Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2009 ПО ДЕЛУ N А55-7688/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2009 г. по делу N А55-7688/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Глухова О.В., доверенность от 23 июня 2009 года N 5603,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - не явился, извещен,
от закрытого акционерного общества "ПТС-Сервис" - не явился, извещен,
от Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2009 года по делу N А55-7688/2009 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Закрытое акционерное общество "ПТС-Сервис", г. Самара,
Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления N 2284/458 по делу об административном правонарушении от 03 апреля 2009 года,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2284/458 от 03 апреля 2009 г., которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2009 года решение суда первой инстанции отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении определением от 02 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что согласно положению "О Департаменте городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31 июля 2008 г. N 637, постановлению главы городского округа Самара от 30 мая 2008 г. N 374 "Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Самара" ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
В соответствии с постановлением главы городского округа Самара от 07 августа 2008 г. N 605 "Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
Согласно ведомственной адресной целевой программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2009-2010 годы в городском округе Самара, разработчиком и исполнителем которой является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70 включен в программу на проведение капитального ремонта.
В нарушение требований статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административной орган не доказал, что Департамент управления имущества городского округа Самара является ответственным по содержанию и ремонту жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии со ст. 45 п. 4 Устава г.о. Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара; собственником многоквартирного дома 68-70 расположенного по улице Куйбышева г. Самара - является Департамент управления имуществом городского округа Самара, так как жилой дом, расположенный по указанному адресу, состоит в реестре муниципального имущества.
Договором управления многоквартирными домами от 23 мая 2008 г., заключенным между ЗАО "ПТС - Сервис" (управляющая организация) и Департаментом управления имуществом городского округа Самара (собственник), определены права и обязанности ЗАО "ПТС - Сервис".
Согласно п. 4.19 договора от 23 мая 2008 г. капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника по отдельному договору на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что на управляющую организацию по договору от 23 мая 2008 г. собственником муниципального жилищного фонда возложена только обязанность по текущему ремонту жилищного фонда и при этом каких-либо отдельных договоров по проведению капитального ремонта общего имущества, либо решений общего собрания собственников данного дома, являющегося в соответствии со ст. 44 ЖК РФ - органом управления многоквартирным домом нет - ответчиком является в силу ст. 65, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник муниципального жилищного фонда (жилого дома) Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В силу ст. 3.12 Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара N 637 от 31 июля 2008 г., указанный Департамент осуществляет планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства на основании предложений территориальных органов городского округа Самара.
Жилищный фонд на балансе этого Департамента не состоит, к числу его функций не отнесено проведение текущего и капитального ремонта жилищного фонда. Договорных отношений между жильцами дома и Департаментом городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара нет.
В соответствии со ст. 6.1 договора управления многоквартирными домами от 23 мая 2008 г. контроль за деятельностью управляющей организации осуществляется собственником помещения.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, и просил оставить решение суда без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
19 марта 2009 года сотрудниками Государственной жилищной инспекции Самарской области была проведена проверка соблюдения заявителем требований законодательства в части контроля, использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений), проведенных по адресу г. Самара, ул. Куйбышевская, д. 68-70, в ходе которой были выявлены следующие нарушения правил содержания жилого дома: наличие осадки, деформаций, отклонение от вертикали деревянного пристроя кв. 16 (пристрой отошел от стены основного здания на 5 - 8 см, по стенам пристроя проходит газопровод), наличие трещин, выпучивание осадки, гнили, деревянной обшивки пристроя и перегородок кв. 16, провисание потолка в помещении кухни кв. 16, наличие значительного крена, зыбкости деревянной лестницы в пристрое, неисправность, наличие прогиба зыбкости, гнили деревянного пола площадки, расположенной на 1 этаже пристроя (под площадкой находиться подвал глубиной 1,5 м) тем самым нарушены пп. "а" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. п. 4.2.2.1, п. 5.5.5, п. 4.2.2.2, 4.3.1, 4.8.1, п. 4.3.2, п. 4.8.3, п. 4.4.1, п. 4.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170. По результатам проверки был составлен акт от 19 марта 2009 г. N 458 (л.д. 42-43). Кроме того, в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) был составлен протокол об административном правонарушении от 19 марта 2009 г. N 1709 (л.д. 41). О времени и месте составления протокола заявитель был извещен уведомлением-вызовом N 458 от 16 марта 2009 г. (л.д. 44), переданным посредством факсимильной связи.
Постановлением N 2284/458 по делу об административном правонарушении от 03 апреля 2009 г. (л.д. 5-7) Департамент был привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирными домами.
В результате проведенного конкурса закрытое акционерное общество "ПТС-Сервис", как управляющая организация, взяло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта многоквартирных домов, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.2 договора управления многократными домами от 23 мая 2008 г., заключенного Департаментом управления имуществом и закрытым акционерным обществом "ПТС-Сервис", управляющая организация оказывает услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и приложениями N 2 к настоящему договору. В указанном приложении содержится перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту обществом имущества, в том числе, вменяемый Департаменту ремонт стен и фасадов.
В силу пункта 3.1.22 договора управляющая организация направляет собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта имущества в многоквартирном доме.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правильно указал в решении, что на закрытое акционерное общество "ПТС-Сервис", как на управляющую организацию, возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70, согласно приложению N 2 к договору от 23 мая 2008 г.
Довод Государственной жилищной инспекции Самарской области, о котором упоминается также и в апелляционной жалобе о том, что в соответствии с пунктом "г" статьи 47 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. N 294, Департамент распоряжается муниципальным имуществом, заключает и исполняет соответствующие договоры; в соответствии с пунктом "л" указанной статьи осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, а в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, и, в связи с этим является субъектом административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, правомерно отклонен судом на основании того, что как следует из Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28 мая 2009 г. N 754, в компетенцию Департамента управления имуществом не входит содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений.
В соответствии со статьей 45 Устава городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно положению "О Департаменте городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31 июля 2008 N 637, постановлением главы городского округа Самара от 30 мая 2008 г. N 374 "Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Самара" ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
В соответствии с постановлением главы городского округа Самара от 07 августа 2008 г. N 605 "Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
Суд правильно сослался в решении на то, что согласно ведомственной адресной целевой программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2009 - 2010 годы в городском округе Самара, разработчиком и исполнителем которой является Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70 включен в программу на проведение капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 КоАП РФ.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что в нарушение требований статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административной орган не доказал, что Департамент управления имущества городского округа Самара является ответственным за содержание и ремонт жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70 и удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Государственной жилищной инспекцией Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2009 года по делу N А55-7688/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)