Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2010 ПО ДЕЛУ N А57-2807/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2010 г. по делу N А57-2807/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" при решении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009
по делу N А57-2807/2009
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Темп 2004", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" об обязании перечислить взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов,

установил:

товарищество собственников жилья "Темп 2004" (далее - истец, ТСЖ "Темп 2004") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации города Саратова об обязании перечислить из средств казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004" за период с мая 2006 года по 31.08.2008, в размере, установленном пунктом 9.4 устава и решением общего собрания членов ТСЖ "Темп 2004" от 28.04.2006.
Истец по делу заявил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил суд взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004" за период с 01.05.2006 по 01.03.2009 в сумме 11 718 485 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2009 иск удовлетворен частично, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взысканы взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004" за период с 01.05.2006 по 01.03.2009 на общую сумму 11 718 485 руб. 70 коп.
В остальной части в иске отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители истца и ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.02.2004 путем реорганизации товарищества собственников жилья "Днепр-1" в форме разделения было создано товарищество собственников жилья "Днепр 2004".
В соответствии с пунктом 1.2 устава ТСЖ "Днепр 2004" товарищество является объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.
В силу пункта 1.3 устава товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирных домах, для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах за их счет и от их имени, а также для владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах.
На основании пункта 10.3 устава собственники помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не являющиеся членами товарищества, а также наниматели жилых помещений и арендаторы (пользователи) нежилых помещений обязаны своевременно вносить плату (членские взносы) за содержание и ремонт жилого помещения, (включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные услуги. Собственники помещений оплачивают капитальный и текущий ремонты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
Пунктом 10.4 устава определено, что собственники помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не являющиеся членами товарищества, а также наниматели жилых помещений и арендаторы (пользователи) нежилых помещений обязаны заключать с товариществом договор на содержание и ремонт жилищного фонда в силу части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда" (далее - Положение), утвержденного постановлением мэра города Саратова от 18.06.2003 N 510, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Положением, согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19.02.2004, действующему на основании доверенности, муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены товарищества.
На общем собрании членов ТСЖ "Темп 2004" 10.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества; определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества, которым предусмотрено проведение общего собрания членов товарищества в форме заочного голосования в соответствии с требованиями части 6 статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В апреле 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава товарищества, статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, было проведено общее собрание членов товарищества, в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены 28.04.2006 протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
По итогам голосования большинством голосов принято решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "Темп 2004" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области Постановлениями Правительства Российской Федерации (на 2006 год - 3 руб. 20 коп. за кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541; на 2007 год - 3 руб. 60 коп. за кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.12.2006 N 772; на 2008 год - 4 руб. за кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 405).
Общее собрание членов товарищества проведено в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Суду представлены доказательства письменного извещения членов товарищества о проведении общего собрания в форме заочного голосования, путем направления уведомлений и бюллетеней заказными письмами за 10 дней до начала его проведения; представлены оформленные бюллетени для заочного голосования (в том числе бюллетень, подписанный представителем муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006).
Данное решение не оспорено.
Иск мотивирован тем, что с 01.05.2006 собственники помещений в многоквартирных жилых домах ТСЖ "Темп 2004", за исключением муниципального образования "Город Саратов" оплачивают ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, данных жилых домов, в размере и в порядке, установленном уставом и общим собранием членов товарищества от 28.04.2006.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
Указанная норма согласуется со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, кем он является: гражданином, юридическим лицом, либо муниципальным образованием.
Часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" представил доказательства перечисления ТСЖ "Темп 2004" денежных средств в размере 64 118 руб. в качестве субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества.
Указанные денежные средства зачтены судом в качестве оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", в результате чего задолженность муниципального образования "Город Саратов" по внесению спорных взносов период с 01.05.2006 по 01.03.2009 составила 11 654 367 руб. 70 коп.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 33, 55 Устава города Саратова (утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649), решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что расходы по содержанию муниципального имущества обязана нести администрация города Саратова в лице комитета по финансам.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.22, 3.23 Положения о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-17, комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города и исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 по делу N А57-2807/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)