Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральное"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.08.2012 по делу N А29-3883/2012, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральное" (ОГРН 1071103004510, Республика Коми, г. Воркута, ул. Парковая, д. 52)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 71),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (г. Воркута, ул. Димитрова, д. 5 "а"),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центральное" (далее - заявитель, Общество, ООО "Центральное") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Воркуте (далее - ответчик, Территориальный отдел) о признании незаконным и об отмене пункта 9 предписания от 26.03.2012 N 942/02-01, вынесенного Территориальным отделом, и о взыскании 200 рублей судебных издержек, уплаченных заявителем за предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее - третье лицо, ООО "Тепловые сети Воркуты") (том 1, л.д. 170).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Центральное" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что на территории муниципального образования городского округа "Воркута" существует двухтрубная открытая система водоснабжения, что препятствует предоставлению потребителям горячего водоснабжения при прекращении подачи тепловой энергии и теплоносителя; судебные акты Воркутинского городского суда по делам N 2-460/2011 и N 12-36/2012 имеют преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела.
Территориальный отдел в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Тепловые сети Воркуты" в отзыве на апелляционную жалобу соглашается с ее доводами, считает, что решение суда подлежит отмене.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Центральное" на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом оказывает коммунальные услуги собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах (том 1, л.д. 157-163).
В период с 05.03.2012 по 26.03.2012 на основании распоряжения от 10.02.2012 N 166 (том 1, л.д. 122-124) Территориальным отделом в отношении Общества проведена проверка по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. По результатам проверки составлен акт от 26.03.2012 (том 1, л.д. 12-22). Из указанного акта следует, что Обществом не соблюдаются сроки проведения профилактических ремонтов систем централизованного горячего водоснабжения для профилактических ремонтов систем централизованного горячего водоснабжения, что выразилось в отключении в 2011 году систем централизованного горячего водоснабжения для профилактических ремонтов на срок более 14 дней. Из письма заявителя от 12.03.2012 N 1-7/809 (том 1, л.д. 134) следует, что на основании соответствующих постановлений администрации муниципального образования городского округа "Воркута" отопительный сезон в 2011 году закончен 27.06.2011 и начат 25.08.2011. В указанный период горячая вода не подавалась в многоквартирные дома. Тем самым Общество нарушило пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"), пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
26.03.2012 Территориальным отделом вынесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства (том 1, л.д. 23-26), в пункте 9 которого на Общество возложена обязанность обеспечить соблюдение срока отключения подачи теплоэнергии (горячей воды) в многоквартирные дома, находящиеся в управлении заявителя, не более 14 суток при ежегодных работах, связанных с отключением подачи теплоэнергии (горячей воды) в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Центральное".
Не согласившись с пунктом 9 предписания Территориального отдела от 26.03.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что предписание Территориального отдела от 26.03.2012 в обжалуемой части не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 3, 6, 9, 10, 49, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3). Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (пункт 6). При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9). При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пункт 10). Исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (пункт 49). Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 76).
Согласно пункту 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2012 N 15417/11 указал, что положения пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг означают возложение на исполнителя коммунальных услуг ответственности в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Центральное", оказывает услуги по управлению многоквартирными домами и является исполнителем коммунальных услуг. В целях оказания коммунальных услуг ООО "Центральное" заключило 01.01.2009 с обществом с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (энергоснабжающая организация) договор энергоснабжения (том 1, л.д. 30-74). Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что подача тепловой энергии и химически очищенной воды осуществляется в пределах отопительного сезона, начало и окончание которого устанавливается органом местного самоуправления с учетом климатических данных; за пределами каждого установленного отопительного сезона энергоснабжающая организация не несет обязанность поставлять абоненту тепловую энергию и химически очищенную воду. Между тем указанный пункт договора энергоснабжения от 01.01.2009 допускает возможность отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов на срок, превышающий 14 суток. На основании соответствующих постановлений администрации муниципального образования городского округа "Воркута" отопительный сезон в 2011 году закончен 27.06.2011 и начат 25.08.2011. В течение указанного периода, в многоквартирные дома, горячая вода не подавалась. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество самостоятельно предпринимало меры, направленные на приведение условий договора энергоснабжения от 01.01.2009 в соответствие с требованиями пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
При таких обстоятельствах Территориальный отдел имел основания для возложения на Общество обязанности по обеспечению соблюдения срока (не более 14 суток) отключения подачи теплоэнергиии (горячей воды) в многоквартирные дома, находящиеся в управлении заявителя, при проведении ежегодных профилактических ремонтов систем горячего водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории муниципального образования городского округа "Воркута" существует двухтрубная открытая система водоснабжения, что препятствует предоставлению потребителям горячего водоснабжения при прекращении подачи тепловой энергии и теплоносителя; судебные акты Воркутинского городского суда по делам N 2-460/2011 и N 12-36/2012 имеют преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки соответствующих выводов суда из материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
ООО "Центральное" при принятии апелляционной жалобы к производству предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, которая на момент рассмотрения дела не уплачена. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.08.2012 по делу N А29-3883/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральное" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с общества с ограниченной ответственностью "Центральное" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.М.ОЛЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2012 ПО ДЕЛУ N А29-3883/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу N А29-3883/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральное"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.08.2012 по делу N А29-3883/2012, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральное" (ОГРН 1071103004510, Республика Коми, г. Воркута, ул. Парковая, д. 52)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 71),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (г. Воркута, ул. Димитрова, д. 5 "а"),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центральное" (далее - заявитель, Общество, ООО "Центральное") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Воркуте (далее - ответчик, Территориальный отдел) о признании незаконным и об отмене пункта 9 предписания от 26.03.2012 N 942/02-01, вынесенного Территориальным отделом, и о взыскании 200 рублей судебных издержек, уплаченных заявителем за предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее - третье лицо, ООО "Тепловые сети Воркуты") (том 1, л.д. 170).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Центральное" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что на территории муниципального образования городского округа "Воркута" существует двухтрубная открытая система водоснабжения, что препятствует предоставлению потребителям горячего водоснабжения при прекращении подачи тепловой энергии и теплоносителя; судебные акты Воркутинского городского суда по делам N 2-460/2011 и N 12-36/2012 имеют преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела.
Территориальный отдел в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Тепловые сети Воркуты" в отзыве на апелляционную жалобу соглашается с ее доводами, считает, что решение суда подлежит отмене.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Центральное" на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом оказывает коммунальные услуги собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах (том 1, л.д. 157-163).
В период с 05.03.2012 по 26.03.2012 на основании распоряжения от 10.02.2012 N 166 (том 1, л.д. 122-124) Территориальным отделом в отношении Общества проведена проверка по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. По результатам проверки составлен акт от 26.03.2012 (том 1, л.д. 12-22). Из указанного акта следует, что Обществом не соблюдаются сроки проведения профилактических ремонтов систем централизованного горячего водоснабжения для профилактических ремонтов систем централизованного горячего водоснабжения, что выразилось в отключении в 2011 году систем централизованного горячего водоснабжения для профилактических ремонтов на срок более 14 дней. Из письма заявителя от 12.03.2012 N 1-7/809 (том 1, л.д. 134) следует, что на основании соответствующих постановлений администрации муниципального образования городского округа "Воркута" отопительный сезон в 2011 году закончен 27.06.2011 и начат 25.08.2011. В указанный период горячая вода не подавалась в многоквартирные дома. Тем самым Общество нарушило пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"), пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
26.03.2012 Территориальным отделом вынесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства (том 1, л.д. 23-26), в пункте 9 которого на Общество возложена обязанность обеспечить соблюдение срока отключения подачи теплоэнергии (горячей воды) в многоквартирные дома, находящиеся в управлении заявителя, не более 14 суток при ежегодных работах, связанных с отключением подачи теплоэнергии (горячей воды) в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Центральное".
Не согласившись с пунктом 9 предписания Территориального отдела от 26.03.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что предписание Территориального отдела от 26.03.2012 в обжалуемой части не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 3, 6, 9, 10, 49, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3). Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (пункт 6). При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9). При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пункт 10). Исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (пункт 49). Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 76).
Согласно пункту 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2012 N 15417/11 указал, что положения пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг означают возложение на исполнителя коммунальных услуг ответственности в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Центральное", оказывает услуги по управлению многоквартирными домами и является исполнителем коммунальных услуг. В целях оказания коммунальных услуг ООО "Центральное" заключило 01.01.2009 с обществом с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (энергоснабжающая организация) договор энергоснабжения (том 1, л.д. 30-74). Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что подача тепловой энергии и химически очищенной воды осуществляется в пределах отопительного сезона, начало и окончание которого устанавливается органом местного самоуправления с учетом климатических данных; за пределами каждого установленного отопительного сезона энергоснабжающая организация не несет обязанность поставлять абоненту тепловую энергию и химически очищенную воду. Между тем указанный пункт договора энергоснабжения от 01.01.2009 допускает возможность отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов на срок, превышающий 14 суток. На основании соответствующих постановлений администрации муниципального образования городского округа "Воркута" отопительный сезон в 2011 году закончен 27.06.2011 и начат 25.08.2011. В течение указанного периода, в многоквартирные дома, горячая вода не подавалась. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество самостоятельно предпринимало меры, направленные на приведение условий договора энергоснабжения от 01.01.2009 в соответствие с требованиями пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
При таких обстоятельствах Территориальный отдел имел основания для возложения на Общество обязанности по обеспечению соблюдения срока (не более 14 суток) отключения подачи теплоэнергиии (горячей воды) в многоквартирные дома, находящиеся в управлении заявителя, при проведении ежегодных профилактических ремонтов систем горячего водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории муниципального образования городского округа "Воркута" существует двухтрубная открытая система водоснабжения, что препятствует предоставлению потребителям горячего водоснабжения при прекращении подачи тепловой энергии и теплоносителя; судебные акты Воркутинского городского суда по делам N 2-460/2011 и N 12-36/2012 имеют преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки соответствующих выводов суда из материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
ООО "Центральное" при принятии апелляционной жалобы к производству предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, которая на момент рассмотрения дела не уплачена. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.08.2012 по делу N А29-3883/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральное" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с общества с ограниченной ответственностью "Центральное" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.М.ОЛЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)