Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Центральный районный суд в составе:
председательствующего судьи Сеничевой А.Н.,
при секретаре Жуковой А.Н.,
с участием прокурора Маношиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1950/09 по иску Копылова Бориса Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы,
Копылов Б.Б. обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы, указав в обоснование заявленных требований, что 26 ноября 2008 года Тульской городской Думой было принято Решение N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле". Данным решением с 01.01.2009 года был повышен норматив потребления тепловой энергии на отопление, что привело к увеличению платы за коммунальные услуги.
Заявитель считает, что повышение указанного норматива необоснованно, противоречит положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", принято на основании научно не обоснованных отчетов ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова": "Расчеты расхода тепловой энергии на подогрев воздуха в ванных комнатах системой горячего водоснабжения для установления соответствующих нормативов" и "Расчеты расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования для установления нормативов", в которых применены формулы, не предусмотренные вышеназванным Постановлением Правительства РФ. Кроме того, заявитель указал, что в новые нормативы потребления тепловой энергии включены расходы на отопление мест общего пользования, оборудованных полотенцесушителями, что приводит к двойной оплате как за горячее водоснабжение, так и за отопление.
На основании изложенного просил признать недействующим с 01.01.2009 года Решение Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", как противоречащее федеральному законодательству и нарушающее конституционные права заявителя.
Заявленные Копыловым Б.Б. исковые требования к ОАО "Управляющая компания г. Тулы" определением суда от 09.06.2009 года были возвращены заявителю (л.д. 15).
В связи с чем предметом рассмотрения по данному делу являются требования истца о признании недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании Копылов Б.Б. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Тульской городской Думы по доверенности Чужанова Ж.В. заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать за необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица ОАО "Управляющая компания г. Тулы" по доверенностям Аникина Н.Ю. и Осипова Ю.А. заявленные требования не признали, пояснив, что до 01.01.2009 года действовали старые нормативы потребления тепловой энергии, установленные в 1995 году, которые не учитывали ряд факторов, которые влияли на расходы энергии, что приводило к убыткам поставляющих и управляющих организаций. В частности, до 01.01.2009 года утечки тепла включались в тарифы теплоснабжающих организаций, а с 01.01.2009 года были переведены в полезный отпуск потребителям потерь тепловой энергии. Считают, что новые тарифы не привели к двойной оплате за отопление и горячее водоснабжение, поскольку фактически от полотенцесушителя, в котором имеется горячая вода круглый год, отапливается ванная комната. С учетом изложенного просили в заявленных требованиях отказать.
Представитель заинтересованного лица ЗАО "Тулатеплосеть" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Выслушав участников по делу, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Копылов Б.Б. является сособственником квартиры N 169 многоквартирного дома N 5 по Калужскому шоссе г. Тулы, что подтверждается представленными им документами (л.д. 27 - 29).
Заявителем оспаривается Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" (опубликовано в газете "Тула" N 47 от 04.12.2008 года).
Копылов Б.Б. обратился в суд, считая, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Оспариваемым нормативным правовым актом были установлены нормативы потребления населением г. Тулы тепловой энергии на отопление.
Согласно ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
На основании ст. 7.1 ФЗ "О государственном регулировании тарифов и электрическую и тепловую энергию в РФ" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Копыловым Б.Б. оспариваются нормативы потребления тепловой энергии.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что заявленные требования подведомственны районному суду.
Судом была проведена проверка законности названного нормативного правового акта.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Согласно п. 3 Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
С учетом положений ст. 157 ЖК РФ установление нормативов потребления тепловой энергии отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что до 01.01.2009 года в г. Туле действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Главы Администрации г. Тулы N 47 от 23.01.1995 года.
Согласно п. 1.2 указанного постановления норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилья был установлен 0,17 Гкал/год для жилищного фонда всех форм собственности.
Оспариваемым решением Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" с 01.01.2009 года были введены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление, согласно которым норматив на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах был установлен 0,18 Гкал/год на 1 кв. м и на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах, оборудованных полотенцесушителями, работающими от горячего водоснабжения - 0,19 Гкал/год на 1 кв. м (л.д. 8).
При проверке законности оспариваемого решения судом учтено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Инициатором изменения указанных нормативов выступило ЗАО "Тулатеплосеть" путем обращения к Главе г. Тулы с соответствующим письмом (л.д. 89).
Данные действия соответствуют порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которому установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 8 и 12 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Из письма ЗАО "Тулатеплосеть" усматривалось, что с 1995 года произошли существенные изменения указанных в п. 1 Правил параметров.
Вместе с тем, согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Суд считает, что общеизвестным фактом является, то в г. Туле существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, имеющие различную степень благоустройства.
Как усматривается из оспариваемого решения, им фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства. Признаком их различия определено лишь наличие или отсутствие полотенцесушителя в ванных комнатах, что не является основным признаком дифференциации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
Согласно п. 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Согласно п. 24 Правил решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Как усматривается из оспариваемого решения и пояснений участников по делу при определении новых нормативов был применен расчетный метод.
Вместе с тем решения Тульской городской Думы о применении такого метода для определения нормативов потребления тепловой энергии на отопление принято не было.
Кроме того, согласно п. 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Судом установлено, что для расчета установленных оспариваемым решением нормативов были использованы расчеты, произведенные ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова": "Расчеты расхода тепловой энергии на подогрев воздуха в ванных комнатах системой горячего водоснабжения для установления соответствующих нормативов" и "Расчеты расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования для установления нормативов".
При сравнении формул, примененных академией (л.д. 66 - 68) и указанных в разделе II приложения к Правилам (формула 6), суд пришел к выводу, что академией применены формулы, не предусмотренные Правилами.
Также судом установлено, что согласно п. 1 Приложения к Правилам норматив отопления рассчитывается в Гкал на 1 кв. м в месяц.
Данное обстоятельство также подтверждается положением п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, согласно которому "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Вместе с тем в оспариваемом решении норматив установлен в Гкал на 1 кв. м в год.
Таким образом, фактически оспариваемым решением установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства отапливаемых домов и в нарушение расчетного метода, то есть с отступлением от предусмотренных Правилами положений.
Проверяя довод заявителя о том, что в норматив тепловой энергии за отопление фактически включен норматив за горячее водоснабжение полотенцесушителей, суд пришел к следующему.
Из пояснений представителя Тульской городской Думы установлено, что к проекту оспариваемого решения был приложен "Расчет расхода тепловой энергии на отопление от системы горячего водоснабжения для квартир, оборудованных полотенцесушителями, на 1 кв. м полезной площади жилых помещений", выполненный начальником тепловой инспекции О.А. Гореловой (л.д. 47).
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля Гореловой О.А. установлено, что она работает в должности начальника тепловой инспекции ЗАО "Тулатеплосеть". Данный расчет ею был сделан на основании произведенных ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" "Расчета расхода тепловой энергии на подогрев воздуха в ванных комнатах системой горячего водоснабжения для установления соответствующих нормативов" и "Расчета расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования для установления нормативов". Из данных расчетов ею взята величина расхода тепловой энергии на полотенцесушитель - 1,996 Гкал в год на 1 квартиру, - исходя из которой был произведен дальнейший расчет потребления тепловой энергии на отопление. В результате расчетов она пришла к выводу, что норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилых помещений должен быть 0,19 Гкал/год на 1 кв. м, в том числе 0,02 Гкал/год на 1 кв. м на отопление мест общего пользования.
Судом установлено, что при обсуждении проекта решения с учетом данного расчета предложенные нормативы были уменьшены до 0,18 Гкал/год на 1 кв. м для жилых помещений без полотенцесушителя, что подтверждено выпиской из стенограммы 57-го заседания Тульской городской Думы от 26.11.2008 года (л.д. 54 - 59).
Таким образом, фактически в расчет нормативов отопления были включены нормативы расхода тепловой энергии для горячего водоснабжения полотенцесушителя (на подогрев воды в полотенцесушителе), который по пояснениям участников по делу, наполнен горячей водой в течение всего года, независимо от отопительного сезона и за счет этого отапливается ванная комната.
Оценивая данные действия по расчету нормативов тепловой энергии на отопление, суд установил, что согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 года N 12529-АД/07 разъяснено, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
Таким образом, стоимость тепловой энергии на горячее водоснабжение полотенцесушителя учтена в тарифе на горячее водоснабжение общей площади помещения в жилом доме в целом.
С учетом изложенного включение в нормативы потребления тепловой энергии на отопление нормативов расхода тепла на горячее водоснабжение также является нарушением положений федерального законодательства.
Кроме того, данные действия ведут к двойному учету потребления тепла на горячее водоснабжение общей площади помещений в жилых домах и отдельно в ванных комнатах, оборудованных полотенцесушителями, что нарушает права и законные интересы потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденные Решением Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", установлены с нарушением федерального законодательства.
В силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании оспариваемого нормативного правового акта производится расчет платы за коммунальные услуги населению г. Тулы.
Копылов Б.Б. просил признать решение недействующим с 01.01.2009 года.
С учетом изложенного суд считает возможным в этой части требования Копылова Б.Б. удовлетворить частично и признать Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тула".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
Заявление Копылова Бориса Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию, в газете "Тула".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней после принятия в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ТУЛЫ ОТ 01.12.2009 ПО ДЕЛУ N 2-1950/09
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТУЛЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2009 г. по делу N 2-1950/09
Центральный районный суд в составе:
председательствующего судьи Сеничевой А.Н.,
при секретаре Жуковой А.Н.,
с участием прокурора Маношиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1950/09 по иску Копылова Бориса Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы,
установил:
Копылов Б.Б. обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы, указав в обоснование заявленных требований, что 26 ноября 2008 года Тульской городской Думой было принято Решение N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле". Данным решением с 01.01.2009 года был повышен норматив потребления тепловой энергии на отопление, что привело к увеличению платы за коммунальные услуги.
Заявитель считает, что повышение указанного норматива необоснованно, противоречит положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", принято на основании научно не обоснованных отчетов ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова": "Расчеты расхода тепловой энергии на подогрев воздуха в ванных комнатах системой горячего водоснабжения для установления соответствующих нормативов" и "Расчеты расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования для установления нормативов", в которых применены формулы, не предусмотренные вышеназванным Постановлением Правительства РФ. Кроме того, заявитель указал, что в новые нормативы потребления тепловой энергии включены расходы на отопление мест общего пользования, оборудованных полотенцесушителями, что приводит к двойной оплате как за горячее водоснабжение, так и за отопление.
На основании изложенного просил признать недействующим с 01.01.2009 года Решение Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", как противоречащее федеральному законодательству и нарушающее конституционные права заявителя.
Заявленные Копыловым Б.Б. исковые требования к ОАО "Управляющая компания г. Тулы" определением суда от 09.06.2009 года были возвращены заявителю (л.д. 15).
В связи с чем предметом рассмотрения по данному делу являются требования истца о признании недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании Копылов Б.Б. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Тульской городской Думы по доверенности Чужанова Ж.В. заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать за необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица ОАО "Управляющая компания г. Тулы" по доверенностям Аникина Н.Ю. и Осипова Ю.А. заявленные требования не признали, пояснив, что до 01.01.2009 года действовали старые нормативы потребления тепловой энергии, установленные в 1995 году, которые не учитывали ряд факторов, которые влияли на расходы энергии, что приводило к убыткам поставляющих и управляющих организаций. В частности, до 01.01.2009 года утечки тепла включались в тарифы теплоснабжающих организаций, а с 01.01.2009 года были переведены в полезный отпуск потребителям потерь тепловой энергии. Считают, что новые тарифы не привели к двойной оплате за отопление и горячее водоснабжение, поскольку фактически от полотенцесушителя, в котором имеется горячая вода круглый год, отапливается ванная комната. С учетом изложенного просили в заявленных требованиях отказать.
Представитель заинтересованного лица ЗАО "Тулатеплосеть" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Выслушав участников по делу, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Копылов Б.Б. является сособственником квартиры N 169 многоквартирного дома N 5 по Калужскому шоссе г. Тулы, что подтверждается представленными им документами (л.д. 27 - 29).
Заявителем оспаривается Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" (опубликовано в газете "Тула" N 47 от 04.12.2008 года).
Копылов Б.Б. обратился в суд, считая, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Оспариваемым нормативным правовым актом были установлены нормативы потребления населением г. Тулы тепловой энергии на отопление.
Согласно ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
На основании ст. 7.1 ФЗ "О государственном регулировании тарифов и электрическую и тепловую энергию в РФ" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Копыловым Б.Б. оспариваются нормативы потребления тепловой энергии.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что заявленные требования подведомственны районному суду.
Судом была проведена проверка законности названного нормативного правового акта.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Согласно п. 3 Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
С учетом положений ст. 157 ЖК РФ установление нормативов потребления тепловой энергии отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что до 01.01.2009 года в г. Туле действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Главы Администрации г. Тулы N 47 от 23.01.1995 года.
Согласно п. 1.2 указанного постановления норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилья был установлен 0,17 Гкал/год для жилищного фонда всех форм собственности.
Оспариваемым решением Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" с 01.01.2009 года были введены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление, согласно которым норматив на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах был установлен 0,18 Гкал/год на 1 кв. м и на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах, оборудованных полотенцесушителями, работающими от горячего водоснабжения - 0,19 Гкал/год на 1 кв. м (л.д. 8).
При проверке законности оспариваемого решения судом учтено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Инициатором изменения указанных нормативов выступило ЗАО "Тулатеплосеть" путем обращения к Главе г. Тулы с соответствующим письмом (л.д. 89).
Данные действия соответствуют порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которому установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 8 и 12 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Из письма ЗАО "Тулатеплосеть" усматривалось, что с 1995 года произошли существенные изменения указанных в п. 1 Правил параметров.
Вместе с тем, согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Суд считает, что общеизвестным фактом является, то в г. Туле существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, имеющие различную степень благоустройства.
Как усматривается из оспариваемого решения, им фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства. Признаком их различия определено лишь наличие или отсутствие полотенцесушителя в ванных комнатах, что не является основным признаком дифференциации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
Согласно п. 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Согласно п. 24 Правил решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Как усматривается из оспариваемого решения и пояснений участников по делу при определении новых нормативов был применен расчетный метод.
Вместе с тем решения Тульской городской Думы о применении такого метода для определения нормативов потребления тепловой энергии на отопление принято не было.
Кроме того, согласно п. 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Судом установлено, что для расчета установленных оспариваемым решением нормативов были использованы расчеты, произведенные ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова": "Расчеты расхода тепловой энергии на подогрев воздуха в ванных комнатах системой горячего водоснабжения для установления соответствующих нормативов" и "Расчеты расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования для установления нормативов".
При сравнении формул, примененных академией (л.д. 66 - 68) и указанных в разделе II приложения к Правилам (формула 6), суд пришел к выводу, что академией применены формулы, не предусмотренные Правилами.
Также судом установлено, что согласно п. 1 Приложения к Правилам норматив отопления рассчитывается в Гкал на 1 кв. м в месяц.
Данное обстоятельство также подтверждается положением п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, согласно которому "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Вместе с тем в оспариваемом решении норматив установлен в Гкал на 1 кв. м в год.
Таким образом, фактически оспариваемым решением установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства отапливаемых домов и в нарушение расчетного метода, то есть с отступлением от предусмотренных Правилами положений.
Проверяя довод заявителя о том, что в норматив тепловой энергии за отопление фактически включен норматив за горячее водоснабжение полотенцесушителей, суд пришел к следующему.
Из пояснений представителя Тульской городской Думы установлено, что к проекту оспариваемого решения был приложен "Расчет расхода тепловой энергии на отопление от системы горячего водоснабжения для квартир, оборудованных полотенцесушителями, на 1 кв. м полезной площади жилых помещений", выполненный начальником тепловой инспекции О.А. Гореловой (л.д. 47).
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля Гореловой О.А. установлено, что она работает в должности начальника тепловой инспекции ЗАО "Тулатеплосеть". Данный расчет ею был сделан на основании произведенных ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" "Расчета расхода тепловой энергии на подогрев воздуха в ванных комнатах системой горячего водоснабжения для установления соответствующих нормативов" и "Расчета расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования для установления нормативов". Из данных расчетов ею взята величина расхода тепловой энергии на полотенцесушитель - 1,996 Гкал в год на 1 квартиру, - исходя из которой был произведен дальнейший расчет потребления тепловой энергии на отопление. В результате расчетов она пришла к выводу, что норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилых помещений должен быть 0,19 Гкал/год на 1 кв. м, в том числе 0,02 Гкал/год на 1 кв. м на отопление мест общего пользования.
Судом установлено, что при обсуждении проекта решения с учетом данного расчета предложенные нормативы были уменьшены до 0,18 Гкал/год на 1 кв. м для жилых помещений без полотенцесушителя, что подтверждено выпиской из стенограммы 57-го заседания Тульской городской Думы от 26.11.2008 года (л.д. 54 - 59).
Таким образом, фактически в расчет нормативов отопления были включены нормативы расхода тепловой энергии для горячего водоснабжения полотенцесушителя (на подогрев воды в полотенцесушителе), который по пояснениям участников по делу, наполнен горячей водой в течение всего года, независимо от отопительного сезона и за счет этого отапливается ванная комната.
Оценивая данные действия по расчету нормативов тепловой энергии на отопление, суд установил, что согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 года N 12529-АД/07 разъяснено, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
Таким образом, стоимость тепловой энергии на горячее водоснабжение полотенцесушителя учтена в тарифе на горячее водоснабжение общей площади помещения в жилом доме в целом.
С учетом изложенного включение в нормативы потребления тепловой энергии на отопление нормативов расхода тепла на горячее водоснабжение также является нарушением положений федерального законодательства.
Кроме того, данные действия ведут к двойному учету потребления тепла на горячее водоснабжение общей площади помещений в жилых домах и отдельно в ванных комнатах, оборудованных полотенцесушителями, что нарушает права и законные интересы потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденные Решением Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", установлены с нарушением федерального законодательства.
В силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании оспариваемого нормативного правового акта производится расчет платы за коммунальные услуги населению г. Тулы.
Копылов Б.Б. просил признать решение недействующим с 01.01.2009 года.
С учетом изложенного суд считает возможным в этой части требования Копылова Б.Б. удовлетворить частично и признать Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тула".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Копылова Бориса Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию, в газете "Тула".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней после принятия в окончательной форме.
Судья
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)