Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.09.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-21889/04

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Земля под домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 21 сентября 2005 г. Дело N А41-К2-21889/04


Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП Истринского района "Бужаровское РЭП ЖКХ" к ИФНС РФ по г. Истра о признании недействительным решения, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:

МУП Истринского района "Бужаровское РЭП ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с иском к ИФНС РФ по г. Истра о признании недействительным решения N 10113 от 30.09.04.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Истец в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
В августе - сентябре 2004 года состоялась выездная проверка ИМНС по г. Истра по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов Бужаровским РЭП ЖКХ.
По итогам проверки принято решение о привлечении Бужаровского РЭП ЖКХ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.04 N 10113 по земельному налогу с общей суммой налоговых требований в размере 203075 (двести три тысячи семьдесят пять) рублей.
Решение N 10113 основано на требовании уплаты земельного налога под 33-мя жилыми домами и 2-мя не завершенными строительством жилыми домами. Указанные объекты были переданы на баланс предприятия в разное время по постановлениям главы Истринского района N 2226/16 от 31.12.96, N 1835/10 от 17.10.97, N 227/2 от 05.02.98 и N 2949/9 от 08.09.03.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ и Законом РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" под жилищным фондом понимаются жилые помещения в жилых зданиях.
Ст. 7 ЖК РФ указывает на предназначение жилых помещений, а п. 1 ст. 671 и п. 1 ст. 672 ГК РФ конкретизируют право собственника по предоставлению жилья и права граждан по владению и пользованию этими помещениями по договору найма.
В многоквартирных домах собственниками жилых помещений являются также граждане, которым согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ "принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", и эти права не могут быть ограничены правами муниципального предприятия в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Ст. 290 ГК РФ устанавливает право общей долевой собственности и право распоряжаться ей.
Следовательно, муниципальное образование может распорядиться каким-либо образом в отношении жилищного фонда только муниципальными жилыми помещениями, но не домами, если хоть одна квартира в нем принадлежит другому лицу.
В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ "имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296)".
Из приведенных норм следует, что передача жилых зданий во владение, пользование и распоряжение муниципальных предприятий не является правомерной, поскольку не соответствует цели использования муниципального жилищного фонда и не может быть фактически реализована: МУПы не могут осуществлять ни владение, ни пользование, ни распоряжение жилыми зданиями, так как жилые помещения в них либо переданы гражданам по договору найма, либо находятся в собственности граждан, что подтверждается решением АС МО по делу А41-К2-3215/05 от 29.03.05, которое имеет преюдициальное значение для настоящего дела (л. д. 58).




В настоящее время право муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в Бужаровском сельском округе, зарегистрировано в соответствии с Законом от 12.07.97 N 122-ФЗ и наглядно показывает, что жилые дома как объекты финансового учета не соответствуют понятию объекта основных средств, установленному п. 4 "Положения по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01", утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.01 N 26Н, и не могут учитываться на балансе предприятия, поэтому также невозможно осуществить и исполнение ст. 36 Земельного кодекса РФ об оформлении в аренду соответствующих земельных участков. Следовательно, невозможно признать Бужаровское РЭП ЖКХ плательщиком налога на землю под жилыми домами, так как предприятие ни по каким основаниям не пользуется, ни владеет и не распоряжается указанными земельными участками. В свою очередь, ИМНС ошибочно считает услугу, предоставляемую гражданам по текущему ремонту и содержанию жилья, использованием имущественного комплекса (жилой дом и принадлежащий ему земельный участок) для целей получения прибыли.
Относительно 2-х не завершенных строительством жилых домов, то данные объекты: "свайное поле" одного жилого дома и цокольный этаж другого жилого дома - переданы в муниципальную собственность без передачи прав на земельные участки.
Договор строительного подряда с "ПСО-13" не расторгнут.
Передача объектов произошла 05.02.98, и переход прав на них согласно ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации. Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ установлено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. В данном случае установленная законодательством процедура не соблюдена, поэтому собственником имущества и земельного участка до настоящего времени является ОАО "Томскнефть".
Кроме того, плата земельного налога за объект налогообложения - земли промышленности общей площадью 83400 кв. м - осуществляется ИГТУ "Мосводоканал". Стояночный бокс крытой автостоянки с земельным участком под ним входит в общую площадь промышленной зоны ИГТУ "Мосводоканал", что подтверждается письмом N 252 от 29.08.05, а также налоговыми декларациями, платежными поручениями об уплате налога.
На балансе предприятия числятся основные средства (водозаборные узлы, котельные очистные сооружения), на которые не были оформлены свидетельства на землю. Общая площадь этих участков составляет 82545 кв. м. Согласно постановлению главы Истринского района "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и предоставления их в аренду сроком на 49 лет" были заключены договоры аренды с Комитетом по имуществу Истринского р-на. По договору от 13.03.03 истец принимает в аренду 3 земельных участка общей площадью 2562 кв. м и по договору от 21.02.03 принимает в аренду 19 земельных участков общей площадью 79983 кв. м. Декларации по земельному налогу были поданы за 2001 - 2002 гг., за 2003 г. декларация не представлялась, что является налоговым правонарушением. Однако земельный налог за 1 квартал 2003 г. был уплачен в бюджет. Со второго квартала 2003 г. уплачивается арендная плата.
Согласно платежному поручению N 377 от 04.08.05 истцом был уплачен штраф в размере 10689 руб. согласно акту проверки.
Таким образом, принимая во внимание изложенное и все доказательства и руководствуясь ст. ст. 167, 176, 180 АПК РФ, АС МО
РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Истра N 10113 от 30.09.04 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 119, п. 2, НК РФ со взысканием штрафа в размере 10689,58 руб., по ст. 122, п. 1, НК РФ со взысканием штрафа в сумме 15961,21 руб., а также п. 2, пп. 2.1, 2.2, решения.
Вернуть истцу госпошлину из федерального бюджета.







АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2005 г. Дело N А41-К2-21889/04


Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП Истринского района "Бужаровское РЭП ЖКХ" к ИФНС РФ по г. Истра о признании недействительным решения, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:

МУП Истринского района "Бужаровское РЭП ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с иском к ИФНС РФ по г. Истра о признании недействительным решения N 10113 от 30.09.04.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Истец в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
В августе - сентябре 2004 года состоялась выездная проверка ИМНС по г. Истра по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов Бужаровским РЭП ЖКХ.
По итогам проверки принято решение о привлечении Бужаровского РЭП ЖКХ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.04 N 10113 по земельному налогу с общей суммой налоговых требований в размере 203075 (двести три тысячи семьдесят пять) рублей.
Решение N 10113 основано на требовании уплаты земельного налога под 33-мя жилыми домами и 2-мя не завершенными строительством жилыми домами. Указанные объекты были переданы на баланс предприятия в разное время по постановлениям главы Истринского района N 2226/16 от 31.12.96, N 1835/10 от 17.10.97, N 227/2 от 05.02.98 и N 2949/9 от 08.09.03.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ и Законом РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" под жилищным фондом понимаются жилые помещения в жилых зданиях.
Ст. 7 ЖК РФ указывает на предназначение жилых помещений, а п. 1 ст. 671 и п. 1 ст. 672 ГК РФ конкретизируют право собственника по предоставлению жилья и права граждан по владению и пользованию этими помещениями по договору найма.
В многоквартирных домах собственниками жилых помещений являются также граждане, которым согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ "принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", и эти права не могут быть ограничены правами муниципального предприятия в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Ст. 290 ГК РФ устанавливает право общей долевой собственности и право распоряжаться ей.
Следовательно, муниципальное образование может распорядиться каким-либо образом в отношении жилищного фонда только муниципальными жилыми помещениями, но не домами, если хоть одна квартира в нем принадлежит другому лицу.
В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ "имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296)".
Из приведенных норм следует, что передача жилых зданий во владение, пользование и распоряжение муниципальных предприятий не является правомерной, поскольку не соответствует цели использования муниципального жилищного фонда и не может быть фактически реализована: МУПы не могут осуществлять ни владение, ни пользование, ни распоряжение жилыми зданиями, так как жилые помещения в них либо переданы гражданам по договору найма, либо находятся в собственности граждан, что подтверждается решением АС МО по делу А41-К2-3215/05 от 29.03.05, которое имеет преюдициальное значение для настоящего дела (л. д. 58).




В настоящее время право муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в Бужаровском сельском округе, зарегистрировано в соответствии с Законом от 12.07.97 N 122-ФЗ и наглядно показывает, что жилые дома как объекты финансового учета не соответствуют понятию объекта основных средств, установленному п. 4 "Положения по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01", утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.01 N 26Н, и не могут учитываться на балансе предприятия, поэтому также невозможно осуществить и исполнение ст. 36 Земельного кодекса РФ об оформлении в аренду соответствующих земельных участков. Следовательно, невозможно признать Бужаровское РЭП ЖКХ плательщиком налога на землю под жилыми домами, так как предприятие ни по каким основаниям не пользуется, ни владеет и не распоряжается указанными земельными участками. В свою очередь, ИМНС ошибочно считает услугу, предоставляемую гражданам по текущему ремонту и содержанию жилья, использованием имущественного комплекса (жилой дом и принадлежащий ему земельный участок) для целей получения прибыли.
Относительно 2-х не завершенных строительством жилых домов, то данные объекты: "свайное поле" одного жилого дома и цокольный этаж другого жилого дома - переданы в муниципальную собственность без передачи прав на земельные участки.
Договор строительного подряда с "ПСО-13" не расторгнут.
Передача объектов произошла 05.02.98, и переход прав на них согласно ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации. Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ установлено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. В данном случае установленная законодательством процедура не соблюдена, поэтому собственником имущества и земельного участка до настоящего времени является ОАО "Томскнефть".
Кроме того, плата земельного налога за объект налогообложения - земли промышленности общей площадью 83400 кв. м - осуществляется ИГТУ "Мосводоканал". Стояночный бокс крытой автостоянки с земельным участком под ним входит в общую площадь промышленной зоны ИГТУ "Мосводоканал", что подтверждается письмом N 252 от 29.08.05, а также налоговыми декларациями, платежными поручениями об уплате налога.
На балансе предприятия числятся основные средства (водозаборные узлы, котельные очистные сооружения), на которые не были оформлены свидетельства на землю. Общая площадь этих участков составляет 82545 кв. м. Согласно постановлению главы Истринского района "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и предоставления их в аренду сроком на 49 лет" были заключены договоры аренды с Комитетом по имуществу Истринского р-на. По договору от 13.03.03 истец принимает в аренду 3 земельных участка общей площадью 2562 кв. м и по договору от 21.02.03 принимает в аренду 19 земельных участков общей площадью 79983 кв. м. Декларации по земельному налогу были поданы за 2001 - 2002 гг., за 2003 г. декларация не представлялась, что является налоговым правонарушением. Однако земельный налог за 1 квартал 2003 г. был уплачен в бюджет. Со второго квартала 2003 г. уплачивается арендная плата.
Согласно платежному поручению N 377 от 04.08.05 истцом был уплачен штраф в размере 10689 руб. согласно акту проверки.
Таким образом, принимая во внимание изложенное и все доказательства и руководствуясь ст. ст. 167, 176, 180 АПК РФ, АС МО
РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Истра N 10113 от 30.09.04 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 119, п. 2, НК РФ со взысканием штрафа в размере 10689,58 руб., по ст. 122, п. 1, НК РФ со взысканием штрафа в сумме 15961,21 руб., а также п. 2, пп. 2.1, 2.2, решения.
Вернуть истцу госпошлину из федерального бюджета.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)