Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2011 года апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2011 года по делу N А72-6342/2011, судья Рогожин С.П., Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, г. Ульяновск, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо: жилищно-строительный кооператив "Экспресс", г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 30 июня 2011 года по делу N 7447/04-2011,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 30 июня 2011 года по делу N 7447/04-2011.
Определением суда от 26 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен жилищно-строительный кооператив "Экспресс".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2011 года заявленные требования УМУП "Городской теплосервис" оставлены без удовлетворения на том основании, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе УМУП "Городской теплосервис" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования УМУП "Городской теплосервис" удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на недоказанность факта нарушения антимонопольного законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, УМУП "Городской теплосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485).
В УФАС по Ульяновской области 01 апреля 2011 года поступило обращение прокуратуры Ульяновской области о проверке законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение. На основании данного обращения приказом от 03 мая 2011 года УФАС по Ульяновской области возбуждено дело по признакам нарушения УМУП "Городской теплосервис" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в ЖСК "Экспресс", путем предъявления к оплате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ЖСК "Экспресс" за 2009 - 2011 годы.
Антимонопольный орган 20 июня 2011 года принял решение (изготовленное в полном объеме 30 июня 2011 года) по делу N 7447/04-2011, которым действия УМУП "Городской теплосервис", выразившиеся в выставлении ЖСК "Экспресс" платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения с период с января по апрель 2011 года (в течение отопительного сезона), признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ и передаче материалов дела должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 135-Ф3 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14 декабря 2005 года N 681-э Федеральной службы по тарифам включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 73.1.7.
Как видно из материалов дела, между УМУП "Городской теплосервис" и ЖСК "Экспресс" в 2011 году заключен договор теплоснабжения от 01 мая 2005 года N 190.
УМУП "Городской теплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данному ЖСК тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения (открытая система). В жилом многоквартирном доме ЖСК "Экспресс" (г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 29) имеется 4-х трубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения и с 01 января 2011 года установлен прибор учета.
В материалы дела представлены копии счетов-фактур N 190 от 31 января 2011 года, N 190 от 28 февраля 2011 года, N 190 от 31 марта 2011 года, N 190 от 29 апреля 2011 года, а также ведомости с приборов учета, акты потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежные требования. Из указанных документов следует, что УМУП "Городской теплосервис" выставляло к оплате ЖСК "Экспресс" стоимость тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путем выставления дополнительной расчетной величины по показаниям приборов учета системы ГВС (Гкал) к показаниям приборов учета системы отопления.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными данным постановлением.
В условиях отсутствия данного документа необходимо руководствоваться пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП "Городской теплосервис" должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за куб. м.
На основании Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "город Ульяновск".
С учетом требований, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. При этом тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
В связи с тем, что указанные затраты не были учтены городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис", предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления комитета, которым были утверждены тарифы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2009 года постановление городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25 ноября 2008 года N 237/03-01 было признано не противоречащим законодательству.
Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для заявителя на 2010 год - без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал действия предприятия нарушающими статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. При этом учтено, что действия предприятия совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения и отопления граждан.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, на данную ситуацию не распространяется, то есть не имеется оснований включать иные затраты или потери.
УМУП "Городской теплосервис" допустило нарушение вышеуказанных норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47, вступили в силу 05 апреля 2011 года. Во исполнение данного приказа министерство экономики Ульяновской области приказом от 30 марта 2011 года N 06-39 "О внесении изменений в отдельные приказы министерства экономики Ульяновской области" внесло изменения в приказ от 26 ноября 2010 года N 06-454, согласно которым тариф на горячую воду за куб. м подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю. Данное обстоятельство с момента вступления в законную силу указанных актов исключает незаконность действий заявителя.
Вместе с тем действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30 марта 2011 года N 06-39, не имеющих обратной силы и противоречат законодательству, действовавшему на дату их совершения.
При таких обстоятельствах УФАС по Ульяновской области доказало факт нарушения заявителем ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ путем выставления третьему лицу платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения в период за 2009 - 2011 годы.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству, и не усмотрел оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным решения от 30 июня 2011 года по делу N 7447/04-2011.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия в действиях нарушений законодательства о защите конкуренции (наличия или угрозы наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц) несостоятельны, поскольку материалами дела подтверждается ущемление интересов других лиц (в том числе граждан - потребителей коммунальных услуг) в результате неправомерного взимания заявителем в составе платы за коммунальный ресурс (горячую воду) расходов по тепловым потерям в трубопроводах систем горячего водоснабжения.
Сделанные заявителем ссылки на то, что счета-фактуры не являются доказательством возникновения у абонентов обязанности оплачивать дополнительную величину за отопление, не принимаются, поскольку счет-фактура является документом, подтверждающим оказание заявителем услуги по указанной в ней цене, которая должна быть оплачена потребителем коммунального ресурса. Кроме того, статья 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может явиться ущемление интересов других лиц, то есть нарушением является не только действие, повлекшее указанные последствия, но и действие, влекущее возможность их наступления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 октября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 НК РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы. При принятии апелляционной жалобы к производству УМУП "Городской теплосервис" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения жалобы. Поскольку к указанному сроку УМУП "Городской теплосервис" государственную пошлину в размере 1000 руб. не уплатило, она подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета на основании данного постановления.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2011 года по делу N А72-6342/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2011 ПО ДЕЛУ N А72-6342/2011
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. по делу N А72-6342/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2011 года апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2011 года по делу N А72-6342/2011, судья Рогожин С.П., Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, г. Ульяновск, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо: жилищно-строительный кооператив "Экспресс", г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 30 июня 2011 года по делу N 7447/04-2011,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 30 июня 2011 года по делу N 7447/04-2011.
Определением суда от 26 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен жилищно-строительный кооператив "Экспресс".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2011 года заявленные требования УМУП "Городской теплосервис" оставлены без удовлетворения на том основании, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе УМУП "Городской теплосервис" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования УМУП "Городской теплосервис" удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на недоказанность факта нарушения антимонопольного законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, УМУП "Городской теплосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485).
В УФАС по Ульяновской области 01 апреля 2011 года поступило обращение прокуратуры Ульяновской области о проверке законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение. На основании данного обращения приказом от 03 мая 2011 года УФАС по Ульяновской области возбуждено дело по признакам нарушения УМУП "Городской теплосервис" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в ЖСК "Экспресс", путем предъявления к оплате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ЖСК "Экспресс" за 2009 - 2011 годы.
Антимонопольный орган 20 июня 2011 года принял решение (изготовленное в полном объеме 30 июня 2011 года) по делу N 7447/04-2011, которым действия УМУП "Городской теплосервис", выразившиеся в выставлении ЖСК "Экспресс" платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения с период с января по апрель 2011 года (в течение отопительного сезона), признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ и передаче материалов дела должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 135-Ф3 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14 декабря 2005 года N 681-э Федеральной службы по тарифам включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 73.1.7.
Как видно из материалов дела, между УМУП "Городской теплосервис" и ЖСК "Экспресс" в 2011 году заключен договор теплоснабжения от 01 мая 2005 года N 190.
УМУП "Городской теплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данному ЖСК тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения (открытая система). В жилом многоквартирном доме ЖСК "Экспресс" (г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 29) имеется 4-х трубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения и с 01 января 2011 года установлен прибор учета.
В материалы дела представлены копии счетов-фактур N 190 от 31 января 2011 года, N 190 от 28 февраля 2011 года, N 190 от 31 марта 2011 года, N 190 от 29 апреля 2011 года, а также ведомости с приборов учета, акты потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежные требования. Из указанных документов следует, что УМУП "Городской теплосервис" выставляло к оплате ЖСК "Экспресс" стоимость тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путем выставления дополнительной расчетной величины по показаниям приборов учета системы ГВС (Гкал) к показаниям приборов учета системы отопления.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными данным постановлением.
В условиях отсутствия данного документа необходимо руководствоваться пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП "Городской теплосервис" должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за куб. м.
На основании Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "город Ульяновск".
С учетом требований, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. При этом тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
В связи с тем, что указанные затраты не были учтены городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис", предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления комитета, которым были утверждены тарифы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2009 года постановление городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25 ноября 2008 года N 237/03-01 было признано не противоречащим законодательству.
Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для заявителя на 2010 год - без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал действия предприятия нарушающими статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. При этом учтено, что действия предприятия совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения и отопления граждан.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, на данную ситуацию не распространяется, то есть не имеется оснований включать иные затраты или потери.
УМУП "Городской теплосервис" допустило нарушение вышеуказанных норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47, вступили в силу 05 апреля 2011 года. Во исполнение данного приказа министерство экономики Ульяновской области приказом от 30 марта 2011 года N 06-39 "О внесении изменений в отдельные приказы министерства экономики Ульяновской области" внесло изменения в приказ от 26 ноября 2010 года N 06-454, согласно которым тариф на горячую воду за куб. м подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю. Данное обстоятельство с момента вступления в законную силу указанных актов исключает незаконность действий заявителя.
Вместе с тем действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30 марта 2011 года N 06-39, не имеющих обратной силы и противоречат законодательству, действовавшему на дату их совершения.
При таких обстоятельствах УФАС по Ульяновской области доказало факт нарушения заявителем ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ путем выставления третьему лицу платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения в период за 2009 - 2011 годы.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству, и не усмотрел оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным решения от 30 июня 2011 года по делу N 7447/04-2011.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия в действиях нарушений законодательства о защите конкуренции (наличия или угрозы наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц) несостоятельны, поскольку материалами дела подтверждается ущемление интересов других лиц (в том числе граждан - потребителей коммунальных услуг) в результате неправомерного взимания заявителем в составе платы за коммунальный ресурс (горячую воду) расходов по тепловым потерям в трубопроводах систем горячего водоснабжения.
Сделанные заявителем ссылки на то, что счета-фактуры не являются доказательством возникновения у абонентов обязанности оплачивать дополнительную величину за отопление, не принимаются, поскольку счет-фактура является документом, подтверждающим оказание заявителем услуги по указанной в ней цене, которая должна быть оплачена потребителем коммунального ресурса. Кроме того, статья 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может явиться ущемление интересов других лиц, то есть нарушением является не только действие, повлекшее указанные последствия, но и действие, влекущее возможность их наступления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 октября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 НК РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы. При принятии апелляционной жалобы к производству УМУП "Городской теплосервис" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения жалобы. Поскольку к указанному сроку УМУП "Городской теплосервис" государственную пошлину в размере 1000 руб. не уплатило, она подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета на основании данного постановления.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2011 года по делу N А72-6342/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)