <...> коп., а также судебные расходы, понесенные им в связи с покупкой бумаги формата А4 и регистратора для удобного скрепления документов в сумме <...> руб.
Решением Ярославского областного суда от 4 мая 2012 года требования частично удовлетворены.
Приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 июля 2011 года N 2 "Об определении расхода электроэнергии, используемой на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ярославля, исходя из критериев доступности платы за электроэнергию для населения" (в редакции приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 марта 2012 года N 1-ви) в оспариваемой части признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда в части удовлетворения требований Яресько П.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что такие нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии соответствующих приборов учета утверждены постановлением правительства Ярославской области от 29 ноября 2010 года N 870-п "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления администрации области от 4 декабря 2006 года N 289-А", согласно пунктам 2.1 и 2.2 которого расход (норматив) потребления электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления, составляет 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, и на работу лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.
Установление помимо нормативов потребления коммунальных услуг каких-либо иных расчетных величин, в том числе нормирования платы за электроэнергию на общедомовые нужды, исходя из критериев доступности, на федеральном уровне не предусмотрено.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области полномочий на принятие оспариваемого акта по существу является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что установление критериев доступности коммунальных услуг для населения является функцией Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, содержащейся в разделе III Положения о названном органе исполнительной власти Ярославской области, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 25 августа 2004 года N 141, не имеет правового значения, поскольку возможность закрепления такого полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в региональном нормативном акте федеральным законодательством не предусмотрена.
Указание в жалобе на неправильность суждения суда о том, что оспариваемый акт регулирует отношения в сфере электроэнергетики, а не в сфере оказания коммунальных услуг, является обоснованным, однако не влечет отмену оспариваемого решения, поскольку по существу на правильность выводов суда не влияет.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Ярославского областного суда от 4 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.07.2012 N 8-АПГ12-3
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. N 8-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 4 мая 2012 года, которым частично удовлетворено заявление Яресько П.С. об оспаривании в части приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 июля 2011 года N 2 "Об определении расхода электроэнергии, используемой на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ярославля, исходя из критериев доступности платы за электроэнергию для населения" в редакции приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 марта 2012 года N 1-ви.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Филиппова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 июля 2011 года N 2 "Об определении расхода электроэнергии, используемой на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ярославля, исходя из критериев доступности платы за электроэнергию для населения" утверждено Приложение "Критерии доступности платы за электроэнергию для населения г. Ярославля по расходу электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома" (далее - Приложение). Данный нормативный акт официально опубликован в газете "Документ-регион" от 19 июля 2011 года N 57.
Приказом того же органа от 1 марта 2012 года N 1-ви, официально опубликованным в газете "Документ-регион" от 6 марта 2012 года N 17, в Приложение внесены изменения.
Данным Приложением (в редакции приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 марта 2012 года N 1-ви) определено, что критерии доступности платы за электроэнергию для населения г. Ярославля по расходу электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, устанавливаются в размере:
- - 0,31 кВт/ч на 1 кв. м общей площади жилого помещения в домах, не оборудованных лифтом, в месяц;
- - 0,58 кВт/ч на 1 кв. м общей площади жилого помещения в домах, оборудованных лифтом, в месяц.
Яресько П.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными названных положений нормативного правового акта, ссылаясь на их противоречие статье 158 Жилищного кодекса РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
По мнению заявителя, оспариваемые положения нарушают его права, как потребителя электрической энергии, поскольку устанавливают нормирование потребления электроэнергии в кВт/ч на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения, а не на 1 потребителя, что приводит к увеличению размера оплаты электроэнергии на общедомовые нужды.
Кроме того Яресько П.С. просил взыскать с заинтересованных лиц компенсацию за потерю рабочего времени из-за участия в судебных заседаниях в размере <...> руб. <...> коп., а также судебные расходы, понесенные им в связи с покупкой бумаги формата А4 и регистратора для удобного скрепления документов в сумме <...> руб.
Решением Ярославского областного суда от 4 мая 2012 года требования частично удовлетворены.
Приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 июля 2011 года N 2 "Об определении расхода электроэнергии, используемой на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ярославля, исходя из критериев доступности платы за электроэнергию для населения" (в редакции приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 марта 2012 года N 1-ви) в оспариваемой части признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда в части удовлетворения требований Яресько П.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что такие нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии соответствующих приборов учета утверждены постановлением правительства Ярославской области от 29 ноября 2010 года N 870-п "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления администрации области от 4 декабря 2006 года N 289-А", согласно пунктам 2.1 и 2.2 которого расход (норматив) потребления электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления, составляет 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, и на работу лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.
Установление помимо нормативов потребления коммунальных услуг каких-либо иных расчетных величин, в том числе нормирования платы за электроэнергию на общедомовые нужды, исходя из критериев доступности, на федеральном уровне не предусмотрено.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области полномочий на принятие оспариваемого акта по существу является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что установление критериев доступности коммунальных услуг для населения является функцией Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, содержащейся в разделе III Положения о названном органе исполнительной власти Ярославской области, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 25 августа 2004 года N 141, не имеет правового значения, поскольку возможность закрепления такого полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в региональном нормативном акте федеральным законодательством не предусмотрена.
Указание в жалобе на неправильность суждения суда о том, что оспариваемый акт регулирует отношения в сфере электроэнергетики, а не в сфере оказания коммунальных услуг, является обоснованным, однако не влечет отмену оспариваемого решения, поскольку по существу на правильность выводов суда не влияет.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ярославского областного суда от 4 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)