Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.08.2007 ПО ДЕЛУ N А49-4408/2007-148/6

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2007 г. по делу N А49-4408/2007-148/6



Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску жилищно-строительного кооператива "Жемчуг" (440018, г. Пенза)
к Министерству финансов Пензенской области (440025 г. Пенза, ул. Московская, 75),
третьи лица:
1. Социальное управление г. Пензы (440008, г. Пенза, ул. Ставского, 9)
2. Министерство финансов Российской Федерации (103097, г. Москва, ул. Ильинка, 9)
3. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (440018, г. Пенза, ул. Пушкина, 163)
о взыскании 1820 руб. 72 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Кузнецова Т.И. - председатель;
- от ответчика: Темерева Л.Н. - заместитель начальника юридического отдела;
- от третьего лица - Социального управления г. Пензы: Митрофанова Е.В. - главный специалист,

установил:

жилищно-строительный кооператив "Жемчуг" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Социальному управлению г. Пензы и Министерству финансов Пензенской области о взыскании убытков в сумме 1820 руб. 72 коп. по возмещению расходов в связи с предоставлением льгот в размере 50% по оплате коммунальных услуг лицам, указанным в федеральных законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за ноябрь 2005 года в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал. Доводы ЖСК "Жемчуг" основаны на том, что в соответствии с договором N 07-99-084 от 1 марта 2005 года, заключенным между Управлением социальной защиты населения города Пензы (в настоящее время Социальное управление города Пензы) и ЖСК "Жемчуг", предусмотрено возмещение последнему в 2005 году расходов, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года ЖСК "Жемчуг" предоставляло льготы - 50-процентную скидку по оплате услуг в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Со стороны Социального управления города Пензы компенсация указанных затрат по предоставленным льготам произведена не в полном объеме. Задолженность за ноябрь 2005 года составляет 1820 руб. 72 коп. Понесенные ЖСК "Жемчуг" расходы в связи с предоставлением льгот в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками и подлежат возмещению за счет виновного лица.
Социальное управление г. Пензы исковые требования не признало, указав, что договорные обязательства им выполнены в полном объеме. В соответствии с п. 2.2 договора истцу перечислены средства в пределах выделенных на эти цели из бюджета Пензенской области субвенций. Социальное управление города Пензы сообщило, что фактические расходы, предоставленные в управление ЖСК "Жемчуг" за 2005 год по федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" составили сумму 12113 руб. 19 коп., кассовое возмещение - 10292 руб. 47 коп., в связи с чем кредиторская задолженность перед истцом в настоящее время составляет 1820 руб. 72 коп.
Учитывая недостаточность средств, перечисленных из бюджета Пензенской области на данные цели, погашение данной задолженности не представляется возможным.
Министерство финансов Пензенской области исковые требования не признало, указав, что Пензенской области согласно уведомлению Министерства Финансов РФ от 27.12.2004 о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на 2005 год было выделено субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в сумме 186531,4 тыс. руб. Однако, уведомлением Министерства Финансов РФ о бюджетных ассигнованиях на 2005 год от 01.11.2005 субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан Пензенской области были уменьшены до 131529,7 тыс. руб. Указанные субвенции были распределены в соответствии с приложением N 25 к Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2005 год" бюджетам муниципальных образований Пензенской области.
Представители Министерства финансов Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения указанные лица извещены надлежащим образом.
В отзыве на иск Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области исковые требования не признало, указав, что Порядок возмещения в 2005 году организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением гражданам, являющихся ветеранами, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Пензенской области от 04.03.2005 N 120-пП. Данным Порядком установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований через органы социальной защиты населения осуществляют за счет средств субвенций из федерального бюджета и бюджета Пензенской области возмещение расходов организаций, понесенных ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, ветеранам и т.д. В Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области указанные субвенции на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не распределялись. В данном отзыве на иск Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области не возражает о переходе из предварительного в основное судебное заседание и рассмотрении спора по существу в отсутствие его представителя.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 123, ч. 2, ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителей Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и Министерства финансов РФ.
Проверив материалы дела, заслушав присутствующих представителей сторон, арбитражный суд установил следующее:
в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ЖСК "Жемчуг" в 2005 году предоставляло гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Расходы, связанные с предоставлением льгот, истцу в полном объеме не возмещены, в связи с чем он недополучил за ноябрь 2005 года доходы в сумме 1820 руб. 72 коп., которые являются для него убытками.
Меры социальной поддержки, установленные данными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ установлены размеры субвенций, выделяемых субъектам Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 28 Закона Пензенской области от 23.12.2004 N 727-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2005 год" в состав бюджета Пензенской области включены субвенции, выделяемые из Федерального фонда компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с данными законами.
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.03.2005 N 120-пП утвержден Порядок возмещения организациям в 2005 году расходов, понесенных ими в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления муниципальных образований через органы социальной защиты населения осуществляют за счет средств федерального бюджета возмещение организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, на основании заключаемых с ресурсоснабжающими организациями договоров.
Социальное управление предоставляет ежемесячно в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отчет о расходовании субвенций. При этом Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области на основании заявок муниципальных образований и их отчетов об использовании средств за предшествующий период распределяет годовые объемы бюджетных ассигнований по муниципальным образованиям области с поквартальной разбивкой сумм по видам расходов и предоставляет данные сведения в Министерство финансов Пензенской области. В соответствии с п. 10 приложения N 26 Министерство финансов Пензенской области обязано ежемесячно осуществлять перечисление денежных средств в бюджеты соответствующих муниципальных образований, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
1 марта 2005 года между Социальным управлением г. Пензы и ЖСК "Жемчуг" заключен договор N 07-99-084 на возмещение последнему в 2005 году расходов, связанных с реализацией гражданами г. Пензы федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части оплаты коммунальных услуг.
Согласно пункту 2.2.1 договора Социальное управление г. Пензы совместно с ЖСК "Жемчуг" обязано ежемесячно проводить сверку списков граждан, получивших льготы по оплате коммунальных услуг, составлять акт, подтверждающий объем услуг, оказанных истцом и сумм, подлежащих компенсации.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора Социальное управление г. Пензы обязалось на основании представленных сведений о гражданах, получающих льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и подтверждающих актов перечислять на расчетный счет истца средства в пределах выделенных на эти цели субвенций, по мере их поступления из бюджета Пензенской области, для возмещения расходов, понесенных ЖСК "Радуга" в связи с предоставлением жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с федеральным законом, указанным в п. 1.1 договора.
Как следует из материалов дела, за ноябрь 2005 года кредиторская задолженность Социального управления г. Пензы перед ЖСК "Жемчуг" по вышеуказанным федеральным законам составила сумму 1820 руб. 72 коп., в том числе по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 1057 руб. 31 коп., ФЗ "О ветеранах" - 641 руб. 18 коп., "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 122 руб. 23 коп.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ доходы, неполученные истцом в результате предоставления в соответствии с данными законами лицам, проживающим в городе Пензе, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, являются убытками.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определен источник возмещения ущерба: за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Понесенные истцом убытки в виде неполученных доходов, в соответствии с федеральным законодательством подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, не возмещены.
Вместе с тем, принимая во внимание положение Порядка возмещения организациям в 2005 году расходов, понесенных ими в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Пензенской области в лице Министерства финансов Пензенской области, поскольку последним не представлено доказательств необходимого и достаточного финансирования из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить полностью за счет казны Пензенской области в лице Министерства финансов Пензенской области, отнеся на нее расходы по госпошлине.
Взыскать с казны Пензенской области в лице Министерства финансов Пензенской области за счет средств субвенций, полученных Пензенской областью в 2007 году из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в пользу жилищно-строительного кооператива "Жемчуг" сумму 1820 руб. 72 коп. и расходы по государственной пошлине в сумме 500 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Пензенской области.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)