Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2011 ПО ДЕЛУ N А13-5659/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2011 г. по делу N А13-5659/2010


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой Г.Г., Яковца А.В., рассмотрев 12.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.10.2010 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 (судьи Рогатенко Л.Н., Елагина О.К., Митрофанов О.В.) по делу N А13-5659/2010,
установил:

Государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (далее - ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Бечевинское" (далее - МУП "Бечевинское") о взыскании 652 261 руб. 04 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию в декабре 2009 года и феврале - мае 2010 года по договору на отпуск тепловой энергии от 01.12.2009 N 10-69 ГЭП.
Решением от 07.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2010, с МУП "Бечевинское" в пользу ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" взыскано 485 436 руб. 69 коп. задолженности и 11 941 руб. 45 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" просит отменить принятые судебные акты в части отказа во взыскании 166 824 руб. 69 коп. задолженности.
По мнению подателя жалобы, им на основании пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также во исполнение пункта 7 договора произведена корректировка размера платы за тепловую энергию, отпущенную МУП "Бечевинское" в декабре 2009 года, и выставлен счет-фактура от 29.03.2010 N 11б/181 на сумму 166 824 руб. 35 коп.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.12.2009 между сторонами заключен договор на отпуск тепловой энергии N 10-69 ГЭП с протоколом разногласий, по условиям которого ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" (теплоснабжающая организация) обязалось отпускать на границу эксплуатационной ответственности с МУП "Бечевинское" (потребителем) тепловую энергию в соответствии с графиком отпуска тепловой энергии (приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а потребитель - принимать и оплачивать ее в соответствии с условиями договора.
Пунктами 6 - 8 договора установлены порядок и сроки оплаты потребленной электрической энергии.
В связи с неоплатой тепловой энергии, потребленной в декабре 2009 года и в феврале - мае 2010 года, ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами отказано во взыскании с МУП "Бечевинское" 166 824 руб. 35 коп. по счету-фактуре от 29.03.2010 N 11б/181.
Указанная сумма рассчитана истцом путем корректировки размера платы за тепловую энергию, отпущенную ответчику в декабре 2009 года.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В данном случае коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В силу пункта 19 Правил N 307 при отсутствии приборов учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в многоквартирном жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле. Формулы корректировки предусматривают включение показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, нормативного правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время в установленном законом порядке не принято.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств соответствия примененного им способа определения количества поставленной энергии указанным Правилам.
Кроме того, из пункта 19 Правил N 307 следует, что корректировка ресурсоснабжающей организацией производится в целях полной оплаты всего объема полученной конечными потребителями тепловой энергии, что исключает образование убытков вследствие применения установленного норматива потребления. При этом исполнитель коммунальных услуг вправе только один раз в год корректировать размер платы за отопление, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета годового потребления.
Таким образом, точный расчет разницы между фактически поданным количеством тепловой энергии и количеством оплаченной по нормативам потребления тепловой энергии можно произвести только за календарный год и только по итогам года можно сделать достоверный вывод о заниженном либо завышенном нормативе потребления коммунальных услуг.
Однако ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" не указывает, какими нормативными правовыми актами допускается проведение корректировки не по количеству коммунального ресурса, поставленного в течение года, как того требуют указанные нормы Правил N 307, а за один месяц, как это сделано истцом при определении размера исковых требований в настоящем споре.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда сделаны с учетом норм материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.10.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу N А13-5659/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ

Судьи
Г.Г.КИРЕЙКОВА
А.В.ЯКОВЕЦ













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)