Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Тетервака А.В., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье-1"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 по делу N А31-610/2008-27, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье-1"
третьи лица:
муниципальное унитарное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей",
администрация города Костромы,
департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области
о взыскании 12500 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее ОАО "ТГК-2", истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье-1" (далее ООО "Заволжье-1", ответчик, заявитель).
Предметом иска явилось требование о взыскании задолженности по договору теплоснабжения.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 438, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Из искового заявления с учетом последующих уточнений следует, что с 01.03.2007 ОАО "ТГК-2" является поставщиком тепловой энергии на объекты жилищного фонда города Кострома. Многоквартирный жилой дом по адресу ул. Стопани, 33, г. Кострома, передан в управление ООО "Заволжье-1". Договор на теплоснабжение сторонами не заключен. Количество фактически поставленной/принятой тепловой энергии ответчиком за период с июля по декабрь 2007 года (спорный период) составляет 510,50 Гкал. Стоимость поставленной тепловой энергии за указанный период составляет 45 233,53 руб. Оплата за поставленную тепловую энергию производится через МУП "ИРКЦ". Расчет объемов тепловой энергии абонентам, не имеющим приборов учета, осуществляется по следующей методике: из отпуска тепловой энергии с коллекторов вычитаются потери в тепловых сетях энергоснабжающей организации, отпуск тепловой энергии, потребленной абонентами, имеющими приборы коммерческого учета. Из полученного полезного отпуска вычитается количество тепловых потерь в тепловых сетях абонентов, а оставшаяся величина тепловой энергии распределяется между абонентами, не имеющими приборов учета, пропорционально их тепловым нагрузкам и количеству часов потребления тепловой энергии.
В отзыве ответчик требования не признал и указал, что не является исполнителем коммунальных услуг, понуждение к заключению договора не допускается. Оплата должна производиться по тарифам, установленным для населения.
Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее - Департамент ТЭК, третье лицо), администрация города Костромы, муниципальное унитарное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей" (далее - МУП "ИРКЦ", третье лицо).
Департамент ТЭК в отзыве на исковое заявление указал, что расчеты между истцом и ответчиком за поставленную тепловую энергию за июль - декабрь 2007 года должны производиться в соответствии с постановлением региональной службы по тарифам Костромской области от 15.12.2006 N 06/121.
Администрация города Костромы пояснила, что ООО "Заволжье-1" является управляющей организацией спорного дома и является исполнителем коммунальных услуг. Ответчик не является перепродавцом энергии и должен оплачивать услуги, предназначенные жильцам из расчета размера платы, установленной для населения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 иск удовлетворен полностью. С ООО "Заволжье-1" в пользу ОАО "ТГК-2" взыскано 45 233,53 руб. задолженности, 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что ответчик является управляющей организацией в отношении спорного дома и абонентом истца. Расчет истцом произведен правильно, задолженность за потребленную теплоэнергию ответчиком не погашена.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Заволжье-1" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт отказав в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что не согласен с применением истцом при расчетах Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N ВК-4936, поскольку данные правила регулируют правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и покупателем, у которого временно отсутствуют узлы учета не более чем 30 дней. В данном случае при отсутствии прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей спорного дома правомерно будет определять количество фактически отпущенной тепловой энергии расчетным методом по нормативам потребления, утвержденных постановлением Главы г. Костромы от 18.12.2006 N 3972. Истец произвел расчет объема тепловой энергии по максимальной нагрузке потребления, при круглосуточном пользовании горячей водой одновременно всеми жителями без учета коэффициента неравномерности потребления. Расчет объема тепловой энергии на отопление произведен по максимальной нагрузке - при температуре минус 31 градус в течение всего спорного периода.
Заявителем представлен расчет, который, по его мнению, должен применяться при отсутствии приборов учета. Расчет произведен путем умножения общей площади на норматив потребления тепловой энергии и на тариф (620 руб. за 1 Гкал.). Нормативы потребления соответствующих коммунальных услуг для г. Костромы утверждены постановлением администрации N 3972 от 18.12.2006.
Кроме того, ответчик заявил в жалобе, что не оказывает услуг по предоставлению горячего водоснабжения и отопления собственникам многоквартирного дома 33 по ул. Стопани г. Костромы.
Суд не учел факт получения истцом денежных средств в качестве оплаты за отопление и горячее водоснабжение, перечисленных МУП "ИРКЦ" с июля по декабрь 2007 года в сумме 433 753,90 руб., с мая по сентябрь 2008 года - 149 484,86 руб.
ОАО "ТГК-2" в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Истец, ответчик и МУП "ИРКЦ" просили рассмотреть жалобу без их участия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
15.12.2006 постановлением Региональной службы по тарифам N 06/121 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО "ТГК-2" на 2007 год в размере 620 руб. за 1 Гкал.
18.12.2006 постановлением Главы города Кострома N 3972 установлен размер платы за жилое помещение, платы за коммунальные услуги и нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на территории города Костромы.
17.04.2007 ООО "Заволжье-1" (управляющая организация) и собственник квартиры N 12 дома N 33 по ул. Стопани (собственник) заключили договор управления, содержания и обслуживания многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управляющая организация обязалась оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества дома N 33 по ул. Стопани в объеме денежных средств, уплаченных собственниками по статье "содержание и ремонт жилья", осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2.1.1 управляющая организация обязана обеспечить содержание общего имущества многоквартирного дома (согласно приложение N 2, 4 к договору); текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (согласно приложению N 3 к договору); капитальный ремонт общего имущества дома по отдельному решению собственников в объеме денежных средств, выделяемых на эти цели собственниками и (или) администрацией города; сбор и вывоз ТБО и уборку придомовой территории; обслуживание лифтов (при наличии в доме).
19.04.2007 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Стопани, 33, принято решение выбрать способ управления управляющей организацией ООО "Заволжье-1" (протокол N 1).
05.06.2007 МУ "Служба муниципального заказа по ЖКХ" приказом N 92 сняла дом 33 по ул. Стопани с забалансового счета и передала в управление ООО "Заволжье-1" с 01.07.2007. О данном факте ответчик уведомлен 13.06.2007.
28.09.2007 МУ "Служба муниципального заказа по ЖКХ города Костромы" сообщило ОАО "ТГК-2" о передаче жилого дома 33 по ул. Стопани в управление ООО "Заволжье-1"
14.02.2008 ООО "Заволжье-1" возвратило истцу договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 1143 без оформления.
В спорный период истец поставлял в дом 33 по ул. Стопани г. Костромы тепловую энергию. Указанный дом не оснащен прибором учета тепловой энергии. В связи с этим количество поставленной тепловой энергии истец определил расчетным методом по тепловым нагрузкам. По данным истца в жилой дом 33 по ул. Стопани в спорный период поставлено 510,5 Гкал тепловой энергии.
За период с июля 2007 года по декабрь 2007 года истцом предъявлены ответчику счета-фактуры на оплату теплоэнергии, всего на сумму 373 481,80 руб.
Расчет за тепловую энергию за спорный период производился через МУП "ИРКЦ". За спорный период МУП "ИРКЦ" начислило гражданам за предоставленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению плату в размере 338 804,53 руб. Фактически граждане заплатили 257 205,91 руб. Кроме того, 71 042,36 руб. истцу перечислено из бюджетных средств в качестве возмещения расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг.
Доказательств оплаты тепловой энергии в полном объеме ответчиком не представлено.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 ГК РФ).
Из статей 307 - 310 ГК РФ следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьями 15 и 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьями 539, 541 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из правовых норм раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается должной организацией порядка управления таким домом. Статьей 155 ЖК РФ урегулированы вопросы внесения платы за коммунальные услуги. В соответствии с пунктами 4 и 7 данной статьи при управлении домами управляющей организацией наниматели и собственники жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - управление одной управляющей организацией.
Из статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления жилищного кооператива) обязана помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере теплоснабжения, являются в многоквартирных домах товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме имеют статус потребителей только в случае непосредственного управления ими многоквартирным домом. Потребители - это лица, приобретающие по договору тепловую энергию для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту - Правила). Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из подпункта 3 пункта 49 Правил следует, что исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" весь объем транспортируемых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Правила пользования тепловой энергией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
На энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии распространяются требования Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утверждены первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936).
Из пунктов 1.2., 1.3., 9.9., 9.10. Правил следует, что учет и регистрация отпуска и потребления тепловой энергии организуются с целью осуществления взаимных финансовых расчетов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии. Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета. При их отсутствии количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
Из Инструктивного письма Минтопэнерго Российской Федерации от 20.12.1995 N 42-4-2/18 следует, что до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендовано осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Учитывая, что до настоящего времени не приняты нормативные документы, регламентирующие порядок определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета, истец правомерно руководствовался разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Ответчик наделен полномочиями по управлению жилым домом, находился в фактических договорных отношениях с истцом, являлся его абонентом и потребил в спорный период тепловую энергию. Отсутствие письменного договора с ОАО "ТГК-2" не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость тепловой энергии, потребленной объектом жилищного фонда, управление которым он осуществляет.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу о том, что сложившиеся между сторонами правоотношения следует квалифицировать как договорные, в которых истец фактически поставлял в спорный период тепловую энергию в дом, находящийся под управлением ответчика, а ответчик обязан оплатить поставленную энергию. Расчет обоснованно произведен с использованием тарифа, установленного Региональной службы по тарифам постановлением от 15.12.2006 N 06/121.
Управление домом 33 по ул. Стопани осуществлял ответчик. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих избрание жильцами спорного дома способа управления в виде непосредственного управления. Соответствующие договоры об обеспечении горячим водоснабжением с каждым из жильцов не заключены.
Доказательств, подтверждающих оплату задолженности, ответчиком не представлено. Основания для освобождения от оплаты задолженности отсутствуют.
Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Заявление ООО "Заволжье-1" о необоснованности применения Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 и необходимости применения нормативов потребления, утвержденных постановлением главы г. Костромы N 3972 от 18.12.2006, опровергаются вышеприведенными доводами, не соответствуют действующему законодательству и отношениям сторон.
В связи с отказом ответчика от подписания договора на поставку тепловой энергии, методики расчета оказанных услуг стороны не согласовали. Ввиду отсутствия приборов учета объем поставленной энергии определен расчетным путем. Истец произвел расчет на основании проектных тепловых нагрузок жилого дома. Суд первой инстанции обоснованно признал такой расчет достоверным, поскольку с одной стороны правовые нормы, указанные выше, обязывают оплатить энергию по данным о ее фактическом потреблении, с другой стороны общедомовых приборов учета в жилых домах нет. Кроме того, в расчетах истцом использованы данные, предоставленные МУП "ИРКЦ". Достоверность этих сведений по существу заявителем не оспорена и сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах доводы ООО "Заволжье-1" о необоснованности расчетов истца суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и соглашается с выводами суда первой инстанции по поводу расчетов взыскиваемой суммы.
Вопреки доводам заявителя, и истцом, и судом первой инстанции учтены полученные истцом денежные средства в качестве оплаты за отопление и горячее водоснабжения, перечисленные МУП "ИРКЦ", а задолженность ответчика уменьшена на данную сумму.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 по делу N А31-610/2008-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье-1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
С.В.САМУЙЛОВ
Судьи
А.В.ТЕТЕРВАК
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2009 ПО ДЕЛУ N А31-610/2008-27
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2009 г. по делу N А31-610/2008-27
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Тетервака А.В., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье-1"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 по делу N А31-610/2008-27, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье-1"
третьи лица:
муниципальное унитарное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей",
администрация города Костромы,
департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области
о взыскании 12500 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее ОАО "ТГК-2", истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье-1" (далее ООО "Заволжье-1", ответчик, заявитель).
Предметом иска явилось требование о взыскании задолженности по договору теплоснабжения.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 438, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Из искового заявления с учетом последующих уточнений следует, что с 01.03.2007 ОАО "ТГК-2" является поставщиком тепловой энергии на объекты жилищного фонда города Кострома. Многоквартирный жилой дом по адресу ул. Стопани, 33, г. Кострома, передан в управление ООО "Заволжье-1". Договор на теплоснабжение сторонами не заключен. Количество фактически поставленной/принятой тепловой энергии ответчиком за период с июля по декабрь 2007 года (спорный период) составляет 510,50 Гкал. Стоимость поставленной тепловой энергии за указанный период составляет 45 233,53 руб. Оплата за поставленную тепловую энергию производится через МУП "ИРКЦ". Расчет объемов тепловой энергии абонентам, не имеющим приборов учета, осуществляется по следующей методике: из отпуска тепловой энергии с коллекторов вычитаются потери в тепловых сетях энергоснабжающей организации, отпуск тепловой энергии, потребленной абонентами, имеющими приборы коммерческого учета. Из полученного полезного отпуска вычитается количество тепловых потерь в тепловых сетях абонентов, а оставшаяся величина тепловой энергии распределяется между абонентами, не имеющими приборов учета, пропорционально их тепловым нагрузкам и количеству часов потребления тепловой энергии.
В отзыве ответчик требования не признал и указал, что не является исполнителем коммунальных услуг, понуждение к заключению договора не допускается. Оплата должна производиться по тарифам, установленным для населения.
Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее - Департамент ТЭК, третье лицо), администрация города Костромы, муниципальное унитарное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей" (далее - МУП "ИРКЦ", третье лицо).
Департамент ТЭК в отзыве на исковое заявление указал, что расчеты между истцом и ответчиком за поставленную тепловую энергию за июль - декабрь 2007 года должны производиться в соответствии с постановлением региональной службы по тарифам Костромской области от 15.12.2006 N 06/121.
Администрация города Костромы пояснила, что ООО "Заволжье-1" является управляющей организацией спорного дома и является исполнителем коммунальных услуг. Ответчик не является перепродавцом энергии и должен оплачивать услуги, предназначенные жильцам из расчета размера платы, установленной для населения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 иск удовлетворен полностью. С ООО "Заволжье-1" в пользу ОАО "ТГК-2" взыскано 45 233,53 руб. задолженности, 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что ответчик является управляющей организацией в отношении спорного дома и абонентом истца. Расчет истцом произведен правильно, задолженность за потребленную теплоэнергию ответчиком не погашена.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Заволжье-1" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт отказав в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что не согласен с применением истцом при расчетах Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N ВК-4936, поскольку данные правила регулируют правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и покупателем, у которого временно отсутствуют узлы учета не более чем 30 дней. В данном случае при отсутствии прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей спорного дома правомерно будет определять количество фактически отпущенной тепловой энергии расчетным методом по нормативам потребления, утвержденных постановлением Главы г. Костромы от 18.12.2006 N 3972. Истец произвел расчет объема тепловой энергии по максимальной нагрузке потребления, при круглосуточном пользовании горячей водой одновременно всеми жителями без учета коэффициента неравномерности потребления. Расчет объема тепловой энергии на отопление произведен по максимальной нагрузке - при температуре минус 31 градус в течение всего спорного периода.
Заявителем представлен расчет, который, по его мнению, должен применяться при отсутствии приборов учета. Расчет произведен путем умножения общей площади на норматив потребления тепловой энергии и на тариф (620 руб. за 1 Гкал.). Нормативы потребления соответствующих коммунальных услуг для г. Костромы утверждены постановлением администрации N 3972 от 18.12.2006.
Кроме того, ответчик заявил в жалобе, что не оказывает услуг по предоставлению горячего водоснабжения и отопления собственникам многоквартирного дома 33 по ул. Стопани г. Костромы.
Суд не учел факт получения истцом денежных средств в качестве оплаты за отопление и горячее водоснабжение, перечисленных МУП "ИРКЦ" с июля по декабрь 2007 года в сумме 433 753,90 руб., с мая по сентябрь 2008 года - 149 484,86 руб.
ОАО "ТГК-2" в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Истец, ответчик и МУП "ИРКЦ" просили рассмотреть жалобу без их участия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
15.12.2006 постановлением Региональной службы по тарифам N 06/121 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО "ТГК-2" на 2007 год в размере 620 руб. за 1 Гкал.
18.12.2006 постановлением Главы города Кострома N 3972 установлен размер платы за жилое помещение, платы за коммунальные услуги и нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на территории города Костромы.
17.04.2007 ООО "Заволжье-1" (управляющая организация) и собственник квартиры N 12 дома N 33 по ул. Стопани (собственник) заключили договор управления, содержания и обслуживания многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управляющая организация обязалась оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества дома N 33 по ул. Стопани в объеме денежных средств, уплаченных собственниками по статье "содержание и ремонт жилья", осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2.1.1 управляющая организация обязана обеспечить содержание общего имущества многоквартирного дома (согласно приложение N 2, 4 к договору); текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (согласно приложению N 3 к договору); капитальный ремонт общего имущества дома по отдельному решению собственников в объеме денежных средств, выделяемых на эти цели собственниками и (или) администрацией города; сбор и вывоз ТБО и уборку придомовой территории; обслуживание лифтов (при наличии в доме).
19.04.2007 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Стопани, 33, принято решение выбрать способ управления управляющей организацией ООО "Заволжье-1" (протокол N 1).
05.06.2007 МУ "Служба муниципального заказа по ЖКХ" приказом N 92 сняла дом 33 по ул. Стопани с забалансового счета и передала в управление ООО "Заволжье-1" с 01.07.2007. О данном факте ответчик уведомлен 13.06.2007.
28.09.2007 МУ "Служба муниципального заказа по ЖКХ города Костромы" сообщило ОАО "ТГК-2" о передаче жилого дома 33 по ул. Стопани в управление ООО "Заволжье-1"
14.02.2008 ООО "Заволжье-1" возвратило истцу договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 1143 без оформления.
В спорный период истец поставлял в дом 33 по ул. Стопани г. Костромы тепловую энергию. Указанный дом не оснащен прибором учета тепловой энергии. В связи с этим количество поставленной тепловой энергии истец определил расчетным методом по тепловым нагрузкам. По данным истца в жилой дом 33 по ул. Стопани в спорный период поставлено 510,5 Гкал тепловой энергии.
За период с июля 2007 года по декабрь 2007 года истцом предъявлены ответчику счета-фактуры на оплату теплоэнергии, всего на сумму 373 481,80 руб.
Расчет за тепловую энергию за спорный период производился через МУП "ИРКЦ". За спорный период МУП "ИРКЦ" начислило гражданам за предоставленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению плату в размере 338 804,53 руб. Фактически граждане заплатили 257 205,91 руб. Кроме того, 71 042,36 руб. истцу перечислено из бюджетных средств в качестве возмещения расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг.
Доказательств оплаты тепловой энергии в полном объеме ответчиком не представлено.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 ГК РФ).
Из статей 307 - 310 ГК РФ следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьями 15 и 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьями 539, 541 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из правовых норм раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается должной организацией порядка управления таким домом. Статьей 155 ЖК РФ урегулированы вопросы внесения платы за коммунальные услуги. В соответствии с пунктами 4 и 7 данной статьи при управлении домами управляющей организацией наниматели и собственники жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - управление одной управляющей организацией.
Из статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления жилищного кооператива) обязана помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере теплоснабжения, являются в многоквартирных домах товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме имеют статус потребителей только в случае непосредственного управления ими многоквартирным домом. Потребители - это лица, приобретающие по договору тепловую энергию для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту - Правила). Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из подпункта 3 пункта 49 Правил следует, что исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" весь объем транспортируемых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Правила пользования тепловой энергией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
На энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии распространяются требования Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утверждены первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936).
Из пунктов 1.2., 1.3., 9.9., 9.10. Правил следует, что учет и регистрация отпуска и потребления тепловой энергии организуются с целью осуществления взаимных финансовых расчетов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии. Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета. При их отсутствии количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
Из Инструктивного письма Минтопэнерго Российской Федерации от 20.12.1995 N 42-4-2/18 следует, что до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендовано осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Учитывая, что до настоящего времени не приняты нормативные документы, регламентирующие порядок определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета, истец правомерно руководствовался разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Ответчик наделен полномочиями по управлению жилым домом, находился в фактических договорных отношениях с истцом, являлся его абонентом и потребил в спорный период тепловую энергию. Отсутствие письменного договора с ОАО "ТГК-2" не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость тепловой энергии, потребленной объектом жилищного фонда, управление которым он осуществляет.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу о том, что сложившиеся между сторонами правоотношения следует квалифицировать как договорные, в которых истец фактически поставлял в спорный период тепловую энергию в дом, находящийся под управлением ответчика, а ответчик обязан оплатить поставленную энергию. Расчет обоснованно произведен с использованием тарифа, установленного Региональной службы по тарифам постановлением от 15.12.2006 N 06/121.
Управление домом 33 по ул. Стопани осуществлял ответчик. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих избрание жильцами спорного дома способа управления в виде непосредственного управления. Соответствующие договоры об обеспечении горячим водоснабжением с каждым из жильцов не заключены.
Доказательств, подтверждающих оплату задолженности, ответчиком не представлено. Основания для освобождения от оплаты задолженности отсутствуют.
Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Заявление ООО "Заволжье-1" о необоснованности применения Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 и необходимости применения нормативов потребления, утвержденных постановлением главы г. Костромы N 3972 от 18.12.2006, опровергаются вышеприведенными доводами, не соответствуют действующему законодательству и отношениям сторон.
В связи с отказом ответчика от подписания договора на поставку тепловой энергии, методики расчета оказанных услуг стороны не согласовали. Ввиду отсутствия приборов учета объем поставленной энергии определен расчетным путем. Истец произвел расчет на основании проектных тепловых нагрузок жилого дома. Суд первой инстанции обоснованно признал такой расчет достоверным, поскольку с одной стороны правовые нормы, указанные выше, обязывают оплатить энергию по данным о ее фактическом потреблении, с другой стороны общедомовых приборов учета в жилых домах нет. Кроме того, в расчетах истцом использованы данные, предоставленные МУП "ИРКЦ". Достоверность этих сведений по существу заявителем не оспорена и сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах доводы ООО "Заволжье-1" о необоснованности расчетов истца суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и соглашается с выводами суда первой инстанции по поводу расчетов взыскиваемой суммы.
Вопреки доводам заявителя, и истцом, и судом первой инстанции учтены полученные истцом денежные средства в качестве оплаты за отопление и горячее водоснабжения, перечисленные МУП "ИРКЦ", а задолженность ответчика уменьшена на данную сумму.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.10.2008 по делу N А31-610/2008-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье-1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
С.В.САМУЙЛОВ
Судьи
А.В.ТЕТЕРВАК
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)