Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Глазкова Е.Г., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Кабошиной Е.В. (доверенность от 15.06.2012 г., паспорт)
от ответчика: Покуднева Я.В. (удостоверение, доверенность от 14.03.2012 г.)
от первого, второго 3-их лиц: не явились (извещены)
от третьего 3-го лица: Рыжих Я.Н. (доверенность от 15.12.2011 г., удостоверение)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19414/2012) ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу N А56-4051/2012 (судья Сергеева О.Н.), принятое по иску ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга"
3-и лица: 1) ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, 2) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (195176, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, к. 2, ОГРН: 1089847180763, далее - ЖКС N 1) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917, далее - ГУ ЖА) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 268 869 руб. 57 коп. задолженности по договору N 2141-200/1 от 06.03.2010 г. за период с 01.10.2010 г. по 01.05.2012 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" (190031, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105), Жилищный комитет Санкт-Петербурга (191023, Россия, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11), Комитет финансов Санкт-Петербурга (190031, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105; 191023, Россия, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11; 190000, Россия, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу N А56-4051/2012 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе истец ссылается на обязанность ответчика, как представителя собственника жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма, производить истцу оплату в соответствии с условиями заключенного сторонами договора. При этом расчет, начисление и корректировку платы за коммунальные и жилищные услуги нанимателям жилищного фонда, принадлежащего г. Санкт-Петербург, производится ответчиком. Истец также указывает, что договором на управление установлены правила расчетов за оказанные истцом жилищные и коммунальные услуги отличные от установленных п. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ: наниматели вносят плату ответчику, который производит ее расчет и начисление, а также обеспечивает ее перечисление истцу. Наниматели жилых помещений платы непосредственно истцу не вносят, договорные отношений между истцом и нанимателями отсутствуют.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ГУ ЖА возражает против ее удовлетворения, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Комитет финансов Санкт-Петербурга поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, возражает против ее удовлетворения. Считает, что ответчик выполнил обязательства по договору от 30.06.2010 г. N 2141-200/1 надлежащим образом и в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2010 г. между Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от N 2141-200/1, согласно условиям которого управляющая компания по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Большеохтинский пр., д. 7, корпус 1, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а собственник, в свою очередь, обязался обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Перечень помещений приведен в Приложении 1 к договору (п. 1.2). Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в Приложении 2 к договору (п. 1.3).
Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении 3 к договору (п. 1.4).
Согласно пункту 2.3.1 договора в обязанности собственника входит в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 г. N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
Согласно условиям пункта 3.3 договора, собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В пункте 3.4.1 договора перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2 договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с Приложением 4 к договору и порядок их расчета.
В период с 01.10.2010 по 01.05.2012 г. ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" оказало услуги и выполнило работы в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом.
Ссылаясь на наличие со стороны ГУ ЖА задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 268 869 руб. 57 коп., ЖКС N 1 направило ответчику претензию от 20.12.2011 N 73-до (л.д. 21 - 22 том 1) с требованием погасить указанную задолженность.
Поскольку требования в добровольном порядке удовлетворены не были, ЖКС N 1 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 30, 67, 153, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил N 307, отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу вышеуказанных норм права ЖКС N 1 является управляющей организацией в отношении жилого дома в г. Санкт-Петербурге, Большеохтинский пр., д. 7, корпус 1.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с не оплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенных с ГУ ЖА, услуг по содержанию, ремонту жилья и представленных коммунальных услуг.
Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме переданном в управление ЖКС N 1 за период с 2008 г. по 11.11.2011 г. (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела.
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-3585/12.
Ответчик не представил доказательства иного размера задолженности, нежели заявлен к взысканию.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу N А56-4051/2012 отменить. Вынести новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, Россия, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (195176, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, к. 2, ОГРН: 1089847180763) 268 869 руб. 57 коп. задолженности, 2000 руб. расходов по государственной пошлине по иску, 2000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, Россия, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917) в доход федерального бюджета 6 377 руб. 39 коп. государственной пошлины.
Председательствующий
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
С.И.НЕСМИЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2012 ПО ДЕЛУ N А56-4051/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу N А56-4051/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Глазкова Е.Г., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Кабошиной Е.В. (доверенность от 15.06.2012 г., паспорт)
от ответчика: Покуднева Я.В. (удостоверение, доверенность от 14.03.2012 г.)
от первого, второго 3-их лиц: не явились (извещены)
от третьего 3-го лица: Рыжих Я.Н. (доверенность от 15.12.2011 г., удостоверение)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19414/2012) ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу N А56-4051/2012 (судья Сергеева О.Н.), принятое по иску ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга"
3-и лица: 1) ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, 2) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (195176, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, к. 2, ОГРН: 1089847180763, далее - ЖКС N 1) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917, далее - ГУ ЖА) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 268 869 руб. 57 коп. задолженности по договору N 2141-200/1 от 06.03.2010 г. за период с 01.10.2010 г. по 01.05.2012 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" (190031, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105), Жилищный комитет Санкт-Петербурга (191023, Россия, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11), Комитет финансов Санкт-Петербурга (190031, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 105; 191023, Россия, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11; 190000, Россия, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу N А56-4051/2012 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе истец ссылается на обязанность ответчика, как представителя собственника жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма, производить истцу оплату в соответствии с условиями заключенного сторонами договора. При этом расчет, начисление и корректировку платы за коммунальные и жилищные услуги нанимателям жилищного фонда, принадлежащего г. Санкт-Петербург, производится ответчиком. Истец также указывает, что договором на управление установлены правила расчетов за оказанные истцом жилищные и коммунальные услуги отличные от установленных п. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ: наниматели вносят плату ответчику, который производит ее расчет и начисление, а также обеспечивает ее перечисление истцу. Наниматели жилых помещений платы непосредственно истцу не вносят, договорные отношений между истцом и нанимателями отсутствуют.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ГУ ЖА возражает против ее удовлетворения, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Комитет финансов Санкт-Петербурга поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, возражает против ее удовлетворения. Считает, что ответчик выполнил обязательства по договору от 30.06.2010 г. N 2141-200/1 надлежащим образом и в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2010 г. между Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от N 2141-200/1, согласно условиям которого управляющая компания по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Большеохтинский пр., д. 7, корпус 1, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а собственник, в свою очередь, обязался обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Перечень помещений приведен в Приложении 1 к договору (п. 1.2). Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в Приложении 2 к договору (п. 1.3).
Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении 3 к договору (п. 1.4).
Согласно пункту 2.3.1 договора в обязанности собственника входит в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 г. N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
Согласно условиям пункта 3.3 договора, собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В пункте 3.4.1 договора перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2 договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с Приложением 4 к договору и порядок их расчета.
В период с 01.10.2010 по 01.05.2012 г. ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" оказало услуги и выполнило работы в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом.
Ссылаясь на наличие со стороны ГУ ЖА задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 268 869 руб. 57 коп., ЖКС N 1 направило ответчику претензию от 20.12.2011 N 73-до (л.д. 21 - 22 том 1) с требованием погасить указанную задолженность.
Поскольку требования в добровольном порядке удовлетворены не были, ЖКС N 1 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 30, 67, 153, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил N 307, отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу вышеуказанных норм права ЖКС N 1 является управляющей организацией в отношении жилого дома в г. Санкт-Петербурге, Большеохтинский пр., д. 7, корпус 1.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с не оплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенных с ГУ ЖА, услуг по содержанию, ремонту жилья и представленных коммунальных услуг.
Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме переданном в управление ЖКС N 1 за период с 2008 г. по 11.11.2011 г. (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела.
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-3585/12.
Ответчик не представил доказательства иного размера задолженности, нежели заявлен к взысканию.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2012 по делу N А56-4051/2012 отменить. Вынести новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, Россия, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (195176, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, к. 2, ОГРН: 1089847180763) 268 869 руб. 57 коп. задолженности, 2000 руб. расходов по государственной пошлине по иску, 2000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (195027, Россия, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, ОГРН: 1037816003917) в доход федерального бюджета 6 377 руб. 39 коп. государственной пошлины.
Председательствующий
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
С.И.НЕСМИЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)