Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 19.05.2009 ПО ДЕЛУ N А51-5336/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. по делу N А51-5336/2009



Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании 18 мая 2009 года дело
по заявлению: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:

ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" Филиал "Дальэнергосбыт" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган, ответчик) от 08.04.2009 N 524 по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании Общество заявленные требования поддержало в полном объеме, считает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.8 КоАП РФ, в связи с тем, что ОАО "ДЭК" не может быть привлечено к ответственности за нарушение Правил предоставления коммунальных услуг, так как является не исполнителем коммунальных услуг, а ресурсоснабжающей организацией; условия договора энергоснабжения с жителями п. Моряк-Рыболов соответствуют условиям, предусмотренным примерным договором энергоснабжения граждан-потребителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Кроме того, Общество указывает на допущенные административным органом процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, а именно протокол составлен и дело рассмотрено в отсутствие законного представителя Общества.
Административный орган требования заявителя отклонил, считает вынесенное в отношении Общества постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным, поскольку материалами административного дела доказан факт совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.8 КоАП РФ, а также доказана вина Общества в его совершении. При этом указывает, что поскольку Общество выставляет квитанции на оказанные услуги от своего имени, то соответственно является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям - в не зависимости от того, что является ресурсоснабжающей организацией.
При исследовании материалов дела суд установил следующее.
19 марта 2009 года проведены внеплановые мероприятия по контролю, за соблюдением законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей ОАО "ДЭК", в связи с обращением жителей п. Моряк-Рыболов, являющихся потребителями коммунальных услуг по энергоснабжению.
Проверкой установлено, что в представленном жителями п. Моряк-Рыболов договоре энергоснабжения граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, а так же в типовом договоре энергоснабжения граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, утвержденном приказом ОАО "ДЭК" от 25.03.2008 N 163А в нарушение п. 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, отсутствует следующая информация об исполнителе:
- - место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа) исполнителя, сведения о государственной регистрации, режим работы;
- - адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;
- - предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг установленных законодательством Российской Федерации;
- - информация о "Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам", утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307;
- - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
По данному факту в отношении Общества был составлен протокол N 524 от 24.03.2009 об административном правонарушении и 08.04.2009 вынесено постановление N 524 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.8 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные документы, выслушав пояснения сторон, суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (статья 9 Закона).
В силу статьи 11 Закона, режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, устанавливается ими самостоятельно, доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 49 Правил предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе, которая указывается в договоре, а также размещается на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов.
Информация должна содержать наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режиме работы, фамилию, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы.
Кроме того, исполнителем предоставляется информация о наименовании, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Субъектом данного правонарушения является лицо, реализующее потребителям товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 3 Правил исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Из системного толкования пунктов 3 и 49 Правил следует, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Между тем, согласно пункту 7 Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства собственниками жилых домов, расположенных в п. Моряк-Рыболов, выбран способ непосредственного управления; Общество поставляет по своим тепловым сетям в эти дома тепловую энергию, выставляет квитанции на оплату оказанных услуг от своего имени.
Таким образом, суд считает, что именно Общество является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям - вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения Обществом требований законодательства в области защиты прав потребителей судом установлен и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В то же время, судом установлено, что при привлечении общества к административной ответственности административным органом была нарушена процедура привлечения к ответственности, установленная КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица, о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица, в соответствии с настоящим Кодексом, являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Как видно из Устава руководство текущей деятельностью Общества (ст. 22 Устава) осуществляет Генеральный директор общества, действующий без доверенности от имени общества. В соответствии с Протоколом заседания Совета директоров ОАО "ДЭК" N 63 от 25.09.2008 генеральным директором избран Б.
Местом нахождения Общества и его исполнительного органа является г. Хабаровск, ул. Слободская, 12 (п. 1.5 Устава).
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при рассмотрении дел об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как видно из материалов дела, исполнительному директору И. на основании доверенности от 16.12.2008 N ДЭК-20015/1, выданной генеральным директором Б., предоставлено право представлять интересы Общества с правом подписи в комиссиях по административным правонарушениям.
В свою очередь И. в порядке передоверия на основании доверенности N ДЭК-20-15/608 наделил М. полномочиями представлять интересы ОАО "ДЭК" в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по настоящему административному делу.
Вместе с тем суд считает, что М. не может являться надлежащим представителем Общества, поскольку в доверенности, выданной исполнительному директору ОАО "ДЭК" И., передоверившему М. представлять интересы, отсутствуют полномочия на представление интересов в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей при составлении протокола об административном правонарушении, нет полномочий на получение протокола об административном правонарушении и на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении. Следовательно, исполнительный директор И. наделил М. полномочиями, которыми сам не обладал.
При составлении протокола N 524 от 24.03.2009 участвовал М., который в силу изложенного выше, не является законным представителем юридического лица, что также свидетельствует об отсутствии надлежащего извещения законного представителя ОАО "ДЭК" - генерального директора Б. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении N 524 от 24.03.2009 был также вручен М. при отсутствии полномочий на его получение.
При изложенных обстоятельствах суд делает вывод о ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и о его рассмотрении в отсутствие законного представителя. Указанные процессуальные нарушения являются неустранимыми, следовательно, административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
С учетом изложенного, требования Общества, о признании незаконным и отмене постановления административного органа N 524 от 08.04.2009 являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьи 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю от 08.94.2009 N 524 о назначении административного наказания ОАО "ДЭК"
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)