Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2011 N 09АП-28597/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-57285/11-122-376

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. N 09АП-28597/2011-АК

Дело N А40-57285/11-122-376

Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Прокофьевой С.Б. и помощником судьи Горловым Р.А.,
при участии:
- от заявителя: Одинокова М.А. по доверенности от 01.09.2009, Ходаков С.А. по доверенности от 12.11.2009;
- от ответчика: Осипов М.А. по доверенности от 28.02.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Диадар"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2011 по делу N А40-57285/11-122-376, принятое судьей Ананьиной Е.А.
по заявлению ООО "Диадар" (ОГРН 1077757547713, 115054, г. Москва, Б. Строченовский пер., д. 4, стр. 1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным отказа,
установил:

ООО "Диадар" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.04.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 об отказе в выполнении работ по заявке от 28.03.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществить все юридические и фактические действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Москва, Б. Строченовский пер., д. 4, стр. 1.
Решением суда от 06.09.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что оспариваемый акт не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Представил письменные пояснения.
Представитель ответчика возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как следует из материалов дела, ООО "Диадар" является собственником помещения площадью 264,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Строченовский пер., д. 4, стр. 1 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.10.2009 серии 77 АК 541928
28.03.2011 Общество обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории (регистрационный номер заявки 33-5ТО-493/11-(0)-0).
Письмом Департамента от 26.04.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 заявителю отказано в выдаче запрашиваемого документа на том основании, что до настоящего времени Москомархитектурой не разработан проект межевания квартала, в котором расположен земельный участок. Также указано на то, что на основании информации, представленной ГУП "НИ ПИ Генплана Москвы" в письме от 17.03.2011 N 33-1-3292/11, Департаментом направлены соответствующие письма от 18.04.2011 N 33-1-3292/11 -(0)-1 и N 33-1-3292/11-(0)-2 в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по городу Москве о необходимости внесения изменений в части координат земельных участков улично-дорожной сети с кадастровыми номерами 77:01:0006013:112 и 77:01:0006013:103, прилегающих к вл. 4, стр. 1 по Б. Строченовскому пер.
Заявитель оспорил данный отказ в арбитражный суд, полагая, что нарушены его права и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (пункт 4 ч. 1) определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и обращения заявителей в суд первой инстанции), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 2.1 Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы наделен соответствующими полномочиями по формированию спорного земельного участка, при этом отсутствие плана межевания квартала не может служить основанием для непринятия мер по формированию земельного участка ответчиком в разумный срок.
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
В рассматриваемом случае обязанность Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществлять действия по формированию земельного участка возникла у ответчика в связи с обращением ООО "Диадар", являющегося собственником одного из помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Большой Строченовский пер., д. 4, стр. 1.
Указанные в оспариваемом отказе основания - отсутствие проекта межевания квартала и необходимость корректировки земельных участков улично-дорожной сети, прилегающих к многоквартирному дому, относятся к технической процедуре и не позволяют Департаменту отказывать в выполнении работ по заявке от 28.03.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-0, учитывая, что каких-либо замечаний к форме, содержанию или комплектности представленных заявителем в службу "одного окна" документов Департаментом не предъявлено.
Кроме того, согласно п. 3.9.4 Регламента специалисты соответствующего подразделения Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществляют изготовление плана границ земельного участка и передают специалистам службы "одного окна" для направления на согласование в Москомархитектуру. Срок согласования схемы (плана границ) земельного участка комитетом определен вышеуказанным Регламентом - не более 5 дней.
Приостановление срока исполнения заявки возможно только в случае если выявлено, что земельный участок может быть образован исключительно путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из ранее сформированных и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков.
Однако Департаментом, в нарушение Регламента, не принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и заявителю не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уведомление о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", для приостановления срока исполнения заявки, заявителю не направлялось.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ от 26.04.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя производится судом на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в порядке в ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2011 по делу N А40-57285/11-122-376 отменить.
Признать незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.04.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1 об отказе в выполнении работ по заявке от 28.03.2011 N 33-5ТО-493/11-(0)-1.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы сформировать земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, по адресу: г. Москва, Строченовский пер., д. 4, стр. 1.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу ООО "Диадар" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2 000 рублей.
Возвратить ООО "Диадар" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)