Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2012 N 15АП-6345/2012 ПО ДЕЛУ N А53-29519/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. N 15АП-6345/2012

Дело N А53-29519/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хашукаевой А.Л.
при участии:
от налоговой инспекции: представитель Атоян В.А. по доверенности от 27.10.2011
от ТСЖ "Центральное": представитель Ларионова Т.Ю. по доверенности от 20.06.2012; представитель Толстая Е.Н. по доверенности от 20.06.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.04.2012 по делу N А53-29519/2011
о признании незаконным решения налогового органа
по заявлению Товарищество собственников жилья "Центральное"
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону
принятое судьей Мезиновой Э.П.

установил:

Товарищество собственников жилья "Центральное" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону от 25.07.2011 N 8283 (далее - налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2012 по делу N А53-29519/2011 решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону N 8283 от 25.07.2011 признано незаконным как не соответствующее НК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда от 16.04.2012 г. отменить и отказать ТСЖ в заявленных требованиях. В апелляционной жалобе заявитель указал, что налоговым органом минимальный налог начислен ТСЖ правомерно на основании заявленного налогоплательщиком размера доходов и расходов в декларации. Включение суммы коммунальных платежей собственников жилых помещений в состав доходов налоговый орган считает правомерным. Суммы платежей собственников жилья за оказанные услуги по содержанию общего имущества и мест общего пользования, а также за оказанные жилищно-коммунальные услуги является выручкой от реализации работ (услуг) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому с применением упрощенной системы.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представители ТСЖ "Центральное" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2012 по делу N А53-29519/2011 проверяются Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Центральное" сдает имущество в аренду, применяет специальный налоговый режим в виде единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
ТСЖ в налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 г., с суммой минимального налога к уплате в размере 1 282 руб. В декларации отражена сумма полученных доходов в размере 3 370 014 руб. и произведенные расходы в размере 3 357 191 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 12031 от 06.06.2011.
В возражениях на акт налоговой проверки товариществом указано, что при заполнении налоговой декларации налогоплательщиком ошибочно указаны неверные данные о размере полученного дохода, поскольку включены суммы, поступившие от жильцов на оплату коммунальных услуг, ремонт содержания общего имущества жильцов, при этом ошибки при заполнении налоговой декларации не повлекли занижение сумм налога.
Истцом была представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2010 г., с правильной суммой дохода, а также расходной частью.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, с учетом возражений инспекцией вынесено решение N 8283 от 25.07.2011 о привлечении ТСЖ к ответственности за совершение налогового правонарушения п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6 740 руб., начислены пени в размере 9, 27 руб., предложено уплатить недоимку по минимальному налогу в размере 33 700 руб., а также уменьшен налог на 1 282 рубля налога, исчисленного в завышенных размерах.
Принимая обжалуемое решение, налоговый орган исходил из того, что по итогам налогового периода за 2010 г. в соответствии с представленной декларацией по УСН получены доходы в размере 3 370 014 руб. (строка 210) и понесены расходы в размере 3 357 191 руб. (строка 240). Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за 2010 г. составила 1 282 руб. Сумма минимального налога составила 33 700 руб. (3 370 014 руб. * 1% = 33700). На основании п. 6 ст. 346.18 НК РФ, согласно которому если сумма налога, исчисленного за налоговый период в общем порядке, меньше суммы налога, исчисленного за этот же период времени, минимального налога, то должен уплачиваться минимальный налог, налоговым органом принято решение о начислении суммы минимального налога за 2010 г. в размере 33 700 руб. По мнению Инспекции, полученная Товариществом сумма от членов товарищества подлежит включению в налоговую базу, поскольку не входит в перечень неучитываемых при определении налоговой базы сумм, установленный в ст. 251 НК РФ.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ТСЖ в установленном порядке обжаловало его в Управление ФНС России по Ростовской области, которое решением от N 15-14/4718 от 31.10.2011 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу ТСЖ.
Несогласие с решением налогового органа послужило основанием к обращению ТСЖ в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с правилами ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает арбитражный суд оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, при этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI ЖК РФ.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользовании и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Согласно статье 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в частности, заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги, передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим услуги.
В свою очередь для целей ЖК РФ под управляющей понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом.
Таким образом, законодатель разграничил управляющую компанию, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и товарищество собственников жилья, которое представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления, и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг. Товарищество собственников жилья может осуществлять и выполнение работ, и оказание услуг на коммерческой основе с целью направления полученных средств на обеспечение целей и задач товарищества, как и любой другой потребительски кооператив.
Как следует из материалов дела, ТСЖ в порядке, установленном статьей 346.12 НК РФ, применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно статье 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи.
В соответствии со статьей 346.17 НК РФ в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Статьей 346.18 НК РФ предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что согласно уставу ТСЖ, принятого решением общего собрания членов товарищества 19 декабря 2006, созданное товарищество объединяет собственников жилья дома N 106/93 по улице М. Горького. Товарищество является некоммерческой организацией, объединившей собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Основными целями деятельности товарищества являются: совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; реализация собственникам жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленном законодательством пределах распоряжению общим имуществом; сохранения и приращения недвижимости в товариществе.
Товарищество осуществляет следующие виды деятельности:
- - управление многоквартирным домом;
- - проведение мероприятий по: распределению между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества; обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечение предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений;
- - проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории и т.п. (п. 2.1 Устава).
Документы, подтверждающие факт оплаты товариществом за выполненные работы (оказанные услуги), представлены в материалы дела: счета-фактуры, кассовые книги (т. 2 л.д. 1 - 119).
Таким образом, перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, товарищество тем самым выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, то есть выступает посредником между такими организациями и потребителями услуг.
В соответствии со статьей 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
- - доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
- - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В соответствии со статьей 249 НК РФ в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, товарищество собственников жилья делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме, и не за вознаграждение, так как товарищество собственников жилья является потребительским кооперативом, относящимся в силу положений статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации к некоммерческим организациям, основной целью деятельности которого является удовлетворение материальных и иных потребностей участников.
Товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, деятельность товарищества носит некоммерческий характер и в силу положений статьи 249 НК РФ, полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом товарищества собственников жилья от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению.
Доказательств получения Товарищество посреднического, агентского либо иного аналогичного вознаграждения за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг, в материалы дела не представлено.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в состав внереализационных доходов указанные платежи также не могут быть включены в силу положений статьи 250 НК РФ, согласно которой перечень внереализационных доходов является исчерпывающим.
В соответствии со статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, то есть целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статье 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены ТСЖ либо ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.
Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, денежные средства, поступившие на расчетный счет ТСЖ от собственников жилых помещений, израсходованы им на осуществление уставной деятельности, а именно на оплату коммунальных услуг предоставленных сторонними организациями, а также на выплату заработной платы работникам товарищества собственников жилья.
Копии платежных поручений о перечислении вышеуказанных денежных средств, смета доходов и расходов, а также отчет о выполнении сметы доходов и расходов имеются в материалах дела.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. Доказательств нецелевого использования взимаемых с членов ТСЖ средств, в материалы дела не представлено.
Изложенные обстоятельства не были учтены налоговой инспекцией при принятии оспариваемого решения и не представлены доказательства осуществления неуставной деятельности Товарищества.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в качестве налогооблагаемого дохода ТСЖ правомерно были учтены полученные в 2010 году за аренду нежилого помещений денежные средства в сумме 60000 рублей. Таким образом, начисление товариществом минимального налога в сумме 1 282 руб. является обоснованным.
Согласно статье 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ, а в соответствии со статьей 109 НК РФ отсутствие события правонарушения является основанием для освобождения от налоговой ответственности.
Довод налогового органа о том, что Министерством финансов Российской Федерации в письме от 15.07.2011 г. N 03-11-11/185 изложена позиция по поводу отнесения сумм платежей за оказание жилищно-коммунальных услуг к выручке ТСЖ, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данным письмом доведены разъяснения по вопросам практики применения налогового законодательства по конкретному вопросу и оно не является нормативным актом по налогам и сборам, а носит лишь разъяснительно-рекомендательный характер.
В настоящее время сложилась правоприменительная практика по данному вопросу. В частности, как указал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении по делу N 01-1963/2010 от 02.09.2011 г., правовое положение налогоплательщика в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению агента в правоотношениях между принципалом и агентом, агентом и третьими лицами, в связи с чем денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, не подлежат включению в состав доходов налогоплательщика в соответствии со ст. 346.15 и 251 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования ст. 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2012 года по делу N А53-29519/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР

Судьи
Н.В.СУЛИМЕНКО
Н.В.ШИМБАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)