Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.10.2008 N 48-Г08-8

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2008 г. N 48-Г08-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Еременко Т.И.
судей Меркулова В.П., Макарова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Ашинского муниципального района о признании частично недействительным Закона Челябинской области от 19 декабря 2006 года N 84-30 "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением" по кассационной жалобе администрации Ашинского городского поселения Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 31 июля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей Ашинского городского поселения Челябинской области Р.А.Ю. и А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Ашинского муниципального района Челябинской области Р.А.Н. и Ш., заключение помощника Генерального Прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

администрация Ашинского муниципального района обратилась в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействительными пунктов 348, 854 и 868 - 873, 875 приложения к Закону Челябинской области N 84-30 от 19 декабря 2006 года "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением".
В обоснование заявленного требования о недействительности пункта 348 приложения к оспариваемому Закону в части передачи здания химчистки, <...> в собственность Ашинского городского поселения, заявитель сослался на противоречие оспариваемого пункта ст. 131 ГК РФ, п. п. 3 п. 1 ст. 15, ст. ст. 50, 51, ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
- Решение Собрания депутатов Ашинского муниципального района по вопросу передачи указанного объекта недвижимости в редакции Закона области от 25 октября 2007 г. N 270-30 площадью 945,1 кв. м в собственность городского поселения не принималось. Решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 15 июня 2006 г. N 62 передавалось здание химчистки площадью 653,4 кв. м, а нежилое помещение площадью 212 кв. метров, предназначенное для размещения архива Ашинского муниципального района, входящее в состав здания химчистки, в собственность Ашинского городского поселения не передавалось. По мнению представителя заявителя, помещение предназначенное для размещения архивных фондов, должно находится в собственности у Ашинского муниципального района, так как в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ формирование и содержание муниципального архива отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов, и не могло войти в перечень имущества, передаваемого от Ашинского муниципального района Ашинскому городскому поселению;
- В части признания недействительным пункта 854 приложения к Закону области N 84-30 о передаче помещения магазина с подвальным помещением <...> в собственность Ашинского городского поселения заявитель сослался на его противоречие ст. ст. 125, 209 ГК РФ, ст. 50 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пункту 11.1 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В перечень имущества передаваемого из собственности муниципального района в собственность городского поселения было включено нежилое помещение - магазин N 38 общей площадью 1261,1 кв. м с входящим в его состав подвальным помещением, являющимся противорадиационным укрытием и относящимся к объекту федеральной собственности, не подлежащим передаче.
В части признания недействительными пунктов 868 - 873, 875 приложения к Закону Челябинской области N 84-30 о передаче в собственность городского поселения имущества (технические подвалы в жилых ломах) не находящегося в собственности муниципального района, а принадлежащего собственникам помещений в многоквартирных домах, заявитель сослался на противоречие этих пунктов статье 246 ГК РФ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ, пункту 11.1 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, что нарушает законные права и интересы жильцов. Кроме того, по утверждению заявителя, часть подвальных помещений находящихся в жилых многоквартирных домах являются противорадиационными укрытиями и относятся к объектам федеральной собственности.
Решением Челябинского областного суда от 31 июля 2008 года постановлено: признать пункты 348, 854 приложения к Закону Челябинской области от 19 декабря 2006 года N 84-30 "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением" в редакции Законов Челябинской области от 25 октября 2007 года N 207-30; от 29 мая 2008 года N 273-30 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу в части передачи в собственность Ашинского городского поселения здания "химчистки", <...> и нежилого помещения в жилом доме - магазина, <...>.
В удовлетворении заявления Администрации Ашинского муниципального района в части признания недействующими пунктов 868 - 873, 875 приложения к Закону Челябинской области от 19 декабря 2006 года N 84-ЗО "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением" отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими пунктов 348, 854 приложения к Закону Челябинской области от 19 декабря 2006 года N 84-30 "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением" ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии частью 11.1 статьи 154 названного Закона разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
До 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.
В соответствии с пунктом 348 приложения к Закону области N 84-30 от 19 декабря 2006 года "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением", в который были внесены изменения Законами области от 25 октября 2007 года N 207-30, от 29 мая 2008 года N 273-30, в собственность Ашинского городского поселения передано здание химчистки, <...> площадью 653,4 кв. метра. 25 октября 2007 года в оспариваемый пункт приложения к Закону области были внесены изменения, касающиеся площади здания, цифры "653,4" заменены цифрами "945,1".
Пунктом 854 приложения к вышеназванному закону в собственность Ашинского городского поселения передано помещение магазина с подвальным помещением <...>.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 15 июня 2006 года N 62 передавалось здание химчистки площадью 653,4 кв. метра, в то время как площадь здания химчистки согласно техническому паспорту составляла 865,4 кв. метра. Площадь 653,4 кв. метра нашла отражение и в Приложении передаваемого имущества к Закону Челябинской области. Изменения внесены в Закон после проведения реконструкции здания и увеличения площади до 945,1 кв. метра. Часть нежилого помещения в здании химчистки площадью 212 кв. метра была предусмотрена под размещение архива Ашинского муниципального района, которое в силу п. п. 10 п. 3 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к ведению муниципальных районов. Указанная часть здания, планируемая для хранения архивов, имеет отдельный вход, не сообщается с другой частью здания и может эксплуатироваться отдельно. Согласно представленному в суд акту приема-передачи от 1 сентября 2008 года следует, что указанная часть помещения площадью 216,2 кв. метра передана городским поселением МУ "Управление культуры спорта и молодежи".
Удовлетворяя заявление администрации Ашинского муниципального района в части признания недействующим пункта 348 приложения, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что разграничение имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением по объекту здания "химчистки" проведено с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством, так как при внесении изменений по площади здания "химчистки" согласование с органом муниципального района не проводилось, в одностороннем порядке изменился согласованный перечень имущества - объект здания "химчистки", в собственность городского поселения была передана часть здания, предназначенная для муниципального района. Следовательно, был нарушен принцип согласованности интересов муниципальных образований, что противоречит пункту 11.1 статьи 154 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что изменение технических характеристик здания "химчистки" произошли после инвентаризации данного объекта, нельзя признать состоятельными.
Реконструкция помещения для размещения архива муниципального района фактически была произведена, но разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта не было получено в связи с принятием оспариваемого закона.
Таким образом, нарушение правил согласования изменений по площади здания "химчистки" привело к тому, что в раздел имущества по зданию "химчистки" включена площадь нежилого помещения 212 кв. метра, которое предназначалось для хранения архива.
Также судом установлено, что в перечень имущества передаваемого из собственности МО "Ашинский муниципальный район" в собственность МО "Ашинское городское поселение" в соответствии с пунктом N 854 было включено нежилое помещение в жилом доме - магазин N 38 общей площадью 1261,1 кв. м с входящим в его состав подвальным помещением.
Согласно выписки из реестра Федерального имущества от 10.10.2006 г. N 11128, а также письма и.о. заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, указанное подвальное помещение - противорадиационное укрытие, является объектом федеральной собственности и не подлежит передаче в муниципальную собственность.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты гражданской обороны при разграничении государственной собственности по постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не были отнесены к государственной собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности и являются федеральной собственностью.
Кроме того, представленный в материалах дела протокол от 28 июля 2008 года рабочего совещания по вопросу передачи в федеральную собственность помещения склада как объекта ПРУ, <...> также подтверждает принадлежность его к объекту гражданской обороны.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что данное имущество не могло быть передано в собственность Ашинского городского поселения от МО Ашинский муниципальный район, которому оно не принадлежит, что противоречит пункту 11.1. ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Довод кассационной жалобы о том, что муниципальное образование Ашинский муниципальный район не является собственником указанного имущества, а по этой причине не является надлежащим субъектом для обращения в суд с заявлением о признании Закона N 84-30 противоречащим федеральному законодательству и недействующим, является ошибочным.
Муниципальное образование Ашинский муниципальный район - участник правоотношений, на установление которых направлен оспариваемый Закон, в связи с этим его права затрагиваются применением Закона области.
Спорный объект недвижимости состоит из помещения магазина и подвального помещения, которые подлежат инвентаризации. Разделу и последующей передаче: помещение магазина - в собственность МО Ашинское городское поселение, а ПРУ - в собственность Российской Федерации. Данные мероприятия не были выполнены вследствие принятия оспариваемого закона.
Доводы администрации Ашинского городского поселения о том, что согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям поселений относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а ст. 50 определяет, что у них может находиться имущество, предназначенное для выполнения данных полномочий и в связи с этим данное помещение должно остаться в собственности Ашинского городского поселения также не состоятельны. Полномочиями в области гражданской обороны наделены муниципалитеты, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация, поэтому имущество предназначенное для реализации данных полномочий может находиться собственности муниципальной, Субъекта Федерации и федеральной собственности. Данной помещение, как видно из материалов дела, изначально находилось в федеральной собственности и принадлежит Российской Федерации. Порядок передачи имущества установленный ФЗ N 122 от 22 августа 2004 г., на который ссылается Ашинское городское поселение, в данном случае не подлежит применению, т.к. речь идет о нарушенном праве с момента принятия закона N 84-30 и передачи помещения в собственность Ашинского городского поселения.
Таким образом, передача указанного объекта городскому поселению нарушает интересы МО "Ашинский муниципальный район" и Российской Федерации и противоречит требованиям статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключающей передачу в собственность муниципальных образований объектов гражданской обороны.
Довод о том, что данный спор является спором о праве, а не спором вытекающим из публичных отношений, является ошибочным.
Закон Челябинской области от 19.12.2006 г. N 84-30 "О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением" обязателен для исполнения вышеназванными муниципальными образованиями.
В силу п. 11.1. ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ установлен особый порядок передачи имущества от муниципальных образовании к вновь образованным поселениям, входящим в их состав, на основании законов, оспаривание которых возможно по правилам главы 24 ГПК РФ Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Челябинского областного суда от 31 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Ашинского городского поселения Челябинской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)