Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2010 N 09АП-7473/2010 ПО ДЕЛУ N А40-100486/09-122-659

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2010 г. N 09АП-7473/2010

Дело N А40-100486/09-122-659

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей:
Веклича Б.С., Якутова Э.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 15 апелляционную жалобу ЖСК "Солнцево-16"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2010 по делу N А40-100486/09-122-659
по заявлению ЖСК "Солнцево-16"
к Судебному приставу-исполнителю Отдела Службы судебных приставов по ЗАО УФССП по Москве Фомину К.Г.
третье лицо: Департамент земельных ресурсов
об оспаривании постановления СПИ,
при участии:
от заявителя:
- Павлущенко Л.А. генеральный директор по протоколу от 19.01.2010 N 01/02, паспорт <...>; Трушин А.В. по доверенности от 28.05.2009, паспорт <...>;
- от судебного пристава-исполнителя:
- не явился, извещен;
- от третьего лица:
- не явился, извещен;
- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2010 оставлены без удовлетворения требования жилищно-строительного кооператива "Солнцево-16" (далее - заявитель, ЖСК) о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела службы судебных приставов по ЗАО УФССП по Москве Фомина К.Г. (далее - СПИ) N 43017/287/11-09 о взыскании с должника - ЖСК "Солнцево-16" исполнительского сбора в размере 5000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением процессуальных норм и соответствует Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), а также не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что оспариваемое постановление утверждено неуполномоченным лицом.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание не явились ответчик и представитель третьего лица, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. В связи с чем апелляционный суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал, что оспариваемое постановление не соответствует пункту 2 ст. 115 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как не устанавливает наличие полномочий у лица, утвердившего постановление о взыскании исполнительского сбора вместо старшего судебного пристава Отдела СП ЗАО УФССП по г. Москве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в Отделе судебных приставов по Западному административному округу Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве на исполнении находится исполнительный документ - исполнительный лист N 728327 (л.д. 132, т. 1), выданный Арбитражным судом г. Москвы на основании решения по делу по делу N А40-63441/08-1-432, которым суд обязал ЖСК "Солнцево-16" в месячный срок освободить земельный участок площадью 1430 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, вл. 4, ранее предоставленный по договору аренды от 16.11.1998 г. N М-07-502595 от временной автостоянки с укрытием типа "Ракушка" на 90 машино-мест.
На основании указанного исполнительного листа СПИ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 43017/287/11-09 (л.д. 129 - 130, т. 1). Этим же постановлением на должника возложена обязанность в течение пяти дней со дня получения постановления исполнить решение суда.
Как следует из объяснений генерального директора ЖСК постановление о возбуждении исполнительного производства получено ею по почте 15.07.2009 (л.д. 61, т. 1).
Поскольку в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок решение суда ЖСК исполнено не было, СПИ Фоминым К.Г. 30.07.2009 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, утвержденное старшим судебным приставом-исполнителем Б.Э. Надировым.
Не согласившись с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, заявитель обжаловал его в арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа либо должностного лица, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено взыскание исполнительского сбора.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (пункт 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (пункт 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Судом установлено, что в пятидневный срок, установленный п. 3 постановления судебного пристава-исполнителя от 26.06.2009 о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должником не выполнены. Этим же пунктом должнику разъяснялось, что в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, без уважительных причин в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ с должника взыскивается исполнительский сбор в сумме 5000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства должником получено 15.07.2009, что не отрицалось им и в судебном заседании апелляционного суда.
Доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа, должник как судебному приставу-исполнителю, так и суду не представил.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя ввиду того, что постановление о взыскании исполнительского сбора утверждено ненадлежащим должностным лицом.
Согласно п. 2 ст. 115 Федерального закона N 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом.
Из текста оспариваемого постановления усматривается, что данное постановление утверждено старшим судебным приставом - заместителем начальником Отдела СП ЗАО УФССП по г. Москве Надировым Б.Э.
Так, согласно представленному ответчиком приказу от 19.11.2008 N 2588-к с 13.11.2008 Надиров Б.Э. назначен на должность заместителя начальника Отдела СП ЗАО УФССП по г. Москве - старшего судебного пристава ОСП по ЗАО УФССП по Москве (л.д. 18, т. 2).
Выписка из приказа N 400-ко от 20.07.2009 об отпусках Надирова Б.Э. подтверждает, что на момент подписания оспариваемого постановления Надиров Б.Э. занимал вышеуказанную должность и не находился в отпуске (л.д. 17, т. 2).
Апелляционный суд считает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что Надиров Б.Э. является надлежащим лицом, утвердившим оспариваемое постановление, обоснованным, соответствующим действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением процессуальных норм, соответствует Федеральному закону N 229-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание данные обстоятельства, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильное по существу решение суда первой инстанции и не могут служить основаниями для ее удовлетворения.
Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается, уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 4000 руб. по платежному поручению N 15 от 09.03.2010 (л.д. 32) подлежит возвращению, как ошибочно уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2010 по делу N А40-100486/09-122-659 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЖСК "Солнцево-16" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 4000 рублей, как ошибочно уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи:
Б.С.ВЕКЛИЧ
Э.В.ЯКУТОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)