Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4005/2010) открытого акционерного общества "Брянская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 13.07.2010 по делу N А09-3584/2010 (судья Копыт Ю.Д.,), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Брянская сбытовая компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, третьи лица: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, ТСЖ "Авиационное", о признании недействительными решения и предписания от 06.04.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом;
открытое акционерное общество "Брянская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление) от 06.04.2010 N 1580 и принятого на его основе предписания Управления от 06.04.2010 N 1581.
Решением суда от 13.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежаще, что подтверждается уведомлениями органа связи.
ОАО "Брянская сбытовая компания", Брянское УФАС России и ТСЖ "Авиационное" заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Дело рассмотрено по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Как следует из материалов дела, рассмотрев заявление ТСЖ "Авиационное" о неправомерном прекращении Брянским городским отделением ОАО "Брянская сбытовая компания" электроснабжения повысительной насосной станции, предназначенной для повышения давления холодной воды в квартирах многоэтажного жилого дома N 34 по ул. Авиационной (г. Брянск), Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области 11.03.2010 возбудило в отношении ОАО "Брянская сбытовая компания" дело N 33 по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Решением комиссии от 06.04.2010, N 1580 (т. 1 л.д. 9 - 12) хозяйствующему субъекту (ОАО "БСК") вменено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившееся в установлении товариществу "Авиационное" для электроснабжения насосной станции тарифа "Прочие потребители"; предписанием от 06.04.2010 N 1581 Обществу предписано предусмотреть тариф по группе "Население".
Отказав заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТСЖ использует электрическую энергию для работы насосной станции, расположенной вне внутридомовых электрических сетей, в рамках оказания коммунально-бытовых услуг жителям многоквартирного дома, в связи с чем оплата потребленной в указанных целях электроэнергии должна производиться по тарифу, утвержденному для населения.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной, а решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрен Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Постановлением ФСТ России от 31.07.02 N 49-Э/8.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчеты со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того, к какой группе потребителей они относятся.
ОАО "Брянская сбытовая компания", обладая статусом гарантирующего поставщика электроэнергии в границах Брянской области, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии, включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с фактической долей свыше 50% в географических границах Брянской области.
01 апреля 2006 года ОАО "БСК" (поставщик) и ТСЖ "Авиационное" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 3307/БГО (т. 1, л.д. 15 - 18), предусматривающий для расчетов единый тариф по группе "Население". Впоследствии договор пролонгирован с внесением изменений в приложение к договору N 3 от 17.08.2009, устанавливающее оплату за поданную для повысительной насосной станции электроэнергию по группе "Прочие потребители".
В октябре 2009 года ОАО "Брянская сбытовая компания" предложило товариществу на аналогичных условиях заключить договор энергоснабжения от 16.10.2009 N 3307/БГО, который последним подписан с протоколом разногласий. Преддоговорный спор относительно цены (тарифа) был передан на разрешение арбитражного суда. Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.05.2010 по делу N А09-1234/10 в иске ОАО "БСК" к ТСЖ "Авиационное" об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения отказано в связи с подачей иска с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, спор по существу заявленных требований не рассмотрен. С учетом изложенного рассматриваемый договор считается незаключенным, взаимоотношения сторон по поставке электроэнергии регулируются договором от 01.04.2006 N 3307/БГО с внесенными изменениями.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Как установлено в пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктами 1, 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества, наряду с другими, включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих и иных организаций.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Брянской области от 18.10.2010 N 01/030/2010-122 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о рассматриваемой насосной станции.
ТСЖ "Авиационное" не представило доказательства того, что рассматриваемое имущество числится на техническом и бухгалтерском учете ТСЖ. Вместе с тем полагает, что оно вошло в общее имущество дома, поскольку из рабочего проекта, представленного ОАО "Брянскгражданпроект", следует, что ПВНС была запроектирована при строительстве жилого дома N 34 по ул. Авиационной как сооружение для напора воды, входящее в общую структуру дома. С учетом данного обстоятельства ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к ОАО "Строитель" (застройщику жилого дома) об обязании передать на баланс и обслуживание водонасосную подкачивающую станцию (ВПНС), расположенную рядом с 162-квартирным девятиэтажным жилым домом N 34 по ул. Авиационной в Советском районе г. Брянска. Решением арбитражного суда от 20.09.2007 по делу N А09-867/07-18, вступившим в законную силу, истцу в иске отказано, поскольку ОАО "Строитель" является застройщиком ВПНС, следовательно, на нем лежит обязанность по содержанию и обслуживанию данного объекта. Суд пришел к выводу, что доказательства существования ВПНС, а также нахождения данного объекта в границах земельного участка, на котором расположен жилой дом, не представлены. Согласно справке ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" ВПНС на государственном техническом учете не состоит, что товарищество не отрицает.
По завершению строительства жилого дома по актам приема-передачи от 10.01.2003, 07.06.2006 ОАО "Строитель" передало на баланс товариществу "Авиационное" дом с проектной документацией, ВПНС в указанные акты не включена. Доказательства финансирования строительства станции за счет жильцов дома отсутствовали.
Согласно пояснениям ОАО "Строитель" строительство водонасосной подкачивающей станции осуществлено им за счет собственных средств и она предназначена для обслуживания не только дома N 34, а нескольких жилых домов, в связи с чем ее передача на баланс ТСЖ "Авиационное" не произведена, инженерные сети и сооружение находятся на балансе генподрядчика или передаются городским службам, в данном случае - МУП "Брянскгорводоканал" (письма от 12.04.2007 N НА-40/106, от 02.08.2006 N НА-40/327).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в вынесенных УФАС Брянской области ненормативных актах не обосновано право ТСЖ на водонасосную станцию, как входящую в состав общего имущества дома. Не рассмотрены им также вопросы о том, является ли ВПНС объектом недвижимости, для обслуживания одного или нескольких жилых домов она построена и фактически используется, поскольку объекты, предназначенные для обслуживания нескольких домов, изначально не могут быть общим имуществом жильцов дома N 34. Определением суда первой инстанции от 02.06.2010 товариществу предложено представить техническую характеристику повысительной насосной станции, доказательства использования полученной электрической энергии для целей ТСЖ. Данные документы последним не были представлены. Между тем обществом в дополнении к заявлению от 12.07.2010 N 2138/07 (л.д. 124) в качестве основания иска указано, что насосная станция находится не внутри дома, используется не для целей предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Управлением не учтено, что ТСЖ в данном случае приобретает у гарантирующего поставщика коммунальный ресурс - электрическую энергию по объекту насосная станция не для целей предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги электроснабжения и освещения мест общего пользования, а для подачи коммунального ресурса - холодной воды, т.е. оказания услуги водоснабжения.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что насосная станция, установленная вне внутридомовых электрических сетей, используется исключительно для нужд жильцов дома. Между тем, из двусторонних актов от 13.10.2010, 18.11.2010, составленных специалистом ОАО "БСК" и председателем ТСЖ "Авиационное", следует, что от электрощитовых жилого дома запитаны объекты потребителей электроэнергии ИП Бурундукова Л.А., ИП Кузнецова Л.М., офис ФЛ Стройло Н.М., магазин ИП Редькина Л.Ф. Вышеуказанные объекты имеют приборы учета по водоснабжению и проводят расчеты с МУП "Брянский городской водоканал". Согласно пояснению заявителя жалобы, а также договорам между ОАО "БСК" и указанными потребителями, сторонние получатели электроэнергии имелись и в предыдущих периодах. Следовательно, несмотря на то, что магазины и офис находятся в подвальных помещениях дома, участие названных лиц в единой общедомовой системе водопотребления также влияет на давление в сети и связано с эксплуатацией водонасосной станции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 3000 руб., в т.ч. 2000 руб. по заявлению в суд первой инстанции и 1000 руб. по апелляционной жалобе, относятся на ответчика. Излишне уплаченная при подаче жалобы госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2010 по делу N А09-3584/2010 отменить.
Требования ОАО "Брянская сбытовая компания" удовлетворить. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 06.04.2010 N 1580 и предписание Управления от 06.04.2010 N 1581 признать недействительными.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Дуки, д. 80) в пользу открытого акционерного общества "Брянская сбытовая компания" (241050, г. Брянск, ул. Тютчева, д. 4) 3 000 рублей расходов по госпошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу "Брянская сбытовая компания" (241050, г. Брянск, ул. Тютчева, д. 4) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению от 19.08.2010 N 15648 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2010 ПО ДЕЛУ N А09-3584/2010
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2010 г. по делу N А09-3584/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4005/2010) открытого акционерного общества "Брянская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 13.07.2010 по делу N А09-3584/2010 (судья Копыт Ю.Д.,), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Брянская сбытовая компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, третьи лица: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, ТСЖ "Авиационное", о признании недействительными решения и предписания от 06.04.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
открытое акционерное общество "Брянская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Управление) от 06.04.2010 N 1580 и принятого на его основе предписания Управления от 06.04.2010 N 1581.
Решением суда от 13.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежаще, что подтверждается уведомлениями органа связи.
ОАО "Брянская сбытовая компания", Брянское УФАС России и ТСЖ "Авиационное" заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Дело рассмотрено по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Как следует из материалов дела, рассмотрев заявление ТСЖ "Авиационное" о неправомерном прекращении Брянским городским отделением ОАО "Брянская сбытовая компания" электроснабжения повысительной насосной станции, предназначенной для повышения давления холодной воды в квартирах многоэтажного жилого дома N 34 по ул. Авиационной (г. Брянск), Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области 11.03.2010 возбудило в отношении ОАО "Брянская сбытовая компания" дело N 33 по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Решением комиссии от 06.04.2010, N 1580 (т. 1 л.д. 9 - 12) хозяйствующему субъекту (ОАО "БСК") вменено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившееся в установлении товариществу "Авиационное" для электроснабжения насосной станции тарифа "Прочие потребители"; предписанием от 06.04.2010 N 1581 Обществу предписано предусмотреть тариф по группе "Население".
Отказав заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТСЖ использует электрическую энергию для работы насосной станции, расположенной вне внутридомовых электрических сетей, в рамках оказания коммунально-бытовых услуг жителям многоквартирного дома, в связи с чем оплата потребленной в указанных целях электроэнергии должна производиться по тарифу, утвержденному для населения.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной, а решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрен Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Постановлением ФСТ России от 31.07.02 N 49-Э/8.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчеты со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того, к какой группе потребителей они относятся.
ОАО "Брянская сбытовая компания", обладая статусом гарантирующего поставщика электроэнергии в границах Брянской области, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии, включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с фактической долей свыше 50% в географических границах Брянской области.
01 апреля 2006 года ОАО "БСК" (поставщик) и ТСЖ "Авиационное" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 3307/БГО (т. 1, л.д. 15 - 18), предусматривающий для расчетов единый тариф по группе "Население". Впоследствии договор пролонгирован с внесением изменений в приложение к договору N 3 от 17.08.2009, устанавливающее оплату за поданную для повысительной насосной станции электроэнергию по группе "Прочие потребители".
В октябре 2009 года ОАО "Брянская сбытовая компания" предложило товариществу на аналогичных условиях заключить договор энергоснабжения от 16.10.2009 N 3307/БГО, который последним подписан с протоколом разногласий. Преддоговорный спор относительно цены (тарифа) был передан на разрешение арбитражного суда. Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.05.2010 по делу N А09-1234/10 в иске ОАО "БСК" к ТСЖ "Авиационное" об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения отказано в связи с подачей иска с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, спор по существу заявленных требований не рассмотрен. С учетом изложенного рассматриваемый договор считается незаключенным, взаимоотношения сторон по поставке электроэнергии регулируются договором от 01.04.2006 N 3307/БГО с внесенными изменениями.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Как установлено в пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктами 1, 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества, наряду с другими, включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих и иных организаций.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Брянской области от 18.10.2010 N 01/030/2010-122 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о рассматриваемой насосной станции.
ТСЖ "Авиационное" не представило доказательства того, что рассматриваемое имущество числится на техническом и бухгалтерском учете ТСЖ. Вместе с тем полагает, что оно вошло в общее имущество дома, поскольку из рабочего проекта, представленного ОАО "Брянскгражданпроект", следует, что ПВНС была запроектирована при строительстве жилого дома N 34 по ул. Авиационной как сооружение для напора воды, входящее в общую структуру дома. С учетом данного обстоятельства ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к ОАО "Строитель" (застройщику жилого дома) об обязании передать на баланс и обслуживание водонасосную подкачивающую станцию (ВПНС), расположенную рядом с 162-квартирным девятиэтажным жилым домом N 34 по ул. Авиационной в Советском районе г. Брянска. Решением арбитражного суда от 20.09.2007 по делу N А09-867/07-18, вступившим в законную силу, истцу в иске отказано, поскольку ОАО "Строитель" является застройщиком ВПНС, следовательно, на нем лежит обязанность по содержанию и обслуживанию данного объекта. Суд пришел к выводу, что доказательства существования ВПНС, а также нахождения данного объекта в границах земельного участка, на котором расположен жилой дом, не представлены. Согласно справке ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" ВПНС на государственном техническом учете не состоит, что товарищество не отрицает.
По завершению строительства жилого дома по актам приема-передачи от 10.01.2003, 07.06.2006 ОАО "Строитель" передало на баланс товариществу "Авиационное" дом с проектной документацией, ВПНС в указанные акты не включена. Доказательства финансирования строительства станции за счет жильцов дома отсутствовали.
Согласно пояснениям ОАО "Строитель" строительство водонасосной подкачивающей станции осуществлено им за счет собственных средств и она предназначена для обслуживания не только дома N 34, а нескольких жилых домов, в связи с чем ее передача на баланс ТСЖ "Авиационное" не произведена, инженерные сети и сооружение находятся на балансе генподрядчика или передаются городским службам, в данном случае - МУП "Брянскгорводоканал" (письма от 12.04.2007 N НА-40/106, от 02.08.2006 N НА-40/327).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в вынесенных УФАС Брянской области ненормативных актах не обосновано право ТСЖ на водонасосную станцию, как входящую в состав общего имущества дома. Не рассмотрены им также вопросы о том, является ли ВПНС объектом недвижимости, для обслуживания одного или нескольких жилых домов она построена и фактически используется, поскольку объекты, предназначенные для обслуживания нескольких домов, изначально не могут быть общим имуществом жильцов дома N 34. Определением суда первой инстанции от 02.06.2010 товариществу предложено представить техническую характеристику повысительной насосной станции, доказательства использования полученной электрической энергии для целей ТСЖ. Данные документы последним не были представлены. Между тем обществом в дополнении к заявлению от 12.07.2010 N 2138/07 (л.д. 124) в качестве основания иска указано, что насосная станция находится не внутри дома, используется не для целей предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Управлением не учтено, что ТСЖ в данном случае приобретает у гарантирующего поставщика коммунальный ресурс - электрическую энергию по объекту насосная станция не для целей предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги электроснабжения и освещения мест общего пользования, а для подачи коммунального ресурса - холодной воды, т.е. оказания услуги водоснабжения.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что насосная станция, установленная вне внутридомовых электрических сетей, используется исключительно для нужд жильцов дома. Между тем, из двусторонних актов от 13.10.2010, 18.11.2010, составленных специалистом ОАО "БСК" и председателем ТСЖ "Авиационное", следует, что от электрощитовых жилого дома запитаны объекты потребителей электроэнергии ИП Бурундукова Л.А., ИП Кузнецова Л.М., офис ФЛ Стройло Н.М., магазин ИП Редькина Л.Ф. Вышеуказанные объекты имеют приборы учета по водоснабжению и проводят расчеты с МУП "Брянский городской водоканал". Согласно пояснению заявителя жалобы, а также договорам между ОАО "БСК" и указанными потребителями, сторонние получатели электроэнергии имелись и в предыдущих периодах. Следовательно, несмотря на то, что магазины и офис находятся в подвальных помещениях дома, участие названных лиц в единой общедомовой системе водопотребления также влияет на давление в сети и связано с эксплуатацией водонасосной станции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 3000 руб., в т.ч. 2000 руб. по заявлению в суд первой инстанции и 1000 руб. по апелляционной жалобе, относятся на ответчика. Излишне уплаченная при подаче жалобы госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.07.2010 по делу N А09-3584/2010 отменить.
Требования ОАО "Брянская сбытовая компания" удовлетворить. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 06.04.2010 N 1580 и предписание Управления от 06.04.2010 N 1581 признать недействительными.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Дуки, д. 80) в пользу открытого акционерного общества "Брянская сбытовая компания" (241050, г. Брянск, ул. Тютчева, д. 4) 3 000 рублей расходов по госпошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу "Брянская сбытовая компания" (241050, г. Брянск, ул. Тютчева, д. 4) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению от 19.08.2010 N 15648 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА
А.Г.ДОРОШКОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)